Ателье ER
Модель аморфных каналов
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Карта органической логики
Вернуться к карте органической логики
Модель аморфных каналов
Последняя редакция: 03.10.2009
 
Модель аморфных каналов - это вспомогательная метафора, помогающая на интуитивном уровне усвоить одно из важных свойств когнитивного уровня систем и существующих в нем процессов:
Смыслы, идеи, парадигмы - все, что составляет содержание когнитивного уровня систем - способно преодолевать как материальные, так и информационные преграды.
В III веке нашей эры китайский император Цинь Ши-хуанди предпринял не имеющее аналогов в истории строительство великой стены, которая должна была предотвратить набеги кочевников и недопустить перехода самих китайцев к кочевому образу жизни. В ее строительстве приняло участие около миллиона человек, каждый пятый гражданин империи. Достройка стены продолжалась еще более тысячи лет. Стена служила эффективным способом ограничить движение людей и грузов через северные границы Китая.
Это была преграда материального уровня, но ее спокойно преодолевала информация - и в одну и в другую сторону. Когда к Великой стене подошел тот же Чингис-хан, у него была полная и оперативная информация о политической ситуации в Китае, а китайский военоначальник имел информацию о текущих военных приготовлениях Чингис-хана.
В начале XXI века руководство Китая предприняло проект "Золотой щит", который на этот раз целиком относится к информационному уровню общества. "Золотой щит" - это масштабная система фильтрации интернет-трафика (фаервол), поступающего в Китай, с целью недопущения проникновения нежелательной, по мнению руководства Китая, информации в страну. Естественно, что эту систему фильтрации сразу же неформально окрестили "Великим китайским фаерволом".
Эта информационная прграда, возможно, немного затруднит знакомство китайских граждан с "нежелательной информацией", но она ни в малейшей степени не сумеет помешать проникновению в сознание китайцев "нежелательных" смыслов - идей, парадигм, концепций - а ведь именно они представляют наибольшую опасность с точки зрения культурной идентичности Китая.
Знаковые и аморфные каналы
Каналы, по которым перемещается информация принято именовать каналами связи. Если между двумя точками мира нет канала свзяи, информация не сможет проникнуть из одной точки в другую. Но, как мы утверждаем, отсутствие информационного канала связи не является преградой для распространения когнитивных объектов - смыслов. Но каким образом они распространяются?
Модель аморфных каналов - это упрощающая метафора, которая позволдяет в некоторой степени понять, что происходит на когнитивном уровне систем. В соответствии с ней, мы различаем два типа информации:
Знаковая информация - это информация, которая может быть закодирована в последовательность символов. Такая информация может быть изложена в виде текста или формулы, изображена в виде схемы и т.д. Это "классическая" информация, которую исследует кибернетика и на которой основаны современные информационные технологии. Ее можно перевести в последовательность битов и передать по знаковому каналу связи. Знаковый канал связи - это канал, по которому возможно передавать последовательности символов.
Образная информация - это информация, которая не поддается переложению в последовательность знаков, то есть не может быть представлена в виде текста, схемы или в другом символическом представлении. Трансляция этого типа информации не нуждается в знаковых каналах связи, ей достаточно аморфных каналов. В отличие от знаковых каналов связи, которые опираются на определенный физический носитель (электромагнитные импульсы в проводах, звуковые волны при речевой коммуникации, бумага как носитель текстов и т.д.), аморфные каналы не имеют определенного физического носителя, они "бесформенны", не имеют ясных границ и отчетливой структуры.
В мастерском использовании возможностей аморфных каналов связи заключается секрет ораторского искусства.
Одним из самых ярких ораторов XX века, несомненно, был Адольф Гитлер. Его ораторский талант проявился еще в самом начале его политической карьеры в конце 20-х годов, когда сумбурные, но эмоциональные речи бывшего ефрейтора стали "гвоздем" собраний политических маргиналов того времени. Ходят слухи, что в дальнейшем к развитию ораторских способностей Гитлера приложили руку его покровители из оккультных сект, которые научили его в полной мере использовать выразительные способности не только лица и рук, но и всего тела.
Просматривая хроники выступлений Гитлера, легко можно "услышать" аморфное послание, которое заключалось в его речах, даже если вы не понимаете текстуального (знакового) содержания его речи - жесты, мимика, интонации, вариации громкости речи - все это вместе образует единый аморфный канал образной информации, который транслировал на аудиторию Гитлера идеи безжалостной гордыни и нечеловеческой жестокости, ядовитую смесь комплексов неполноценности и мании величия, но - и некую "темную энергию", готовность к действию и самопожертвованию ради "великого будущего нации".
Шила в мешке не утаишь
Каждое явление социальной жизни, каждая организация, каждый человек включен и в знаковые и в аморфные каналы связи. Однако, если знаковые каналы можно попытаться перекрыть или подчинить полному контролю, то аморфные каналы этому поддаются очень плохо. Когда вы слышите за стеной, как ругаются соседи, вы можете не разбирать конкретных фактических пунктов их претензий друг к другу, но получаете достаточно полное общее представление о ситуации, понимаете ее смысл. Аналогично, какие бы меры секретности не предпринимались, смысл неблагополучной ситуации в организации или государстве транслируется окружающим. Можно организовать мощный поток дезинформации, чтобы скрыть правду, но любая мелочь, случайно оставшаяся без контроля, станет транслятором образной информации - как жующий свой галстук Саакашвили поставил крест на усилиях своих пиарщиков, старавшихся убедить мир, что он является невинной жертвой российской агрессии, а не "нашкодившим" фюрером.
Аморфным каналом может быть что угодно, даже то, что, казалось бы, не может содержать никакой информации. Взгляните на любую пресс-конференцию, в которой участвует несколько человек. Один из них говорит то, что имелось сообщить журналистам (знаковую информацию). А его спутники в это время транслируют образную информацию - покашливая, перебирая предметы на столе, покачивая головой, бросая взгляды туда-сюда. Всё это, вместе с интонациями, жестами и другими деталями поведения докладчика образует единый аморфный канал информации и он одновременно зависит от всех "случайных" мелочей поведения участников пресс-конференции, и не зависит ни от одной из них конкретно.
 В маркетинге  чрезвычайно актуальной проблемой для многих компаний является ситуация, когда знаковые трансляции компании (ее реклама, "официальная информация") совершенно не согласуются с образными трансляциями. Реклама может бесконечно убеждать клиентов в высоком качестве обслуживания и внимании к клиентам, но пренебрежительные интонации в голосе персонала, курящая у входа сотрудница в фирменной блузке, хохочущие и разговаривающие о своих делах сотрудники, которые проходят мимо ожидающего клиента, даже не взглянув на него и многие, многие другие плохо контролирумые "мелочи" - всё это способно на корню погубить все рекламные усилия.  Аморфные каналы вездесущи. 
Свойства аморфных каналов
Аморфные каналы невозможно полностью перекрыть и невозможно поставить под полный контроль. Но их можно эффективно использовать. Для этого необходимо, чтобы естественным образом транслируемая ими информация имела благоприятный для нас смысл.
В отличие от обычных информационных каналов, аморфные каналы невозможно адресовать кому-то конкретно, их действие похоже на широковещательную трансляцию, которую может принять любой.
Характерная скорость передачи образной информации по аморфным каналам может быть ниже, чем скорость передачи знаковой информации по обычным информационным каналам, но подобно запаху (дурному или приятному) она неуклонно распространяется по всему доступному социальному пространству.
В заключение необходимо еще раз повторить - модель аморфных каналов является упрощением. В строгом смысле, "образная информация" не является информацией вообще, а принадлежит другому, когнитивному уровню. Скорее,  содержанием аморфных каналов являются знания как нечто противоположное информации . Речь идет о том типе знаний, которые скорее "ощущаются", чем "думаются".
Дополнительно точно по теме:
О знаковой и образной информации в практике маркетинга: Аморфные каналы
О двух типах представления информации и знаний: Азбука гештальта
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011