Ателье ER
Когнитивный эфир
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Карта органической логики
Вернуться к карте органической логики
Когнитивный эфир
Последняя редакция: 03.10.2009
 
Это одно из основополагающих понятий органической логики. Когнитивный эфир это динамическая среда, существующая на когнитивном уровне реальности. В нем пребывают идеи, знания, концепции, парадигмы, мифы, убеждения, установки, под влиянием которых находится социальная система. Когнитивный эфир представляет собой "питательный бульон", в нем рождаются, живут и взаимодействуют смыслы, которые общество накладывает на реальность. Его свойства сложны и своеобразны:
Осознаваемые людьми знаковые коммуникации, когда люди обмениваются информацией - вершина айсберга. Большая часть содержания коммуникаций остается на бессознательном уровне, где происходит обмен образами и смыслами.
Содержание когнитивного эфира формируется деятельностью сознания каждого человека - его идеями, убеждениями, смыслами.
В процессе коммуникации люди обмениваются индивидуальными смыслами, и они становятся общими, коллективными. Так складывается единая когнитивная среда социума. При этом, являясь коллективным продуктом, содержание когнитивного эфира становится практически независимым от содержания сознания каждого отдельного человека и начинает выступать как нечто самостоятельное, назависимое, "объективное". Когнитивный эфир начинает организованно влиять на сознание многих людей как самостоятельная сила.
Будучи отражением динамической работы сознания многих мыслящих существ, когнитивный эфир также получает динамические черты - он не является чем-то застывшим, он развивается. В некоторых условиях когнитивный эфир может даже проявлять себя как наделенное сознанием разумное существо.
Важно подчеркнуть: содержанием когнитивного эфира является не знаковая информация, не тексты, которыми обмениваются люди, а то, что в модели аморфных каналов именуется "образной информацией". Обмен этим типом информации составляет львиную долю человеческих коммуникаций, хотя в большинстве случаев этот обмен происходит бессознательно:
 Любая коммуникация многослойна , и люди обычно осознают лишь тонкий верхний слой, в котором происходит обмен знаковой информацией, текстами. На более глубоких слоях происходит обмен образной информацией или смыслами. Этот обмен обычно происходит вне сознательного ведома людей.
 Любой продукт деятельности человека - это сообщение. Любой жест или поступок, любая деталь поведения человека - это сообщение.  В подавляющем большинстве случаев, это не знаковые, а образные сообщения, и они образуют непрерывную сеть бессознательных коммуникаций, из них соткана ткань когнитивного эфира.
Когнитивный эфир как сложная среда
Классическим примером сложной среды является атмосфера. Многообразие и сложность происходящих в ней явлений служит отличной иллюстрацией свойств когнитивного эфира.
Понимание свойств когнитивной среды имеет для интрамаркетинга не обще-теоретическое, а практическое значение, поэтому мы уделяем особое внимание углублению и уточнению понимания этих свойств. Другие понятия интрамаркетинга, по сути, представляют собой результаты этого исследования. При этом мы обнаружили, что  наиболее перспективным подходом к изучению детальных свойств когнитивного эфира является его представление как сложной среды, образованной совокупностью сложных систем .
Наука сложных систем (Complexity Science) имеет предметом своего изучения сложные системы как противоположные простым, образованным ограниченным количеством элементов, которые между собой связаны линейными связями. Сложные системы образованы очень большим количеством элементов, насыщены связями, часто нелинейными, и благодаря могут становится носителем особых признаков, среди которых:
Неоднородность, наличие "глухих" и сверхчувствительных к воздействиям зон.
Существование областей хаоса.
Самоорганизация, самопроизвольное возникновение структур.
Принципиально непредсказуемая на длинных промежутках времени динамика.
Рассматривая когнитивный эфир как результат действия гигантской сети социальных коммуникаций, мы естественным образом подходим к идее видеть его как среду, обладающую признаками сложных систем. Выяснилось также, что в приложении к когнитивному уровню реальности эти признаки несут особый смысл.
Реально ли коллективное сознание?
В заключение следует затронуть еще один важный вопрос. Мы получили следующую картину: когнитивный эфир трансперсонален, он не разделен на четкие области, привязанные к сознанию того или иного человека. Людей разделяют жесткие материальные, иногда - и информационные барьеры, но на когнитивном уровне люди мало изолированы друг от друга, они погружены в общую когнитивную среду. Это очень близко понятию "коллективного бессознательного" Густава Юнга.
И тут встает важный для практики вопрос - является ли коллективное сознание реальностью или лишь удобным описанием согласованного и похожего поведения и мышления разных людей? Некоторые, как Густав Юнг, считали коллективное сознание чем-то реально существующим, другие резонно ему (и многим другим мистикам и оккультистам) возражают: современной науке неизвестны физические механизмы, которые бы обеспечивали функционирование коллективного сознания, а значит, его не может быть, это лишь абстракция.
И все же, в настоящее время  мы склоняемся к тому, что коллективное сознание существует реально, что оно способно согласованно влиять на мышление и поведение людей, которые не только не находятся друг с другом в прямых коммуникациях, но даже иногда просто не могут этого сделать, будучи разделенными непреодолимыми материальными и информационными барьерами . Даже в этих условиях люди могут действовать определенным образом согласованно и у этого нет другого объяснения, кроме как считать это результатом деятельности коллективного сознания, не зависящего от физических и информационных барьеров.
Одно из таких проявлений коллективной связности -  особый спектр шума в параметрах социальных систем . Оказывается, многие числовые характеристики социальной активности подвержены случайным колебаниям, имеющим спектр так называемого розового шума. Такой спектр, например, имеют флуктуации загруженности автотрасс и колебания уровня продаж в определенной торговой точке ото дня ко дню. Однако, длительные поиски объяснения розового спектра шума в социальных параметрах не дали результата. Даже простейшая математическая модель генерации розового шума (так называемая модель Бака-Снеппена) требует, чтобы все элементы модели находились друг с другом в постоянном взаимодействии. Иными словами, водители, выезжающие на определенную дорогу или покупатели определенной торговой точки должны находиться между собой в постоянном взаимодействии - только так нынешняя наука может объяснить розовый спектр шума в социальных параметрах. И если ученые не придумают более простой модели (а шансов на это мало), этот факт можно считать доказательством существования коллективного сознания как организующей силы, обеспечивающей перманентную связь между разными представителями социума. Мы назвали это доказательство "Доказательством 1/F" (спектр розового шума описывается формулой 1/F). Удивительно, что такой же спектр шумов очень характерен для проявлений индивидуального сознания и нервной деятельности. Подробнее об этом крайне любопытном круге вопросов - в статье Опус 1/F.
Биологам известно, что колонии муравьев (и других "социальных" насекомых) ведут себя как единое существо, обладающее коллективным разумом. Хотя выдвигалось множество объяснений удивительной согласованности в действиях муравьев, разделенных порой большими расстояниями, они не придумали ничего, кроме гипотезы о сложной системе химических сигналов, которыми муравьи поддерживают коллективные коммуникации и связное поведение всей колонии.
Но может быть, ситуация обстоит совершенно иначе: все живые существа объединены в коллективное сознание со своими родичами или соседями, в том числе и люди. Но в муравьях это заметно очень хорошо, а в людях - только при особых условиях, или при анализе некоторых странных моментов, вроде розового шума в спектре социальных параметров.
Но почему вопрос о реальности коллективного сознания важен для практики? Например, практики маркетинга? Потому что если оно реально,  вам не нужно взбираться на трибуну перед толпой или бомбардировать массы рекламой через СМИ, чтобы повлиять на коллективное сознание общества , на общественное мнение, на предпочтения людей. Вам достаточно иметь дело с некоторой его частью или вообще, только с самим собой - ведь любой представитель социума включен в его коллективное сознание прямо, без всяких промежуточных звеньев.
Это революция! Но разумеется, в жизни все далеко не так просто...
Дополнительно точно по теме:
Понятие в приложении к маркетингу: Когнитивный эфир
Когнитивный эфир как модель рынка в статье: Субстанциональные модели маркетинга
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011