Ателье ER
Три уровня организации
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Карта органической логики
Вернуться к карте органической логики
Три уровня организации
Последняя редакция: 03.10.2009
 
Это основополагающая идея органической логики. Она состоит в том, что любая социальная система, например, государство, географический рынок или компания, содержат три уровня организации:
  1. Материальный уровень - этот уровень строения и организации содержит материальные объекты, из которых сложена система, ее физическая "архитектура". К нему относятся географические ландшафты, телесно-материальная составляющая человека и других существ, все предметы, имеющие определенный вес, объем, местоположение. Этот уровень организации системы строго подчиняется физическим законам природы (важнейшие из них - законы сохранения вещества и энергии) и в разрешенных ими рамках подчиняется управляющему действию следующего уровня организации систем:
  2. Информационный уровень - этот уровень организации содержит информационные потоки и хранилища системы. На этом уровне располагаются классические механизмы положительных и отрицательных обратных связей, которые исследуются в кибернетике. Это уровень информационных коммуникаций, нервной системы, традиционного директивного управления. Кроме того, это уровень формальной логики, именно на нем действуют компьютерные программы. Информационный уровень не подчиняется физическим законам, например, информация, в отличие от материальных предметов, может возникать ниоткуда и бесследно исчезать.  Благодаря большей степени свободы, этот уровень способен управлять физическим . Однако, у него также есть свои ограничения, которым подчиняется информация. Важнейшее из них - закон тождества, которое можно выразить как I=I. Это выражение означает, что любое сообщение I как информационный объект равно само себе или тождественно само себе. Например, строка битов 11001010 всегда тождественна строке битов 11001010. Информационный уровень управляется еще более высоким уровнем, в котором закон тождественности и другие законы информационного уровня не являются обязательными:
  3. Когнитивный уровень (от латинского cognoscere, "знать", "узнавать") - этот уровень организации содержит смыслы, идеи, парадигмы системы. В социальных системах он определяет, какой смысл придают люди той или иной информации, тем или иным событиям. По сравнению с информационным уровнем,  он обладает большей степенью свободы и поэтому способен управлять и информационным уровнем и, опосредованно, материальным .
В 1204 году один из небольших отрядов Чингис-хана противостоял в степи Саари-кеере значительно превосходившим силам найманов. Но к прямой схватке Чингис-хан был не готов - после долгих походов и кони и люди устали, отощали. Нужна была передышка на несколько дней, которая бы позволила откормить коней и дала бы отдых воинам. Тогда Чингис-хан одобрил идею одного из своих военоначальников. Он приказал каждому из своих воинов по ночам разводить в степи по пять костров. Дозоры найманов стали видеть по ночам монгольский стан, весь покрытый кострами, числом "больше, чем звезд на небе". И их количество от ночи к ночи увеличивалось! От таких донесений Таян-хан, противник Чингис-хана впал в сомнения, стоит ли вступать в битву с монголами. Он пустился в длительный обходной маневр и был впоследствии разбит.
Чингис-хан использовал нарушение информационного тождества "1 костер на стане = 5 воинов", под жестким влиянием которого находились найманы. Он нарушил его, обратив в "5 костров на стане = 1 воин". Таким образом, он нужным образом изменил смысл, который вложили враги в свои наблюдения. Монголы, сознательно нарушив привычное тождество, получили  когнитивный контроль над информационным уровнем ситуации . Сравните эффективность этого контроля по сравнению с ситуацией, если бы Чингис-хан попытался бы действовать на информационном уровне, например, подослав противнику "перебежчика" с дезинформацией. В отличие от информационного управления, когнитивному контролю чрезвычайно трудно противостоять.
Инфляция информационного управления
В течение 20-го века, который справедливо именуют веком информации, люди научились в совершенстве использовать информационный уровень организации систем, научились использовать информацию для контроля системами и для защиты от него. Ситуация напоминает средневековую эпоху, когда гладкоствольным пушкам равновесно противостояли толстые стены крепостей. Но равновесие было нарушено, когда появились нарезные орудия, способные пробить любую крепостную стену. Эту роль в 21-м веке сыграют когнитивные методы управления, которые могут преодолевать барьеры, созданные для течения информации и информационных управляющих сигналов. Мы можем не контролировать источники информации и директивного управления, которыми обладает система, но можем контролировать  источники смыслов , которые придаются информации (как в истории с Чингис-ханом).
Дополнительно, важнейшим социальным явлением в наши дни является беспрецендентный информационный шум, перегруженность информационного уровня социума противоречивыми сигналами. Это приводит к кризису традиционных директивных методов управления обществом. С ним связано снижение реальной власти государственных бюрократий, резкое падение эффективности рекламы и пропаганды. В этих условиях возможности когнитивного управления становятся особенно привлекательными. (Вполне возможно, что когнитивное управление общественной жизнью в широких масштабах уже осуществляется - и чаще всего в пользу узких групп людей. Чтобы заметить этот процесс, достаточно проследить, кто управляет источниками смыслов, которые придаются тем или иным событиям общественной жизни, и как эти смыслы внедряются в умы людей.)
Маркетинг на когнитивном уровне
В приложении к маркетингу происходящая информационная инфляция общества означает снижение результативности традиционных подходов, и как признают многие специалисты, включая Котлера, маркетинг должен пересмотреть свои базовые предпослыки.  Необходима идеология решения маркетинговых задач, ориентирующаяся на возможности когнитивного уровня социальных систем, а не ограничивающаяся лишь информационными возможностями, как традиционный маркетинг . Сделав шаг в этом направлении, мы получили интрамаркетинг.
Дополнительно точно по теме:
Комментарий к статье "Системный анализ и чувствительные точки": Кибернетический потолок
Идея в приложении к компаниям: Три уровня управления в предприятии
Идея в приложении к управлению знаниями: Три уровня управления знаниями в организации
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011