Ателье ER
Модель детерминант
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Карта органической логики
Вернуться к карте органической логики
Модель детерминант
Последняя редакция: 03.10.2009
 
Это вспомогательная модель, которая позволяет выделить наиболее привлекательные или удобные пункты для когнитивных вмешательств в социальные системы, например при управлении идентичностью. В соответствии с ней, социальные системы неоднородны с точки зрения чувствительности, они образованы "лоскутами" и "швами". Вмешательства внутри "лоскутов" трудоемки и для получения заметных результатов необходимы очень энергичные вмешательства, требующие больших затрат информационных (управленческих) и материальных ресурсов. Напротив, вмешательства в "швы" могут быть минимальными по трудоемкости, но способны оказывать серьезное влияние на те "лоскуты", которые соединяются в данном "шве". Таким образом, информационные и материальные факторы, которые располагаются в "швах", определяют состояние целых лоскутов социальной системы, являются для нее детерминантами. Детерминанты могут быть использованы двояко:
 Они могут использоваться для проведения целенаправленных вмешательств в социальную систему . Такие вмешательства могут иметь когнитивную природу (не информационно-управленческую и не материальную), поэтому могут быть очень экономичными и даже незаметными для участников социальной системы.
 Они могут использоваться для прогнозирования состояния социальной системы . Именно в них проявляются первые признаки грядущих перемен в социальной системе.
Модель детерминант помогает находить чувствительные области социальных систем, но не говорит о том, что с ними делать: как проектировать вмешательства в них или как прогнозировать с их помощью будущее системы. Более тонкое представление о чувствительных областях социальных систем дано в понятии мерцающей зоны.
Лоскуты и швы
"Лоскутами" в модели детерминант называются области устойчивости, регулярности, порядка в жизни социальной системы. "Швы" - это места столкновения областей порядка и если взаимодействие между порядками разных лоскутов не систематизировано и не организовано, то в этих местах социальной системы возникают специфические нарушения, проявляющиеся как беспорядочность, необычность, иррегулярность событий и фактов. И именно в этих областях располагаются детерминанты системы.
В российских компаниях, в которых основная деятельность сотрудников проходит в стенах офиса, точкой, в которой соприкасаются различные лоскуты компании как социальной системы, является курилка. Если в месте, куда сотрудники выбегают покурить, грязно, навалены окурки, обшарпаны стены и т.д, это является признаком, что курилка находится вне зон порядка и устойчивости компании как социальной системы, а значит, происходящее в ней может обладать свойствами детерминант. К их числу могут относиться: неформальные разговоры персонала, надписи на стенах, клочки офисных бумаг и т.д. При прочих равных условиях, вмешательства в курилку дают значительно больший эффект, нежели внутри "лоскутов" компании. Например, предложение руководителя, вывешанное в курилке, приведет к несравнимо большему резонансу в компании, нежели вывешанное на доске приказов или даже озвученное им самим на планерке.
Конечно, место для курения может лежать не на "шве", а внутри определенного "лоскута" компании, например, если сотрудники курят в отведенное время в специально обустроенном месте, если им регулярно пользуется руководитель компании и в ней действует определенный "устав" и т.д.
На практике мы выделили несколько признаков, указывающих на "швы" социальных систем, которые могут содержать ценные для прогнозирования и вмешательств детерминанты:
 Места, в которых налюдается высокая степень беспорядка, неорганизованности, хаотичности по сравнению с другими местами социальной системы . Например, сотрудников компаний, с которыми могут быть связаны детерминанты компании, можно узнать по беспорядку на их рабочем месте или по небрежной манере одеваться и вести себя.
 События и обстоятельства, которые резко выпадают из нормы, из привычного или стандартного хода вещей и правил  часто указывают на "швы" социальной системы, являются ее детерминантами.
Интуиция и детерминанты
Мы убеждены -  воспринимающий аппарат человека изначально настроен на выделение "швов" социальной и природной реальности, каждый человек наделен способностью находить детерминанты интуитивно . Возможно, потому, что эволюционно люди научились бессознательно фокусировать свое внимание на наиболее значимых, обладающих свойствами детерминант факторах среды. Однако, современному человеку очень мешают его представления о "важном" и "неважном". Например, принято считать, что самой важной, "судьбоносной" персоной в компании является ее глава. Однако, когда речь идет о чем-то большем, чем простое регулирование текущих деловых процессов, это часто совершенно не соответствует действительности и наиболее эффективные вмешательства могут проводиться через сотрудников, которые могут даже не занимать руководящих должностей. Но их близость к "швам" компании придает им особую значимость. Иногда таких людей называют "неформальными лидерами" или "серыми кардиналами".
Точно также, принято считать, что официальные механизмы управления в компаниях являются единственными эффективными точками вмешательств в жизнь компаний. И это при том, что эти механизмы необъяснимо часто буксуют. С точки зрения модели детерминант, управление действительно эффективно лишь тогда, когда оно направлено на регулирование "швов" системы, а не ее "лоскутов". Если формальное управление действует лишь в пределах упорядоченных "лоскутов" системы, оно способно выполнять лишь ограниченные регуляторные функции, что демонстрируется при любом форс-мажорном обстоятельстве, с которым сталкивается система.
Дополнительно точно по теме:
Об управлении идентичностью с помощью детерминант: Когнитивные детерминанты
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011