Ателье ER
Гештальт
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Карта органической логики
Вернуться к карте органической логики
Гештальт
Последняя редакция: 03.10.2009
 
Гештальт - центральное понятие органической логики, оно связывает воедино всю ее систему идей.
До сих пор мы говорили о том, что содержанием когнитивного уровня социальных систем (когнитивного эфира) являются смыслы: идеи, концепции, парадигмы, мифы и другие средства осмысления реальности, которыми пользуются люди. Однако, говоря точнее, содержанием когнитивного эфира являются гештальты. Гештальты - это динамические структуры сознания, которые используются людьми для организации частных восприятий в единое целое. Любую деталь реальности, любой факт или событие наше сознание не воспринимает само по себе, как нечто самостоятельное, но помещает его в ту или иную динамическую систему, которая и придает отдельным частями мозаики определенный смысл. Иными словами, смысл любого восприятия определяется тем, в какую динамическую целостность, в какой гештальт мы его помещаем.
Взгляните на эту картинку. Обратите внимание, что происходит с вашим восприятием:  сначала оно воспринимает круг, а уж затем каждая отдельная точка этого изображения получает свой смысл как часть круга . Важно: сначала мы видим круг, а уж потом понимаем смысл отдельных точек, а не наоборот. Наше восприятие не собирает круг, изучая кажду точку и соотношения между ними, оно видит круг сразу, мгновенно. Здесь форма круга - это гештальт, организующая сила восприятия, которая мгновенно, быстрее, чем мы можем осознать, накладывает на изображение определенный набор смыслов. Так гештальты управляют смыслами, гештальты - это и есть смыслы, о которых мы говорили до сих пор.
Совершенно аналогично происходит и в случае более сложных восприятий, когда мы видим не набор простых изображений, а мысленно рассматриваем некоторые наборы фактов, обстоятельств и т.д. В этом случае на отдельные факты и обстоятельства изначально накладывается определенный гештальт, который и придает событиям и фактам смысл. В качестве таких гештальтов выступают концепции, парадигмы, системы представлений, мифы - все они являются гештальтами, "генераторами смысла".
Одни и те же восприятия, события и факты реальности, могут восприниматься нами через очки того или иного гештальта. При этом при смене гештальта радикально меняется смысл восприятий. Этот процесс хорошо иллюстрируется знаменитой иллюзией Эдгара Рубина. Мы можем видеть на этой картинке либо вазу, либо два лица. Мы можем сознательным усилием переключать смысл изображения, переключая гештальт. "Поиграйте" с этим процессом, обратите внимание на момент переключения, когда наше восприятие перестраивается от одного гештальта к другому. Можно заметить, что в этот краткий миг изображение перед нами не имеет никакого смысла, просто набор пятен. Но удерживаться в таком "подвисшем состоянии" практически невозможно - наше восприятие нуждается в том или ином гештальте, в том или ином способе организовать непосредственное переживание.
Аналогичным образом могут переключаться и гештальты, которые формируют отношение людей к социальной действительности. Одни и те же события и факты будет при этом получать совершенно различный смысл и направлять людей к совершенно разным выводам, решениям, поведениям. Так, очень интересным сегодня является процесс переключения коллективного восприятия от гештальта кризиса к гештальту "восстановления экономики". Каждый из них является социальной парадигмой, динамической системой смыслов, которые люди накладывают на реальность. Чем меньше фактов, которые хорошо укладываются в гештальт кризиса и больше фактов, которые лучше укладываются в гештальт "восстановления", тем неоднозначнее становится коллективное восприятие, тем больше смысл происходящих событий "мерцает" в голове людей. Это, например, находит отражение в высокой волатильности рынков, когда биржевые цены хаотически пляшут в больших пределах. Эти скачки связаны с переключениями гештальта, в свете которого участники торгов оценивают происходящие в экономике процессы. И, несколько предвосхищая дальнейшее, чем легче самопроизвольно переключается гештальт, тем легче этим процессом управлять сознательно.
Гештальты и когнитивный эфир
Мы говорили о том, что когнитивный эфир обладает трансперсональными свойствами - содержащиеся в нем смыслы могут транслироваться, минуя материальные и информационные преграды между людьми. Уточняя, мы говорим, что способностью преодолевать преграды обладают гештальты как носители смыслов.
В 1983 году британский биолог Руперт Шелдрейк при помощи телеканала BBC провел экперимент, который должен был доказать или опровергнуть существование "морфогенетического поля". В соответстии с теорией Шелдрейка, если множество людей обладают неким знанием, то другим людям становится легче приобрести такое же знание, даже если эти люди никак между собой не связаны. В одном из вечерних шоу BBC показало 2 миллионам зрителей эту картинку с вопросом: "Что на ней изображено?". Спустя неделю зрителям был дан ответ. Параллельно с этими событиями на другом континенте, где не было трансляции канала BBC, помощники Шелдрейка показывали это изображение разным людям и высчитывали процент тех, кто дал правильный ответ. После выхода передачи BBC с отгадкой, экспериментаторы отметили несомненный скачок доли правильных ответов на другом континенте, который не мог быть объяснен какими-то подсказками от тех, кто видел шоу BBC с разгадкой. Что тут изображено?
Результаты эксперимента, возможно, свидетельствуют о том, что гештальты как носители смыслов действительно могут преодолевать и материальные и информационные преграды. Тут важно понимать, что гештальты не содержат информации, это особые динамические структуры сознания, которые задают смысл информации, но сами ею не обладают. Вероятно, поэтому многочисленные телепатические опыты приводили к сомнительным результатам, ведь как правило, они проводились в расчете обнаружить телепатический обмен информацией, а не гештальтами-смыслами.
Гештальт-качества и важные гештальты
В научный лексикон слово "гештальт" ввел немецкий психолог Христиан фон Эренфельс, который обозначал термином "гештальт-качества" целостные характеристики воспринимаемых вещей, когда они не являются простой суммой своих составляющих. В качестве примера он приводил мелодию как целостную характеристику набора отдельных музыкальных звуков. Мы воспринимаем мелодию не как сумму отдельных нот, а как нечто самостоятельное, единое, целостное. Мелодия не складывается в нашем сознании постепенно, нота за нотой, но осознается сразу целиком - как круг из точек в вышеприведенном примере. Более того, мы можем изменить тон мелодии, изменить скорость, то есть, поменять все составляющие ее ноты, но мелодия останется сама собой. Таким образом, мелодия - это гештальт-качество, оно зависит не от конкретных нот, но от структуры отношений между ними. Мелодия - это гештальт, придающий смысл отдельным музыкальным звукам, он помещает каждую из них в связную структуру отношений.
Очень важным гештальт-качеством является симметрия.  То, что принято называть социальными парадигмами, мифами, установками, представляют собой различные типы симметрий (асимметрий) в социальных явлениях . Фактически,  целенаправленное управление симметрией событий и фактов является главным инструментом управления смыслами (гештальтами) в интрамаркетинге .
Эмоции также являются гештальтами, "генераторами смысла", который мы придаем тем или иным обстоятельствам и событиям. На глубоком уровне каждая человеческая эмоция представляет собой определенный тип симметрии, в который мы организуем свои восприятия и мысли.
Хорошая идентичность является гештальтом. Плохая идентичность, которая "распадается" на несколько не связанных смыслов, не является гештальтом.
Гештальт - исключительно важный и содержательный термин, от свободного владения которым зависит возможность освоить интрамаркетинг. Здесь мы дали лишь очень краткое объяснение гештальта, и мы настоятельно рекомендуем углубить свое понимание термина, воспользовавшись ниже приведенными ссылками. Кстати, на картинке из эксперимента Руперта Шелдрейка изображена танцующая пара.
Дополнительно точно по теме:
О гештальте в статье про когнитивный маркетинг: Гештальты и мультистабильные восприятия
Гештальт как "вторая" модальность восприятия и мышления: Азбука гештальта
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011