Ателье ER
Самоподобие
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Карта органической логики
Вернуться к карте органической логики
Самоподобие
Последняя редакция: 03.10.2009
 
Самоподобные структуры отличаются тем, что их части имеют форму, сходную с целой структурой. Например, каждая ветвь дерева имеет форму, схожую со всем деревом как целым, дерево самоподобно. В интрамаркетинге считается, что гештальты (смыслы), находящиеся на когнитивном уровне социальных систем, разворачиваются на информационном и материальном уровне в самоподобные структуры. Это обстоятельство имеет несколько важных применений в органической логике:
Она, в первую очередь, имеет дело с когнитивным уровнем социальных систем и гештальтами. Однако, в некоторых ситуациях активные гештальты социума (актуальные смыслы) не известны исследователю изначально. В этом случае  самоподобные информационные и материальные структуры общества служат признаком, по которому можно зафиксировать существование неизвестного ранее гештальта .
Целенаправленно разворачивая определенный гештальт (смысл) в самоподобные информационные и материальные структуры, мы можем усилить значимость гештальта в социальной жизни. И напротив, препятствуя или определенным образом корректируя разворачивание гештальта, мы можем ослабить его значимость.
Самоподобие и фракталы
Самоподобные структуры принято именовать фракталами, так что мы можем говорить, что гештальты разворачиваются в материальные и информационные фракталы. Фрактал - это фигура или узор, который образован повторением своих отдельных частей в различном масштабе. В качестве примера мы приведем один из самых простых примеров - кривую Коха. Характерные свойства фракталов станут вполне ясны, если разобраться, как строится эта кривая:
  1. Шаг 0: Построение кривой начинается с прямого отрезка. Он именуется инициатором.
  2. Шаг 1: К отрезку применяется простое преобразование: отрезок разбивается на три равных части и на средняя часть превращается в два отрезка, образующие по форме равносторонний треугольник. Это преобразование называется генерирующим.
  3. Шаг 2: К получившейся ломаному отрезку применяется то же генерирующее преобразование, но теперь к каждому из его четырех сегментов.
  4. Шаг 3 и далее до бесконечности: Мы получаем еще более ломаную линию и к каждому из ее сегментов мы вновь применяем генерирующее преобразование. Затем повторяем это вновь и вновь - до бесконечности.
Сложная фигура, которую мы получим в результате (если только может быть результат у бесконечного числа шагов) и есть фрактал, он называется кривой Коха. Эта кривая обладает характерными свойствами фракталов:
Кривая состоит из подобных между собой кусочков (треугольных сегментов), при этом вне зависимости от того, как мы увеличим кривую, она все равно будет состоять из тех же аналогичных друг другу треугольных сегментов. Это очень важное свойство:  фрактал подобен сам себе вне зависимости от масштаба рассмотрения .
Фрактал строится в результате бесконечно повторяющегося применения генерирующего преобразования - при изменении масштаба этого преобразования. Этот пошаговый процесс превращения фигуры-инициатора во фрактал мы и называем его развертыванием.
Гештальт играет роль генерирующего преобразования, которое порождает сложную информационную или материальную структуру из подобных друг другу элементов. В этом процессе генерации проявляется динамическая природа гештальта, а также взгляд на него как на определенный тип симметрии или асимметрии - ведь генерирующее преобразование последовательно внедряет одно и то же "искажение" (преобразование симметрии) на всех структурных масштабах системы. Важно заметить: фрактал - это не регулярная структура, он не образована повторяющимися элементами определенного масштаба, как например, сетка из равных ячеек. Фрактал образован повторением одной конфигруации в разных масштабах, так что его вид подобен самому себе вне зависимости от масштаба рассмотрения.
Фракталы в социальных системах
Гештальты разворачиваются в наблюдаемые самоподобные (не регулярные!) информационные и материальные структуры самой различной природы:
Как повторение аналогичных событий в различных частях социальной системы на различных ее уровнях (простое периодическое повторение события в одной и той же части системы не является признаком самоподобия).
Как действие схожих сюжетов, отношений, историй на различных уровнях системы.
Как самоподобие естественных и искусственно созданных материальных структур (ландшафтов, интерьеров, продуктов деятельности людей).
Как розовый шум в параметрах социальных систем - розовый шум является самоподобным. (см. Опус 1/F)
 Важное отличие фракталов социальной (и природной) реальности от математических (например, кривой Коха) - самоподобие в них не абсолютно строгое . Ветвь дерева не абсолютно точно подобна всему дереву, а одна ветвь не абсолютно точно подобна другой:
Слева - строго самоподобный фрактал, построенный с помощью компьютера. Слева - реальное дерево, в котором самоподобие развилок не абсолютно точное. Тем не менее, некоторая изменчивость природного фрактала не мешает уверенно идентифицировать в нем самоподобие.
Для практики органической логики очень важно научиться различать самоподобные конфигурации в социальной жизни, отличать их от регулярных конфигураций. Развитию этого навыка поможет знакомство с природными фракталами, для этого мы собрали целую галлерею.
Дополнительно точно по теме:
Иллюстрации самоподобия в природе: Фотогалерея "Фракталы в природе"
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011