Ателье ERИнтрамаркетингШкола когнитивного бойца
Азбука гештальта, 1: Протосимвол
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Школа когнитивного бойца
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
.
Школа когнитивного бойца
Азбука гештальта, занятие 1: Протосимвол
Последняя редакция: 01.02.2010
Темы:
Азбука гештальта представлена в предварительной версии, которая будет дорабатываться и расширяться. После знакомства с ней рекомендуется взять таймаут на три недели, а затем вновь перечитать Азбуку для лучшего усвоения.
Роман Уфимцев
26 мая 2008 года, Калининград
Гештальт - старинный и очень важный термин когнитивной науки. Не преувеличивая, гештальт это ключ к пониманию восприятия, мышления и особенностей когнитивного подхода в целом. Парадоксально, но немногие из тех, кому положено знать, что это такое, и даже из тех, кто рассуждает о гештальте, понимает его смысл в полной мере.
Гештальт - немецкое слово, которое наряду со своим бытовым смыслом (образ), уже со времен Гете получило особое значение. Он использовал это слово, рассказывая о целостной и органичной манере воспринимать и исследовать мир, позволяющей проникать в "суть вещей". Но в мировой обиход оно попало только в начале 20-го века благодаря трудам немецкой школы гештальт-психологии.
Смысл этого термина своеобразен. Его нельзя объяснить, сославшись на словарный перевод (образ, конфигурация), как чаще всего поступают сегодня. Гештальт это не образ и не конфигурация, а нечто, обладающее собственной уникальной сутью - именно поэтому термин "гештальт" прижился. Чтобы ухватить смысл гештальта, невозможно его однозначно сопоставить с чем-то уже понятным, нужно синтезировать в своей голове новое содержательное понятие. Это наша первая задача.
Мы попытаемся приблизиться к смыслу слова "гештальт", воспользовавшись несколькими различными метафорами. Ни одна из них не точна полностью, но в совокупности вы сможете получить начальный "намек", который со временем и опытом сложится в твердое и определенное понимание этого ключевого для нас понятия.
Протосимвол
Знак или символ - это элементарная единица, из которой сложена половина накопленных человечеством знаний. Тексты состоят из букв, формулы - из чисел, схемы и чертежи - из линий и других геометрических фигур. Эти знания закодированы в комбинациях символов и знаков, а с помощью письма, речи и символических рисунков люди научились обмениваться ими.
Но это лишь половина наших знаний. Есть и вторая, менее явная. В ней знания таковы, что не поддаются прямому переложению в знаки и символы, но точно также, как и знаковые знания, могут влиять на наше мышление, восприятие и поведение. Точно также, люди умеют обмениваться этими знаниями, хотя этот обмен не так очевиден. Основной единицей этих знаний является гештальт. Образно говоря, это противоположность знаку или символу, это "антизнак".
Когда мы смотрим на картину внешнего мира или изучаем ситуацию в социальной системе, нам всегда доступны оба вида знаний. То, что удается облечь в слова, описания, схемы и символы, становится символическим знанием. Но всегда остается то, что нельзя заключить в символические описания - неявное знание, которое мы можем чувствовать, которое мы можем "знать", но не можем выразить в символах, знаках и схемах. Его мы назовем протосимволическим знанием или просто протознанием.
В переводе с греческого, "протос" - это первый. Протосимволическое знание предшествует символическому, оно глубже и древнее. Возможно даже, способность к протознаниям нас роднит с животными, поскольку им почти недоступно использование символов и знаков. Подобно тому, как символические знания представлены символами и знаками, протосимволическое представлено гештальтом, то есть, гештальт - это протосимвол.
Символ и гештальт (протосимвол) являются дополняющими друг друга противоположностями. Это основа двух комплиментарных модальностей восприятия и мышления.
Да, умение облекать опыт в слова, символы и схемы - это высшая способность, которой в природе обладает только человек. Но мы настолько переоцениваем важность символических знаний, своих и чужих слов, схем, формул, что наш ум привык сознательно пользоваться только одной половинкой всего того, что нам открыто в любой момент времени. Но от природы мы всегда воспринимаем обе, и в результате вторая, неявная половинка, обычно открывается только нашему подсознанию.
Природа человека не может быть исчерпана схемами и формулами, символических знаний тут недостаточно.
Иногда нам хватает только символических знаний. Западная цивилизация достигла огромных успехов в "кодировании мира", в зашифровке его в слова, формулы, схемы - тут физика, химия, биология, технология. Но есть сферы, в которых она буксует уже веками. В первую очередь, это область знаний о человеке. Здесь символических знаний очевидно недостаточно, природа человека не может быть исчерпана схемами и формулами.
Вот поэтому, изучая человека и социальные системы так важно научиться целенаправленно пользоваться и второй, неявной половиной.  Мы должны научиться использовать гештальт в своем восприятии и мышлении так же, как мы учились в детстве пользоваться символами - буквами и цифрами.  И лишь тогда мы сможем понять себя и других людей, или хотя бы приблизиться к этому.
Дискретное и непрерывное
В мире можно видеть два типа вещей. У одних есть четкие границы. Они имеют ясный ограниченный контур, они предметны. Такие вещи называют дискретными: яблоко на столе, звук выстрела, звезда на ночном небе.
А есть другие. Они текучи и у них нет определенных границ, и все же они есть: водоворот на поверхности воды, запах цветущего жасмина, шум далекого шоссе. Они настолько же реальны, как дискретные вещи, но нельзя сказать, где они еще есть, а где их уже нет, ведь границы отсутствуют. Это непрерывные вещи.
Дискретные вещи можно считать, измерять, изображать на рисунке или схеме. Поэтому наши знаковые знания в первую очередь относятся к дискретным вещам мира. Напротив, непрерывные вещи редко поддаются счету, потому что трудно считать вещи, у которых не видно ясных границ или невозможно понять, где они находятся. Они вообще плохо поддаются превращению в слова и схемы. Поэтому основное содержание наших протосимволических знаний относится как раз к непрерывным вещам.
Микроэксперимент: дискретное и непрерывное
Взгляните на дом. Его окна легко сосчитать, они ясно определены и имеют четкие границы. Это дискретная вещь.
А теперь взгляните на дерево. Можно ли также легко посчитать его ветви? Попробуйте это сделать на настоящем, а не воображаемом дереве, и вы увидите, как это сложно. И главная трудность в том, что все ветви очень разные и растут друг из друга. Есть большие и есть маленькие, а есть и такие ростки, которые только собираются стать веточкой, но что нам делать с ними - считать или не считать? Если мы не прибегнем к искусственному ограничению и не решим, например, что веткой может считаться только отросток длиной не меньше 5 сантиметров, нам вряд ли удастся это сделать.  Дерево - непрерывная вещь и чтобы решить задачу, нам приходится отвлечься от реального дерева и начать считать ветви вымышленного, на котором все отростки длиннее 5 сантиметров. 
Стремясь все закодировать в слова и числа, люди научились подменять живую реальность ее абстрактной искаженной копией.
Именно так люди, стремясь все закодировать в слова и числа, научились подменять настоящую живую реальность ее абстрактной искаженной копией. За одно теряя половину доступных о ней знаний.
Также, как соотносятся друг с другом дискретное и непрерывное, соотносятся символ и гештальт:
Чтобы понимать дискретные вещи, нам нужны символы: слова, знаки и схемы.
Чтобы знать непрерывные, нужен гештальт.
Подойти к настоящему дереву, а не к его изображению. Открыть глаза и чувства, попытаться удержаться от своей закоренелой привычки все описывать словами, мерить и считать, и взглянуть на дерево по-новому! Попытаться увидеть его как нечто непрерывное и целостное, не как набор взаимно соединенных между собой веток и листьев, а как единый цельный организм...
И если в вашей душе что-то колыхнется в ответ, если вы ощутите какое-то новое тонкое впечатление от привычного дерева - значит, ваше восприятие прикоснулось к его гештальту. Может быть, это редкий случай, когда вы смогли чуть-чуть узнать, что такое настоящее живое дерево, а не его абстрактная символическая копия, которую мы обычно видим.
Но что именно вы узнали в этот момент - это почти невозможно выразить словами. Нечто слишком неуловимое и аморфное. Поэтому такими впечатлениями обычно пренебрегают, считая, что в них нет прока. И совершают ошибку.
1
Удивление и благодарность
Роман, я случайно наткнулась на Ваш Простой учебник хорошей рекламы, оттуда по ссылке перешла на азбуку гештальта.
Во-первых, хочу отметить, что Ваш Прстой учебник очень отличается от учебников по рекламе, по которым учаться студенты (я, в том числе, преподаватель вуза). После его прочтения возникает чувство, что ты все понял про рекламу (высказывание студента) и даже можешь ее создавать. Очень легкий слог, без "воды", без переписывания истин; все логично, просто и главное понятно. Напоминает манеру написания учебников американскими рекламистами и пиарщиками. Чувствуются собственные знания и опыт.
Учение гештальту очень увлекательно. Хороший слог, понятная структура создают условия для вовлечения в процесс обучения.
Благодарю Вас за такие работы.
Татьяна feiling@mail.ru (21.03.2011 16:40)
2
Спасибо, Татьяна
Оосбенно приятно, что вы положительно отозвались об Азбуке гештальта – для меня это гораздо более значимый опыт, нежели Простой учебник хорошей рекламы.
Роман Уфимцев (21.03.2011 21:04)
3
благодарность
Спасибо огромное, делаю первые шаги, в попытке понять что такое ГЕШТАЛЬТ. Ваш урок оказался самым понятным.
Удачи Вам.
Александр sashaminakov@mail.ru (4.10.2011 20:19)
4
1. То, что тут называется символом, правильнее называть знаком. Т.к. символы подразумевают некий скрытый смысл. Символичным может быть подарок, и он может символизировать отношение, чувства. Слово, обозначающее подарок - знак. В русском языке символ не равен знаку.
2. Сами по себе вещи не являются дискретными или непрерывными. Это относится только к функциям нашего мозга (см. "Функциональная межполушарная ассиметрия" в поисковике). Левое полушарие анализирует (разбивая целое на дискретные части), правое - синтезирует (отвечает за целостное видение). Я могу смотреть на дом и воспринимать его как целое, а могу посмотреть на цветок в горшке и легко посчитать количество его листьев. Листья деревьев посчитать сложно, но можно, т.к. листья сами по себе вполне себе отдельные объекты. Количество - это не показатель непрерывности. Морская волна - это более подходящий пример для наглядности, т.к. это фрактал. Но и она, подозреваю, может быть представлена потоком дискретных величин (т.к. компьютер мыслит единицами и нулями, что само по себе дискретные величины).
ole_lykoe (30.09.2014 9:10)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011