Ателье ERИнтрамаркетингШкола когнитивного бойца
Азбука гештальта, 2: Мост внутреннего чувства
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Школа когнитивного бойца
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
.
Школа когнитивного бойца
Азбука гештальта, занятие 2: По мосту внутреннего чувства
Последняя редакция: 09.10.2008
Темы:
Слова и чувства
У человека 6 основных источников восприятий и впечатлений. Это зрение, слух, осязание, вкус, обоняние и еще внутреннее чувство, которое обычно связывают с эмоциями. Среди них ровно половина лучше справляется с восприятием дискретных вещей, а другая половина - с восприятием непрерывных:
Зрение, слух и осязание позволяет нам легко ориентироваться в предметном, дискретном мире. Каждое из этих чувств отлично справляется с определением границ предметов, их счетом. Эти органы чувств находятся в тесной связи с языком и многое из того, что мы узнаем о мире через них, легко облекается в слова и числа нашего языка.
Вторая половина чувств, вкус, обоняние и внутреннее чувство плохо справляются с дискретными вещами, но прекрасно и тонко ориентируются в непрерывных. Невозможно сосчитать и разграничить оттенки вкуса хорошего вина, но это не мешает ощущать его вкус во всем богатстве нюансов. Ощущая эмоциональный подъем, невозможно сосчитать и ясно описать череду своих чувств и эмоций, но мы тонко распознаем каждый оттенок своего внутреннего чувства.
Вот поэтому, когда в редкие моменты восприятие гештальта все-таки пробивается в наше сознание через паутину слов и схем, оно приходит к нам через те ворота, которые лучше всего для этого годятся - через тройку чувств вкус-обоняние-внутреннее чувство.
Это явно отражено в нашем обыденном языке. Мы говорим о своем "чутье", когда обладаем неким знанием ситуации, которое нельзя облечь в слова, схемы и числа. Само слово вкус, произошедшее от "вкушать", сегодня используется для описания способности человека воспринимать эстетические качества мира, которые тоже непрерывны, а не дискретны.
Но, конечно, особое место занимает наше внутреннее чувство. Чаще всего, мы говорим о том, что "чувствуем", что надо поступить так, а не иначе, когда не можем обосновать свое решение рациональными дискретными соображениями. Именно это называют интуитивным восприятием или просто интуицией. И к ней принято относиться неоднозначно.
Главная проблема в том, что люди гораздо больше доверяют дискретным восприятиям. Их можно закодировать в слова, записать, схематизировать, и это создает иллюзию надежности, достоверности таких знаний. Напротив, внутреннее чувство принято считать слепой эмоциональной реакцией на происходящее, а не полноценным источником восприятий и знаний - как, например, зрение или слух. Действительно, нас часто обуревают эмоции, которые, кажется, не служат ничему разумному или полезному, но разве это означает, что наше внутреннее чувство не способно ни на что другое?
Конечно, способно. Точно также, как символические знания, выраженные в словах, могут направлять нас и помогать принимать решения, могут это делать и протосимоличексие знания, проявляющиеся во внутреннем чувстве.
 Нас могут обмануть и слова и чувства, но если они будут руководить нами в содружестве, у нас гораздо больше шансов понимать вещи глубоко и принимать правильные решения. Особенно тогда, когда символических знаний недостаточно - как в областях, изучающих человека. 
Внутреннее чувство - главный мостик, по которому в наше сознание может проникнуть гештальт.
Именно внутреннее чувство - главный мостик, по которому в наше сознание может проникнуть гештальт. И тогда внутреннее чувство превращается в новый орган чувств, который открывает для нас вторую половину мира. "Чувствовать ситуацию" - так говорят люди, накопившие опыт и научившиеся пользоваться своей интуицией. И чтобы облегчить задачу для своего внутреннего чувства, нужно помнить, о том, что оно предназначено не для анализа ситуаций по частям и деталям, а для их восприятия в непрерывной целостности. И во многих случаях это может снабдить нас критически важными знаниями.
Структура и целостность
"Целостность, не сводимая к набору своих частей" - именно так определяли гештальт основатели гештальт-психологии в начале 20-го века. Это определение часто используют и сегодня. В то время оно было содержательно и своеобразно, но сегодня оно производит обманчивое впечатление. Сегодня оно слишком напоминает определение "системы". Любая система обладает качествами, которые присущи только ей целиком, но не отдельным ее частям. Но система - это структура, состоящая из отдельных дискретных частей. Является ли живое дерево системой? Определенно, да. Это биологическая система, образованная клетками, ветками, листьями и т.д. Но помогает ли нам эта "системная" точка зрения получить целостное знание о живом дереве? Нет.
Теперь мы можем понять настоящий смысл, который гештальтисты вкладывали в свои слова. Они хотели подчеркнуть, что гештальт - нечто особое, нечто в определенном смысле самостоятельное.  Воспринимая мир, мы можем видеть его как набор отдельных предметов, но кроме и помимо них, мы можем воспринимать непрерывную целостность, гештальт. В одном случае мы узнаем, из каких предметов и частей состоит мир, мы воспримем его как структуру, в другом - узнаем его целостные, непрерывные качества , мы воспримем его как гештальт. И оба раза будем смотреть на один и тот же мир. А часто мы и вовсе не можем воспринять ничего другого, только гештальт - как, например, когда мы ощущаем аромат кофе, в котором редкие знатоки могут отыскать какие-то составные части.
В наших силах смотреть на мир так, чтобы ухватить его гештальт - мы отчасти познакомились с этим, когда говорили о дереве. Но как быть, когда нам нужно исследовать ситуацию, которую мы не можем обозреть одномоментно? Так часто бывает при изучении социальных явлений, например, в маркетинге. Что делать исследователю, который хочет воспользоваться возможностями протознания, если он не может воспринять объект своих исследований непосредственно, как мы можем увидеть дерево?
Для этого он во время знакомства с ситуацией должен придерживаться определенных правил наблюдения, мышления и представления добытой информации. Гештальт - как живой организм, как цветок, для которого нужно создать плодородную почву.
1
 Я в первый раз сталкиваюсь с этим понятием. Нахожу эту тему довольно интересной. Но не является ли гештальт попыткой символизировать и систематизировать чувства и осознание жизни?.
Антон anton..suharev@mail.ru (16.03.2010 6:51)
2
Символизировать и систематизировать
Для этого предназначен язык.
Гештальт – это еще не пропущенный через сито языка непосредственный опыт. Вообразите себе станок, выпускающий, скажем, макароны. Он производит бесконечной длины макаронины, которые уже затем отбраковываются, разрезаются и упаковываются в коробки с разными надписями. Бесконечные и непрерывные исходные макаронины, их уникальное состояние, их динамика – вот гештальт. А то, что уже нарезано, отсеяно и помещено в коробки с надписями - вот словесное представление реальности, продукт символического замещения и систематизации.
Наш непосредственный опыт очень похож на непрерывный поток таких макарон, а то, с чем имеет дело сознание - на систематизированные упаковки. Эта подмена приводит к потере очень многих качеств и свойств мира, которые остаются за бортом нашего разума - это все, что ушло в отбраковку, весь нестандарт, который нельзя засунуть в ту или иную словесную коробку.
Задача в том, чтобы научиться при необходимости осознавать исходный поток макарон, то есть, гештальт.
Роман Уфимцев (16.03.2010 8:15)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011