Ателье ERИнтрамаркетингШкола когнитивного бойца
Азбука гештальта, 3: Не желая понимать
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Школа когнитивного бойца
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
.
Школа когнитивного бойца
Азбука гештальта, занятие 3: Не желая понимать
Последняя редакция: 09.10.2008
Темы:
Итак, как создать условия, в которых становится возможным осознанное восприятие гештальта, если мы исследуем что-то прямо недоступное нашим органам чувств? Это обычное дело при исследовании социальных систем.
Здесь есть несколько правил:
1. Не желай ничего понимать до последнего
В поведении реальных или вымышленных знатоков какого-либо дела есть одна общая характерная черта. Когда они сталкиваются с новой ситуацией или задачей и начинают ее исследовать, до самого завершения своего исследования они молчат или не говорят ничего определенного. Шерлок Холмс порой до самого завершения своего расследования не давал Ватсону никаких объяснений. О манере работы авторитетнейшего консалтингового агентства МакКинзи говорили, что их сотрудники могли неделями молча бродить по исследуемой компании, ничего не комментируя, а потом однажды приносили готовый пакет рекомендаций. Обратившись к своему опыту вы сможете привести массу собственных примеров подобного рода. И даже сделать вывод, что это один из самых заметных признаков, отличающих эксперта от дилетанта. Изучая ситуацию или предмет, дилетант комментирует свою логику, а потом обосновывает верность своих выводов тем, что он действовал по какой-то "правильной схеме". Вспомните инспектора Лестрейда из рассказов о Шерлоке Холмсе. Напротив, даже при желании, эксперт лишь по окончании своей работы может дать какие-то вразумительные объяснения, но от случая к случаю они будут разные, никакой стандартной "правильной" схемы.
Образы инспектора Лестрейда и Шерлока Холмса, блистательно сыгранные Бориславом Брондуковым и Василием Ливановым - прекрасная иллюстрация двух противоположных методов исследования сложных ситуаций.
Стремление удерживать себя как можно дольше в состоянии "непонимания" - важная характерная черта исследования, нацеленного на выявление гештальта ситуации. Следует воздержать свой ум от любых гипотез, выводов и схем до тех пор, пока идет сбор информации. Пока гештальт ситуации не будет схвачен - а этот момент переживается как внезапно возникающая уверенность, что ситуация понята верно - следует уходить от любых готовых схем и словесных описаний. Это нелегко, особенно когда исследование продолжается не один день. И тут на помощь приходит еще одно правило.
2. Любому тезису ищи антитезис
Если все-таки ваша логика вмешивается и настойчиво "подсовывает" какой-то вывод на основе отдельных частных деталей ситуации, следует отыскать другие частные детали, которые бы прямо противоречили этому выводу, склоняли к противоположному выводу. И тогда два вывода, находящиеся в противоречии, друг друга ослабят или уничтожат. При исследовании социальных систем несложно найти опровержение любой схеме или гипотезе. И так нужно поступать всякий раз, когда вам на ум напрашивается какая-то знакомая простая схема или привычное понимание ситуации. Следует возвращать свой ум в открытое для целостного восприятия состояние.
3. Все одинаково важно/неважно
Далее. Дискретные схемы или словесные описания, которые и препятствуют восприятию гештальта, выхватывают лишь часть фактов ситуации, фокусируют наше внимание на отдельных дискретных деталях. Они становятся "важными", а все остальное, как нечто незначительное, ускользает из нашего поля зрения. Естественно, что в результате мы теряем связь с реальностью и начинаем изучать только выдуманную схему - точно также, как в ситуации с деревом и его ветками. Незаметно мы начинаем подгонять факты под свою теорию или схему, отбрасывая все, что в нее не укладывается, как случайное или незначительное.
Отсюда еще два правила, две меры противодействия "дурным привычкам" нашего ума:
  1. Во-первых, следует отказаться от изначального распределения фактов на "важные" и "неважные", на "имеющие отношение к делу" и "посторонние". В частности, при изучении социальных систем, следует собирать факты и изучать ядро, центр такой системы настолько же внимательно, как и ее периферию. Границ между зонами важного и неважного для нас не должно быть. Вспомним, что гештальт непрерывен, не имеет границ, а значит, чтобы его ухватить, область наших исследований не должна содержать в себе никаких искусственных изначальных границ.
  2. Во-вторых, сталкиваясь с необычным или выпадающим из общей картины фактом, ни в коем случае нельзя отнестись к нему как к случайности или чему-то постороннему, даже если никакой рациональной связи между этим фактом и остальными фактами не может быть. Ему нужно уделить столько же внимания, сколько и всему остальному, и до конца удерживать его в поле зрения, даже если нет никакой надежды как-то его увязать логически со всем остальным.
Не смущайтесь первых трудностей - их еще впереди много!
В совокупности эти правила задают особую культуру гештальт-восприятия и мышления. И главная сложность в ее освоении и плодотворном применении заключается в том, что эти правила лишают нас привычного интеллектуального ориентира, каким является чувство понимания.
Чувство непонимания - признак, что ваш ум открыт для восприятия гештальта.
Это чувство мы испытываем каждый раз, когда нам удается наложить на воспринимаемую реальность какую-то знакомую схему или словесное описание. В такие моменты мы испытываем ощущение, что что-то "встало на свои месте", "сложилось одно к одному" и мы ощущаем, что понимаем происходящее. Чувство неуверенности, непонимания сменяется спокойствием и впечатлением, что мы получили контроль над ситуацией и стоим на твердой почве. Препятствуя своему уму раньше времени подключить схемы и словесные описания, мы задерживаемся в некомфортном состоянии непонимания ситуации. Это "подвисшее" состояние многие оценивают как неприятное и стараются избавиться от него как можно быстрее, сбившись на какую-нибудь интеллектуальную схему.
Это серьезное препятствие в освоении протознания и восприятия гештальта. Чувство непонимания, которое является признаком необходимой открытости восприятия, смущает и останавливает начинающих. Хотя сперва нужна немалая выдержка, чтобы пребывать в нем неделями - как так часто случается при изучении сложных социальных систем - с практикой это состояние становится для когнитивного исследователя привычным.
1
не понимаю
 я прочитала все 5 статей в теме: Эксперт и его роль.
познакомилась с признаками эксперта. спасибо.
но не поняла отношений эксперт - другие персонажи...
можно ли задействовать эксперта в роли \"фрактального генератора\"?
при каких условиях это возможно?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (30.11.2010 20:39)
2
Наталия, вы задаёте вопросы, которые заставляют задуматься.....
Пожалуй. Только генератор этот излучает не весь фрактальный спектр (хотя хороший эксперт может), а выдает те части спектра, в которых имеется недостаток в курируемой системе. Так, чтобы в общей сложности получался хороший розовый шум.
Скажем, есть пробел в высших масштабах – он шумит на высших масштабах. Есть пробел в микро-масштабах, он обращается к этим микро-параметрам.
Да, пожалуй, так.
PS. Для читателей, которые не совсем поняли вопрос Наталии: познакомьтесь с материалом Опус 1/F: http://www.metaphor.ru/er/misc/1f_intro.xml
Роман Уфимцев (1.12.2010 21:58)
3
ER
Вы отвечаете не на все мои вопросы.
Мои вопросы по характеру стремятся предлагать что-то делать, им давно не интересно заставлять.
Пробел=качество?
И потом, вы сами создали почву для многих моих вопросов. теперь они сами по себе расцветают, я ни при чем.) остается только наблюдать.
Ой, вот еще вопрос… что значит быть хорошим экспертом, который способен излучать весь фрактальный спектр розового шума?
Высшие масштабы – это когнитивный уровень? я правильно поняла?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (2.12.2010 14:12)
4
Не отвечаю, когда нет ответа.
Наталия, я далеко не всё знаю.
Высшие масштабы – это не обязательно когнитивный уровень. Это просто высшие, то есть, самые крупные масштабы. Например, высший масштаб на физическом уровне – это самые крупные физические структуры. На информационном – самые крупные информационные объекты (например, в государстве к этому уровню относится Конституция если её рассматривать как информационный объект, содержащий команды-инструкции для граждан). На когнитивном уровне высшим является уровень социальных парадигм.
Роман Уфимцев (6.12.2010 15:45)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011