Ателье ERИнтрамаркетингШкола когнитивного бойца
Азбука гештальта, 4: Время собирать камни
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Школа когнитивного бойца
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
.
Школа когнитивного бойца
Азбука гештальта, занятие 4: Время собирать камни
Последняя редакция: 09.10.2008
Темы:
Есть маленькая хитрость, которая помогает спокойно пребывать в состоянии непонимания ситуации достаточно долго и при этом продолжать ее исследование. Нужно разделить этап сбора данных и этап их изучения, рассмотрения. Если вы ставите перед собой задачу не понять ситуацию, а лишь собрать о ней все доступные данные, вам не обязательно выдвигать гипотезы о том, что происходит - это до поры не ваша забота.
Звучит просто и напоминает известные правила проведения мозговых штурмов, когда требуется разделить этап генерации идей и этап их оценки. Но подобно тому, как неискушенным в мозговом штурме людям на этапе генерации очень трудно воздержаться от оценок своих и чужих идей, разделить сбор данных и их анализ тоже бывает сперва непросто. Любопытство и привычка понимать смысл своих действий не дает нам спокойно собирать данные, не заботясь об их значении.
Микроэксперимент: время собирать мелкие предметы
Проведите простой опыт. Выйдете на улицу и начните подбирать с земли разные мелкие предметы - случайные, самые разные, без всякой системы. Поставьте себе задачу набрать их полный пакет.
Начав этот опыт, вы сможете немедленно поймать себя на мысли, что вы пытаетесь понять, чем занимаетесь. Может быть, вам придет в голову, что вы собираете мусор, может быть, что вы собираете камушки определенного размера. Как только вам приходит подобное в голову, вы начинаете действовать предвзято, изначально накладывая на собранные предметы какое-то ограничение или значение. И с этим нужно бороться - пришло в голову, что вы собираете мусор, немедленно соберите что-то не относящееся к мусору. Пришло в голову, что вы собираете предметы в определенном квадрате - немедленно отойдите в сторону и начните собирать предметы в другом месте. Не давайте возникнуть смыслу в ваших действиях! Помните: ваша задача - просто набрать пакет мелких предметов.
Особое чувство открытости, которое будет сопровождать вас в те моменты, когда вы действительно будете просто собирать что-то в пакет, не понимая смысла и критериев отбора - вот что вы должны испытывать, занимаясь сбором данных. На этапе их сбора вы просто собираете их "полный пакет", не имея ни какого представления, по какой системе вы действуете или что именно вы ищете.
Разумный вопрос - когда же останавливаться? Когда ваш пакет собранных "без всякой системы" данных будет полон и готов к исследованию?
О, если вы будет делать все как надо, этот момент вы не пропустите!
Инсайт
Умеете ли вы различать то, что вы понимаете и то, что знаете?
Это не такое тонкое различие, как может показаться вначале. Люди испытывают понимание и знание по-разному. Вспомните и скажите вслух то, что вы понимаете. А потом вспомните и скажите то, что вы знаете. Замечаете разницу?
Чувство знания, полной уверенности, глубже, сильнее, чем чувство понимания. А когда вы говорите вслух, о том, что знаете, ваш голос становится ниже, чем когда вы говорите о том, что только понимаете.
Когда люди исследуют вещи дискретно, они опираются на чувство понимания. Они двигаются по направлению, которое указывает это чувство, стараясь его укрепить, сделать еще глубже и шире. Так они стремятся достигнуть той глубины понимания вещей, когда оно превращается в знание. И это очень хороший способ исследовать мир, он приносит прекрасные результаты во многих сферах. Так мы приобрели много дискретных, знаковых знаний о мире.
Но есть сферы, в которых этот метод работает плохо. Бывают такие сложные и неоднозначные предметы исследований, что способ постепенного укрепления понимания не приводит нас к знанию. Тропинка понимания плутает, плутает и вдруг обрывается посредине и все приходится начинать заново. Именно так происходит в области гуманитарных и социальных наук - в психологии, в истории, в социологии, в маркетинге, наконец. Все многочисленные теории и альтернативные школы в этих науках - это как раз те самые тропинки понимания, которые так и не достигли настоящего знания. Это совсем не похоже на то, что происходит в математике, физике. Там всегда находилась дорога, которая приводила людей к настоящему знанию.
Но если к гуманитарному и социальному знанию прийти удобными тропинками постепенного понимания нельзя, нам нужен другой способ. Протосимволическое знание знание через восприятие гештальта - и есть такой альтернативный метод. В нем нет постепенного углубления понимания через конструирование и оттачивание схем и систем понятий. Такой способ знать вещи вообще не подразумевает никакой постепенности. Просто однажды ощущение неизвестности, непонятности, незнания вдруг одномоментно сменяется глубоким чувством знания ситуации:
На эту особенность восприятия гештальта указывал еще великий Гете. Гораздо позже гештальт-психологи дали название этому моменту озарения название "инсайт". Мы помним возглас Архимеда "Эврика!", когда ему довелось ухватить совершенно новое знание о мире - это тоже был инсайт. Когда после долгих и безуспешных поисков решения задачи нам внезапно приходит в голову ее решение - полностью, сразу практически готовое - это тоже инсайт.
Гештальт-психологи говорили, что в такой момент человек схватывает в сложной совокупности вещей гештальт, который воспринимается им как новое, неизвестное доселе соотношение. И это происходит не в результате дискретного и последовательного анализа ситуации, не в результате "вычисления" и постепенного приближения к решению, а в один краткий миг и сразу.
В этот момент вы получаете то знание, которое искали и можете прекратить собирать камешки в свой мешок - вы теперь знаете, что он уже полон.
1
к занятию 4
Исходя из выше сказанного.Нужно ли обладать образной паматью?И если в рассудочной области есть проблемы,поможет Ваши занятие?Спасибо.
игорь razum201@yandex.ru (26.02.2011 21:39)
2
Игорь, уточните вопрос
Для чего нужно обладать образной памятью? Что такое проблемы в рассудочной области? В чем должно помочь это занятие?
Роман Уфимцев (27.02.2011 8:56)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011