Ателье ERИнтрамаркетингШкола когнитивного бойца
Азбука гештальта, 5: Свидетели и свидетельства
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Школа когнитивного бойца
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
.
Школа когнитивного бойца
Азбука гештальта, занятие 5: Свидетели и свидетельства
Последняя редакция: 09.10.2008
Темы:
Когда вы занимаетесь поиском протосимволического знания в одиночку, "мешком для сбора камней" для вас становится ваша собственное сознание. Но когда речь идет об исследовании в социальной сфере, нам редко предоставляется возможность действовать в одиночку. В той или иной мере мы вынуждены опираться не только на свои собственные способности в сборе данных, на свои собственные органы чувств, но и обращаться к информации, которую собирают и предоставляют нам другие люди.
И это очень важный момент в гештальт-исследовании. Мы можем научиться собирать данные так, как это требуется - беспристрастно, не накладывая на них до поры никаких схем и смыслов. Но как нам получить такие же абсолютно "сырые" данные от других людей?
Микроэксперимент: мелкие предменты для друга
Попросите своего друга выйти на улицу и собрать в пакет мелкие предметы, не объясняя ему суть опыта. И вы увидите, что он сразу наложит на это задание определенный смысл и соберет в пакет только мусор или только камни или, в лучшем случае, только то, что будет лежать в пределах удобной площадки в четыре квадратных метра. Но самое вероятное, что он просто откажется выполнять вашу просьбу, пока не получит какое-то объяснение, не увидит в ней какой-то рациональный смысл.
Общаясь друг с другом, люди обычно делятся информацией, уже "упаковав" ее в рамки определенной интеллектуальной схемы. Именно о том, что хорошо укладывается в их рациональные описания, люди говорят и пишут охотнее всего. Хуже того: те факты и события, которые не укладываются в их схемы и системы понятий, люди склонны забывать, упускать из внимания как незначительные, "неважные".
Но для исследователя гештальта, такие, потерявшие свежесть и прямую связь с реальностью данные, представляют слабый интерес. Они пристрастны, они изначально склоняют исследователя к определенному пониманию ситуации, к определенной схеме. А это, как мы знаем, нам совершенно ни к чему. Но есть ли способы получать от людей "живую" информацию, еще не подвергшуюся грубой обработке интеллектом?
Увы, глаза, уши и чувства другого человека прямо недоступны другому, так что полного и радикального решения этой проблемы не существует. Но есть способы ее смягчить до приемлемого уровня.
По роду деятельности нам приходится собирать информацию о ситуации в социальных системах, которые географически находятся от нас очень далеко. И нам пришлось приноравливаться к этим условиям, искать способы получения доступа к "первичным", еще не упакованным в схемы данным, которые непосредственно доступны другим людям, но не нам. Мы нашли несколько путей, которые по отдельности или в совокупности помогают проводить гештальт-исследование в подобных обстоятельствах.
1. Лично побродите вокруг забора
Прежде всего, следует спросить себя, действительно ли нет доступного способа наблюдать проявления исследуемой ситуации непосредственно, своими шестью чувствами? Осознавая важность непосредственного наблюдения, часто для этого можно найти возможности. Следует помнить:  то, что с первого взгляда относиться к ситуации только косвенно, периферия исследуемой ситуации, не менее важно, чем ее сердцевина . Говоря образно, если вам нужно исследовать закрытое предприятие, не упустите случая хотя бы лично побродить вокруг его забора.
2. Фото, аудио и видео
Попросите людей, которые собирают информацию в недоступных для вас местах, воспользоваться фото, видео или аудиозаписью. Предпочтение отдается видео и аудиозаписям, поскольку их содержание сложнее контролировать. Фотографируя, люди волей-неволей начинают фильтровать объекты для съемки, выбирая лишь те моменты ситуации, которые им кажутся важными. Делая непрерывную видео или аудиозапись, люди оставляют записывающие устройства включенными даже тогда, когда не происходит ничего с их точки зрения важного - особенно, если вы под благовидным предлогом попросите их снимать длинными кусками. В моменты, когда в кадре не происходит ничего "значительного", когда камера просто гуляет в руках скучающего оператора, вы видите съемки реальности, еще не профильтрованной его интеллектом - это хороший материал для гештальт-исследования.
Если вы можете получить только результаты фотосъемки - сформулируйте задание таким образом, чтобы уйти от шаблонных представлений о том, что нужно фотографировать. Например, можно попросить фотографировать не людей, а то, что находится у них за спиной или фотографировать людей и предметы "только сбоку". Это странное поручение собьет с толку фотографа, отключит его привычку делать "красивые" снимки, и он начнет делать кадры, в которых будет гораздо больше полезной для гештальт-исследования информации.
3. Очная ставка
Если вы исследуете недоступную непосредственно систему или ситуацию, попробуйте найти возможность устроить неформальную встречу с двумя людьми, которые в них участвуют непосредственно (назовем их "свидетелями"). Создайте условия, когда они начнут между собой обсуждать исследуемую ситуацию и включите "на всю катушку" все шесть своих чувств. Мы говорили, что целостная информация доступна каждому человеку, но обычно она не достигает уровня его сознания.  Общение двух свидетелей заставляет их бессознательно воссоздать или продемонстрировать то, что доступно восприятию их подсознания, целостные факторы ситуации, и это можно наблюдать.  Чтобы ослабить сознательные рациональные фильтры и стремление обсуждать только "важные" вещи, следует устроить такую беседу в простой, даже обычной обстановке. Можно побеседовать и с одним-единственным свидетелм, но тогда вам придется прилагать специальные усилия, чтобы ход беседы не сваливался в ту или иную рациональную схему. Для этого следует направлять ее так, чтобы постоянно выводить собеседника из разговора о своих выводах и мысленных построениях, из разговоров о том, что он считает важным или значимым. Чтобы беседа при этом оставалась комфортной, нужна определенная смекалка.
4. Работа со свидетелями
 При беседе с одним или несколькими свидетелями, нужно направлять их как можно ближе к непосредственному, не пропущенному через рациональные фильтры, опыту.  Для этого существует несколько способов. Основной - это свое собственное непонимание ситуации. Поскольку оно для исследователя гештальта должно являться "дежурным" режимом, не сложно, разговаривая о ситуации, направлять разговор не на обсуждение готовых выводов и складных рациональных описаний, а наоборот, фокусировать внимание на противоречивых, неясных и неоднозначных моментах, на фактах, которые не укладываются в интеллектуальные схемы свидетеля. Задачей является вывести его из состояния "понимания" ситуации - точно также, как в первую очередь из этого состояния следует вывести самого себя. Видя, что их понимание ситуации может быть поставлено под сомнение, люди часто начинают обращаться к непосредственным воспоминаниям и воспроизводить их. Эти данные представляют гораздо больший интерес. Особенно важны изложения событий в виде полных историй, которые происходили в реальности. События, которые не укладываются в привычные рамки (а они представляют для нас особую важность), обычно запоминаются людям как курьезные истории или случаи.
Другой способ - расспрос свидетеля об обстоятельствах, которым он не привык уделять какое-то значение, но может вспомнить. Например, слушая описание встречи свидетеля с каким-то человеком, можно прервать его повествование о рациональной стороне встречи, спросив его, какая прическа или форма носа была у того человека. Это выбивает свидетеля из рационального и отфильтрованного описания, заставляя его обратиться к непосредственным воспоминаниям. Как правило, в такие моменты тон речи свидетеля характерно изменяется, что может служить для исследователя сигналом его верного "настроя".
5. Здоровое недоверие авторитетам и письменным источникам
Наконец, при сборе данных от многочисленных свидетелей или из многочисленных источников, следует придерживаться тех же "правил противодействия" готовым или слишком очевидным выводам и схемам. То есть, получая из одного источника данные, ясно подталкивающие к определенному выводу о ситуации, следует приложить усилия, чтобы найти источники данных, опровергающие или ставящие под сомнение данные первого источника и т.д. Если доступны лишь письменные источники, в которых акцент сделан на доказательство правильности той или иной схематической точки зрения, их следует принимать не как довод в пользу верности этой точки зрения, а как факт того, что данный автор или источник по какой-то причине старается убедить в верности своей точки зрения. То есть, следует всегда оставлять возможность того, что каким бы авторитетным не был источник, он может придавать ситуации неверный смысл или быть просто заинтересованным в изложении определенного понимания ситуации.
1
Читаю и думаю "ведь я знаю это". Многие моменты в описанном методе интуитивно понятны, но чтобы применять это практически нужно изменить и изменять постоянно, существующий образ самого себя и не только образ но и вообще себя, способность воспринимать.. Однако мир постоянно прячет эту сторону от нас и в этом самая суть проблемы. Часто просто не хватает сил воспринимать таким способом, не хватает сил не забыть.
И поэтому спасибо за напоминание:)
Константин (4.05.2013 11:23)
2
Пожалуйста :)
Способность воспринимать можно оттачивать бесконечно. Но даже первые шаги дают заметный результат.
Роман Уфимцев (4.05.2013 11:49)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011