Ателье ERИнтрамаркетингШкола когнитивного бойца
Азбука гештальта, 7: Тяжкий гнет цели
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Школа когнитивного бойца
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
.
Школа когнитивного бойца
Азбука гештальта, занятие 7: Тяжкий гнет цели
Последняя редакция: 09.10.2008
Темы:
У гештальт-исследования есть одна особенность, не учитывать которую нельзя. Она настолько важна, что вообще служит главной помехой не только получению протознаний, но и любому творческому мышлению. Это "гнет цели".
Когда мы действуем исходя из поставленной цели, сама цель диктует нам жесткую рациональную схему ее достижения. Часто совершенно нереалистичную.
Когда мы созерцаем живое дерево, у нас может не быть определенной цели. Но когда мы занимаемся исследованием социальных систем, мы принимаемся за дело не от простого интереса, а от необходимости найти решение какой-либо практической задачи. И тут мы сталкиваемся с помехой, которая будет тем сильнее, чем важнее нам решить эту задачу. Ее причина проста: задачу или цель исследования обычно сформулирована символьно, в рамках определенной системы понятий, в контексте определенной рациональной схемы - например, как числовой показатель. И  когда мы приниамемся за ее решение, сама постановка задачи жестко диктует вам определенную схему ее решения  - даже если это совершенно бесплодная и бесполезная схема. Это очень влиятельный фактор, который не дает полностью отвлечься от всех интеллектуальных построений, тем самым блокируя восприятие гештальта и получение целостного протознания ситуации.
Есть два способа справляться с этой трудностью (в действительности, это просто два разных описания одного и того же способа, но это вам станет ясно на практике):
Первый способ - на время исследования ситуации максимально отвлекаться о рационально сформулированной задачи или цели исследования. Или забывать эту задачу хотя бы время от времени. Нужны паузы, в которые вы даете своему гештальт-восприятию шанс. Именно поэтому мы так часто внезапно находим решение задачи только тогда, когда отвлекаемся от нее.
Второй способ более изощренный. Нужно переформулировать задачу так, чтобы она не навязывала вашему уму рациональную схему ее решения. Для этого ее нужно понять образно, эмоционально - то есть, перевести ее на уровень внутреннего чувства. Например, задача увеличения продаж (типичная задача в маркетинге) в своей обычной форме навязывает чрезвычайно жесткую и непродуктивную рациональную схему: хорошая реклама или ее много, значит хорошие продажи; плохая реклама или ее мало, значит плохие продажи. Эта логика очень распространена и служит очень плохую службу в маркетинге, приводя к ошибкам, в том числе и к низким продажам. Чтобы задачу переформулировать, следует перевести ее на эмоциональный план, например "Чтобы менеджеры продаж были счастливы" (годится для случаев, когда их зарплата зависит от уровня продаж). Можно перевести задачу на образный уровень, например так: "Чтобы в офисе постоянно толпились клиенты, чтобы в очередь выстраивались". Таким образом переформулированная задача не навязывает уму конкретных схем ее решения и оставляет нас открытыми для протосимволических знаний о ситуации.
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011