Ателье ERИнтрамаркетингШкола когнитивного бойца
Азбука гештальта, 8:"Ага!"-инсайт и "Ах!"-инсайт
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Школа когнитивного бойца
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
.
Школа когнитивного бойца
Азбука гештальта, занятие 8: "Ага!"-инсайт и "Ах!"-инсайт
Последняя редакция: 09.10.2008
Темы:
Это занятие открывает второй цикл Азбуки гештальта. Хотя у нас в Школе нет экзаменов, лучшей проверкой успешного освоения материала послужит это занятие. Если вы не вполне поймете, о чем мы сейчас будем говорить, значит проверка не пройдена и следует вернуться к первым семи занятиям, на этот раз не пренебрегая теми простыми экспериментами, которые на них предлагались.
Итак, важный этап сбора данных в "мешок сознания" заканчивается, когда ваше внутреннее чувство вдруг особым образом активируется и появляется ощущение, что вы установили глубокий контакт с ситуацией, вы "чувствуете ее". Это и есть инсайт.
Но инсайты бывают разные. Иногда вместе с наступающим "озарением" мы вдруг находим совершенно готовое к практике решение - тогда в пору восклицать "Ага!", именно так случается с изобретателями и учеными. Будем называть это "Ага!"-инсайтом. Но гораздо чаще инсайт приходит скромнее - в форме отчетливого и нового, но не выраженного словами внутреннего ощущения или впечатления. Это "Ах!"-инсайт.
Когда человек умеет пользоваться только тем, что выражено в словах и схемах - то есть, символическим знанием - только "Ага!"-инсайт, который доставляет ему готовое новое структурное понимание ситуации, кажется ему чем-то полезным и выдающимся. В такие моменты человек вдруг видит в ситуации новые структурные связи, которые ясно выражаются символически и поэтому легко превращаются в рациональное решение задачи.
Напротив, "Ах!"-инсайт, который не дает готовых схем, а только особое "предчувствие", считается просто "шумами подсознания". Но мы не должны тут заблуждаться. В действительности это полноценный инсайт, результат целостного протосимволического восприятия и мышления. И при должном к ним уважении и правильном обращении, "Ах!"-инсайты оказываются более ценными для практики, нежели "Ага!"-инсайты.
Все дело в том, что достичь "Ага!"-инсайт на порядок сложнее. Чтобы у исследователя вдруг наступило такое же озарение, как у Архимеда, Ньютона или Менделеева, когда им в миг открывалось совершенно готовое символическое знание, требуется гораздо больше сил и времени, если вообще человек на это способен. Причина в том, что от подсознания тут требуется упаковка нового знания в подходящую символическую или словесную схему - а это дается ему очень нелегко. Но если наше сознание понимает только символические знания, других выходов нет. В результате самый сложный процесс мышления - перевод протознания на язык символических слов и схем - ложится целиком на бессознательные силы. А ведь этот перевод такое же трудное дело, как объяснение компьютеру, что такое любовь или описание геометрическими чертежами, что такое красота. Неудивительно, что такие подвиги подсознанию людей удаются не часто и каждый такой случай они помнят как момент чудесного творческого озарения, открытия.
Совсем другое дело - "Ах!"-инсайты. Во время них нашему сознанию открываются не новые рациональные схемы, а внутреннее чувство, несущее новое протознание. Подсознанию не приходится заниматься его кодированием, ему нужно только облечь его во внутреннее чувство и открыть сознанию. Это естественный процесс. Подсознание умеет это делать прекрасно и научиться достижению "Ах!"-инсайта не так уж сложно. Поэтому для начинающего когнитивного бойца освоение "Ах!"-инсайта - первый рубеж.
Подсознание отлично умеет воспринимать реальность целостно, но с большим трудом перекодирует протознания на язык слов и схем, привычных нашему сознанию. Поэтому "Ага!"-инсайт (1) такое редкое событие. Подсознанию приходится самостоятельно преодолевать пропасть между двумя видами знаний. Напротив, "Ах!"-инсайт (2) не требует от подсознания особых усилий, однако его результатом становится только представленное во внутреннем чувстве протознание. Чтобы перевести его на уровень слов, сознание должно протянуть "руку помощи" подсознанию и взять на себя задачу перекодирования (3).
Однако, это только первый и самый простой рубеж. Если бы нашей задачей было просто получить от мира новые ощущения и впечатления, нам было бы достаточно "Ах!"-инсайта и его переживания своим внутренним чувством. Но наша задача - научиться решать исследовательские и прикладные задачи и для этого нам все же необходимо научиться переплавлять знания из протосимволических - в символические. Проще говоря, нам нужно научиться переводить с языка внутреннего чувства на язык слов и схем. Без такого перевода результаты наших изысканий будут сочтены лишь продуктом "интуиции". А к интуиции принято относиться с недоверием. Поэтому, если мы хотим, чтобы люди, которые привыкли мыслить символически, понимали нас, нам следует научиться кодировать свое протознание в доступные другим слова и схемы.
Мы должны научиться брать эту непростую работу на свои сознательные плечи, а не ждать, пока ее за нас сделает подсознание. Этим мы далее и займемся, но прежде мы должны разобраться в том, как устроено символическое знание.
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011