Ателье ERИнтрамаркетингШкола когнитивного бойца
Азбука гештальта, 9: Модель моделей
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Школа когнитивного бойца
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
.
Школа когнитивного бойца
Азбука гештальта, занятие 9: Модель моделей
Последняя редакция: 09.10.2008
Темы:
До сих пор мы говорили в основном о знании, обходящемся без слов, схем и символов. Но у вас не должно сложиться впечатления, что мы пренебрегаем символическим знанием или считаем его второстепенным. Нет. Когнитивный боец должен хорошо уметь обращаться с обоими видами знаний. Более того, он должен уметь обращаться со словесными описаниями и схемами даже лучше, чем обычный гражданин, и владеть логическим мышлением в совершенстве - это необходимое условие, чтобы при необходимости превращать свои протосимволические знания в общедоступные слова и понятия.
В нашей Школе мы не ставим себе задачу научить слушателей логическому мышлению и умению пользоваться формулами и схемами. Этому нас учат с детства и многим удалось научиться неплохо обращаться с этим. Но нам нужно уметь учитывать ограниченность символических знаний: что они способны на многое, но не на все. Они часто позволяют нам найти истину и верное решение, но далеко не всегда. Учитывая обманчивость символических знаний, мы будем реже ошибаться, решая с их помощью практические задачи. Если мы знаем, что продавец любит обвешивать, нам гораздо проще уйти от него не обманутым.
Будем считать, что вы научены мыслить логически, умеете решать задачи по арифметике или высшей алгебре (для нас разница не принципиальна), умеете найти логическое противоречие в хитро сплетенной речи политика - то есть, вы вполне владеете символическими знаниями и методами обращения с ними. Нам осталось лишь убедиться, что вы владеете соответствующей "техникой безопасности". В ее основе - понятие модели.
Модель
Модель - это система символов и понятий, в рамках которой выражается символическое знание. Например, знание "2*2=4" основано на модели арифметики, знание "улыбка - знак простой вежливости" основано на западной коммуникационной модели и т.д. Любое символическое знание основано на той или иной модели.
В общепринятом смысле, модель - это условная символическая копия чего-то реального. Склеенная из пластмассы модель парусника похожа на реальный парусник - у нее есть паруса и мачты, палубы, даже маленький якорь. С помощью такой модели мы можем отчасти понять, как устроен парусник, но не сможем понять, как он плавает, как он управляется, как он ведет себя в жизни. У модели парусника есть узкая область применимости - она годится только для того, чтобы получить представление о его внешнем устройстве. Но если мы попробуем с помощью модели понять, как ведет себя реальный парусник на воде или научиться управлению парусником, мы не получим никаких полезных знаний.
Любое символическое знание относительно, его смысл полностью зависит от системы символов, от модели, на которой оно основано.
Что значит, "символические знания относительны"?
 Символическое знание может существовать только в рамках той или иной символической системы . Например, знание, что "2*2=4" имеет смысл, только если оно включено в контекст арифметики с ее числами, операциями, знаками. Если мы не знакомы с арифметикой, набор символов "2*2=4" не будет для нас иметь никакого смысла. Другой пример: "Высота горы Эверест - 8400 метров". Чтобы это утверждение имело для нас смысл, содержало в себе знание, его необходимо воспринимать только в рамках системы, включающей в себя понятия "высоты" и способов ее измерения, понятия "метра", числа, и т.д.
 Если мы перенесем символ в другую систему понятий, в другой контекст, он неизбежно потеряет или изменит свой смысл . Символ "V" в контексте римской системы счета означает число 5, а в контексте латинского письма - букву V. Цоканье языком в контексте нашей культуры означает проявление досады или недовольства, а в некоторых странах Востока - просто знак отрицания, аналог нашего мотания головой из стороны в сторону. Таким образом, знание, выраженное одним или несколькими символами, может существовать и сохранять свой смысл только в пределах заданной системы понятий и символов. Без нее символы не имеют никакого смысла и не могут содержать знание.
И любая модель имеет ограниченную область применимости, то есть, символические знания ограничены.
Что значит, "символические знания ограничены"?
 У любой системы символов есть свои границы, за которыми она перестает действовать правильно . Тогда выраженные на ее основе символические знания перестают соответствовать реальности, начинают нас обманывать и подталкивать к неверным выводам и решениям. Например, законы Ньютона, которые мы все проходили в школе - это выраженные в формулах знания о физических свойствах мира. Физика Ньютона - стройная система понятий, которая несколько веков считалась безупречной и пригодной для изучения всех природных явлений. Но в начале 20-го века Эйнштейн и другие обнаружили границы, за которыми физика Ньютона перестает быть верной и применимой. Оказалось, что при околосветовых скоростях движения уже не верны не только законы Ньютона, но совершенно меняется смысл базовых понятий - таких, как масса и время. Говоря иначе, Эйнштейн обнаружил границы применимости символической системы Ньютона.
Пример из другой сферы. Улыбка другому человеку в пределах нашей страны означает дружеское расположение, душевную открытость. А на Западе - простой знак вежливости. Мы и Запад находимся в разных коммуникационных символических системах. Область действия нашей заканчивается, когда мы попадаем в западные страны. И если это не учитывать, мы начинаем делать неверные выводы: обманчивость "фальшивых" улыбок жителей Запада очень раздражает наших соотечественников, они начинают делать неверные выводы о том, что люди там нехорошие, лицемерные. И наоборот, на Западе принято считать россиян мрачными, невежливыми и угрожающими типами. Простая разница в системе коммуникационных знаков поддерживает негативные стереотипы с обоих сторон и они влияют даже на политические отношения.
Вот важнейший принцип "когнитивной техники безопасности", который когнитивному бойцу всегда нужно иметь в виду: какой бы привлекательной, интересной или универсальной не казалась ему какая-то схематическая интеллектуальная модель, следует помнить, что это - всего лишь неточная копия реальности, у которой есть только ограниченная область применимости. Когда люди об этом забывают и начинают верить, что их модели универсально применимы или что эти модели - и есть сама реальность, они совершают самые ужасающие ошибки.
Пример: американская демократическая модель
Сегодня США делает все, чтобы внедрить во всем мире собственную модель демократического устройства общества. То ли по наивности, то ли по умыслу, американские идеологи не замечают, что у их модели общественного устройства есть отчетливые границы применимости, за которыми демократия превращается в основанное на военной силе и коррупции марионеточное общество. Так произошло во многих странах Латинской Америки. Так сейчас происходит в Афганистане и Ираке.
Ограниченность американской демократической модели заключается в том, что для ее эффективности необходима разнородность общества по национальности и вероисповеданию, чтобы в нем отсутствовали сильные культурные традиции общественного устройства, чтобы источники благосостояния были разнообразны и географически децентрализованы - именно так было в США во времена его рождения как государства. Но в странах, которые они огнем и мечом "демократизируют" совершенно иные условия. Например, в Ираке общество делится на два строго разграниченных племенных лагеря. Они однородны по вероисповеданию и обладают древними традициями культуры и общественного устройства, основанного на власти соперничающих кланов. Главная ценность Ирака - нефть, месторождения которой расположены локально. В этих условиях американская модель демократии могла привести только к взрыву внутреннего и внешнего насилия, к росту коррупции и социального неравенства. Уничтожив диктатуру Саддама Хусейна, США открыли ящик Пандоры. Они не построят в Ираке демократическое общество, но уже создали очаг насилия и нестабильности, который еще многие десятилетия будет приносить немало бед им самим и всему миру, не говоря уже о жителях Ирака.
Возможно, это и было истинной целью США.
Подумайте: а могла бы американская демократическая модель сработать в условиях России? Есть ли в нашей стране для этого необходимые условия? В 90-х годах мы были на полшага к тому, чтобы увидеть все последствия такой демократизации.
В загоне из контрпримеров
Особой осторожности требуют знания и модели, претендующие на универсальность.
Когнитивный боец должен выработать автоматический навык любую интеллектуальную схему, любую модель, с которой он сталкивается, заключать в отведенный для нее загон, чтобы она не пыталась щипать травку в чужом огороде. Для этого он должен окружить модель забором из контрпримеров, которые будут указывать границы ее применимости. Даже если он не может найти противоречий модели, следует быть начеку: модель - лишь неточная копия реальности и в любой момент она может подвести исследователя к неверным выводам и ошибочным решениям. Особой осторожности требуют знания и модели, претендующие на универсальность.
Пример: закон спроса
В качестве примера мы возьмем одну из самых универсальных моделей в экономике и маркетинге - так называемый "закон спроса". Он утверждает, что с ростом стоимости любого продукта спрос на него уменьшается. Эта закономерность очевидна и находит поддержку в нашем здравом смысле. Однако, это всего лишь модель, у которой обязательно имеются ограничения. Чтобы не быть обманутыми этой моделью, следует найти ей контрпримеры как в отношении продуктов, которые не подчиняются этому закону, так и в отношении обстоятельств, когда этот закон не действует:
  1. Продукты Гиффена - так называются типы продуктов, которые не подчиняются закону спроса. К ним относятся предметы роскоши в богатых обществах, а также некоторые жизненно важные товары в бедных обществах, например, хлеб или рис. С ростом на продукты Гиффена спрос на них может нарастать, а не снижаться.
  2. В обществе, находящемся в состоянии гиперинфляции спрос на продукты также не падает с ростом цены, пример - начало 90-х годов в СССР.
Загнав закон спроса в этот загон из контрпримеров, выигрывает не только исследователь, занимающийся фундаментальными вопросами экономики. От этого может выиграть каждый. Вот пример из реальной жизни.
Бизнесмен средней руки наблюдал успехи своих конкурентов и искал способы увеличить продажи своей продукции. В качестве основного способа переманить клиентов у конкурента он долго опирался на закон спроса (хотя, вероятно, не задумываясь об этом). Проще говоря, он снижал цену. Однако, результат был неудовлетворительный. И вот, однажды он пережил озарение и наоборот, поднял цену. Спрос на его продукцию немедленно увеличился. С тех пор этот бизнесмен верит, что в его бизнесе действует противоположный закон: чем больше цена, тем больше спрос.
Будь этот бизнесмен - когнитивный боец, ему бы (1) не потребовалось много времени, чтобы попробовать не уменьшать цену, а ее увеличить, и (2) он бы не принял для себя за универсальное правило новый открытый им "закон", понимая, что у любой модели есть границы применимости. Рано или поздно его новый закон обманет его также, как это делал старый, а когнитивный боец умеет обходить эту опасность.
Жонглирование моделями
Мы обсудили навыки мышления, учитывающие ограниченность моделей. Но кроме ограниченности, символические знания еще и относительны. И здесь когнитивному бойцу нужно еще одно умение. Мы называем его "жонглированием".
Говоря просто, это умение смотреть на события и факты с разных точек зрения, легко, играючи их менять, жонглировать ими.
Микроэксперимент: Жонглирование точками зрения
Взгляните вновь на живое дерево, но в момент порывов ветра. Наша обычная точка зрения - ветер качает дерево. Но попробуйте переключиться на противоположную, которую часто предпочитают дети: ветер оттого, что деревья качают ветками. Сможете ли вы достаточно вжиться в эту точку зрения? Увидеть, как дерево старательно размахивает ветками, чтобы дунуть хорошенько? Как в паузы оно собирается силами? Как оно начинает создавать поток воздуха сначала внешними тонкими ветвями, а затем подключая основные, толстые? Как несколько деревьев действуют согласованно, хотя и не синхронно? Если вы сумеете это в деталях пронаблюдать, не отвлекаясь на мысли вроде "Ну, все-то на самом деле не так..," у вас хорошие задатки.
Еще опыт. Какой номер вашего дома? Какой смысл несет это число? Наша обычная точка зрения - считать, что это порядковый номер строения на улице. Но можете ли вы немного "пожонглировать" и предложить еще три совершенно других точки зрения? Вот вам для затравки: "Это номер квартиры, в которой находится силовой центр дома", или такая причудливая точка зрения "Число на табличке - это количество засекреченных инопланетян, проживающих в доме"...
Разные точки зрения - это разные модели, в которые мы помещаем то или иное событие, факт или символ. Факты остаются неизменными, но их смысл в корне меняется, в зависимости от модели, на которую мы опираемся. Точно также, смысл знака "V" меняется, в зависимости от того, с позиций какой модели мы на него смотрим - он может восприниматься как римская цифра, как латинская буква, как галочка, как неполный треугольник, как перевернутая крыша домика, как изображение сосульки - да мало ли! Если когнитивный боец научится также легко жонглировать любыми моделями, он на верном пути!
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011