Ателье ERИнтрамаркетингШкола когнитивного бойца
Азбука гештальта, 11: Первая фиксация
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Школа когнитивного бойца
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
.
Школа когнитивного бойца
Азбука гештальта, занятие 11: Первая фиксация
Последняя редакция: 09.10.2008
Темы:
Высокое призвание когнитивного бойца - служить посредником между раздельными мирами протознаний и символических знаний. Он должен погружаться в протознание и возвращаться не со смутными интуитивными впечатлениями, а с переведенными в слова и схемы знаниями. Это его главный труд и именно этого общество ждет от когнитивного бойца.
Эта работа делится на три этапа:
  1. Сначала когнитивный боец должен правильно собирать данные, до тех пор, пока он не почувствует, что их уже достаточно. Об этом мы говорили до сих пор.
  2. Затем боец должен зафиксировать полученное протознание, ведь моменты его переживания внутренним чувством мимолетны и текучи.
  3. И уж в последнюю очередь, когда протознание уловлено в особые когнитивные силки, он может заняться его переводом на доступный всем язык логических схем и словесных описаний.
На нашей повестке дня второй этап - фиксация протознания.
Один на околице
Вы уже научились распознавать момент, когда этап сбора данных завершается. Это "Ах!"-инсайт, когда ваше внутреннее чувство вдруг переживает новое впечатление от ситуации, которого не было раньше. Оно может быть слабым, очень зыбким, но этот момент узнается сразу. Однако вы уже знаете, что это переживание чаще всего неустойчиво, оно "мерцает", и чтобы на нем сфокусироваться, "вжиться" в него, нужно что-то еще.
Для начала мы познакомимся со способом, которым когнитивный боец может усилить результат своего "Ах!"-инсайта, лучше сосредоточиться на нем - это необходимо для дальнейших шагов. Бойцу нужно отправиться на границу своего обыденного мира и расположиться там лагерем.
Обыденный мир - это набор маршрутов, которыми мы привычно двигаемся в течение обычного дня. Для одних это дом, работа и маршрут метро между ними. Для других обыденный мир - это автомобиль и городские улицы, по которым они колесят изо дня в день. Дороги, по которым мы ходим каждый день, места, где мы часто бываем, люди, с которыми мы часто общаемся - все это наш обыденный мир. И у него есть пограничные районы. Они нас и интересуют. Улица, которая смыкается с той, по которой вы ходите каждый день, околица деревни, в которой вы знаете каждую собаку, чердак дома, в котором вы живете - все это лежит на окраине вашего обыденного мира. Вы должны найти такое место и расположиться в нем, чтобы вновь сфокусироваться на своем "Ах!"-гештальте.
Это может выглядеть как задумчивая прогулка человека по не совсем привычной, хотя и знакомой ему улице или как медитация где-то неподалеку от собственного дома - вам нужно просто дать себе побыть на окраине своего обыденного мира. Но не выходя за его пределы.
 Сталкиваясь с трудной задачей и испытывая необходимость спокойно подумать, люди иногда отправляются в совершенно незнакомое или непривычное место, чтобы их "ничто не отвлекало". Но на самом деле незнакомое место отвлекает еще больше и не даст сосредоточиться на задаче. Поэтому нам нужно оставаться в пределах своего обыденного мира, хотя и найти его границу. 
Микроэксперимент: Поиски границ своего обыденного мира
Найдите место, в котором вы проводите большую часть своего активного времени. Сосредоточьтесь на сложной ситуации, которую вы исследуете как когнитивный боец. Встаньте и идите в любом направлении, удаляясь от центра своего обыденного мира и наблюдая за собой.
Вы заметите, как постепенно ворох ваших обычных мыслей начинает ослабевать по мере вашего отдаления и вы все лучше можете сосредоточиться на своем внутреннем чувстве. Двигайтесь дальше, приближаясь к границам своей привычной обстановки.
Если вы поймаете себя на том, что начинаете приглядываться к незнакомой и непривычной обстановке, значит вы уже зашли за границы своего обыденного мира. Нужно вернуться немного назад: вам нужно место, в котором обыденные мысли уже ослабели, а непривычность обстановки еще не требует вашего внимания. Где-то здесь вам и нужно расположиться.
Если вам удается лучше и отчетливее восстановить внутреннее чувство, которое вам доставил "Ах!"-инсайт, вы нашли нужное место. Оно вам еще пригодится. Когда вы захотите вновь восстановить это переживание, вам будет достаточно вернуться на это место.
Когнитивный словарь
Прежде, чем мы двинемся дальше, вы должны узнать нечто не совсем оптимистическое. Хотя хорошим когнитивным бойцом может стать каждый, мера усилий и время, которое для этого понадобится, различается для каждого человека. Все дело в том, насколько развитым когнитивным словарем изначально владеет боец. Если этот словарь обширен, наш курс будет лишь необходимым толчком к целенаправленному использованию протознаний. Если этот словарь беден, боец должен сначала заняться обогащением свого когнитивного словаря, иначе пользы от наших занятий не будет. Для этого требуется время и немалое желание, но если заниматься расширением своего словаря целенаправленно, положительные результаты не заставят себя ждать.
 Когнитивный словарь - это хранилище соответствий между различными внутренними чувствами и словесными описаниями ситуаций, в которых они возникали в жизни человека.  Если боец имеет богатый когнитивный словарь, то в момент переживания "Ах!"-инсайта у него больше шансов распознать свое внутренне чувство и отыскать в своем жизненном опыте ситуации, в которых такое чувство уже возникало. И тогда боец говорит что-то вроде "Это мне напоминает то-то" или "это похоже на ситуацию такую-то". Именно так происходит предварительный перевод внутреннего чувства на язык слов. Это первый этап, его результат - еще не готовая для решения практических задач схема или решение, но он нужен для фиксации трудноуловимого и текучего внутреннего чувства.
Пример: "Мне это напомнило зоопарк"
Режиссер российского криминального сериала, рассказывая журналисту о своих первых впечатлениях о настоящей тюрьме, в которой снимался сериал, поведал: "Меня поразило, когда я заглядывал в «глазки», и люди, сидящие там, замечали меня, то начинали вести себя, как животные. Мне это напомнило зоопарк. Очень страшное ощущение."
Именно так режиссер, человек с достаточно развитым образным восприятием и когнитивным словарем сопоставил возникшее у него внутреннее чувство и ситуацию, в которой оно уже когда-то возникало: "Мне это напомнило зоопарк".
Было ли это просто художественным преувеличением, а не прикосновением режиссера к неявному, протосимволическому знанию ситуации? Лучшим ответом будет история о знаменитом Стенфордском тюремном эксперименте. В 1971 году группа психологов устроила в подвале корпуса психологических исследований в Стенфорде небольшую тюрьму и набрала волонтеров, часть которых стала заключенными, другая - охранниками. Очень скоро они прекратили эксперимент, потому что его участники начали проявлять неожиданную жестокость, насилие, садизм по отношению к друг к другу. Уже после исследователи писали, что поведение людей в тюрьме - даже не настоящей - становится совершенно аналогичным поведению животных в звериной стае - в ней появляются вожаки, повинующиеся им члены стаи теряют индивидуальность и ориентируются только на групповое мнение и т.п.
В словах режиссера было нечто большее, чем просто образное выражение. В них оказалось то же знание, которое в Стенфордже получили только в результате неудачного эксперимента.
Когнитивный словарь можно сравнить с обычным словарем слов языка, словарным запасом:
Языковой словарь человека образован усвоенными соответствиями между словом и предметом, процессом или качеством реальности, которое оно обозначает.
Когнитивный словарь содержит соответствия между различными состояниями внутреннего чувства и памятью о ситуациях, в которых человеку доводилось их переживать.
 Чем больше словарный запас человека, тем больше предметов, процессов и качества мира он может различить и зафиксировать в своей речи, тем больше нюансов реальности он сможет учесть в своем мышлении, тем детальнее его словесная модель реальности. Чем больше когнитивный словарь, тем более тонкие, сложные и содержательные оттенки внутреннего чувства может зафиксировать человек, тем больше ему открывается протознание. 
Подобно тому, как словарный запас любого человека поддается увеличению, можно развивать и свой когнитивный словарь. И метод его развития также аналогичен методу развития словарного запаса.
Когда ребенка учат новым словам, ему показывают предмет и называют его. А затем просят назвать. Постепенно ребенок учится различать предметы, процессы и качества мира все тоньше, запоминая их индивидуальные названия. Запомнив слово "собака", он, увидев лошадь, может ее сперва назвать собакой. Но когда он запоминает слово "лошадь", он получает возможность различать два разных животных, он фиксирует различия между ними.
Чтобы расширять свой когнитивный словарь, следует "показывать себе" различные ситуации и внимать тому, что происходит с внутренним чувством. Это могут быть житейские ситуации или сюжеты и образы, вычитанные в книге или увиденные в кино - все они могут служить поставщиком впечатлений для вашего внутреннего чувства. Отмечая его оттенки в разных ситуациях вы будете развивать свой когнитивный словарь.
То, что называют профессиональной интуицией - это наработанный в отдельной профессиональной области когнитивный словарь. У опытного профессионала он содержит соответствия между различными профессиональными ситуациями и соответствующими внутренними чувствами. Обычно для его развития требуется не один год, но так происходит потому, что развитие когнитивного словаря происходит несистематично, случайно. Когнитивный боец должен подойти к задаче его развития упорядоченно и систематично и этим он может сэкономить немало времени. О том, как это нужно делать, мы дальше и поговорим.
Продолжение следует.
1
Ждём продолжения.....
 Здравствуйте, Роман и Елена!!! Спасибо за столь интересную, и на мой взгляд очень полезную рубрику \"Школа когнитивного бойца\". Я достаточно тщательно проработал данный материал, и теперь понимаю суть гештальта, методы работы с ним и принципы применения. Хотелось бы узнать,как по вашему, к чему следует приступить дальше, тобишь к какой теме:Идентичность, Когнитивный подход, Сложные нелинейные системы,Метафора....??? Буду очень вам признателен за полученный ответ. С нетерпением жду методик развития когнитивного словаря :)
С уважением, Максим.
Максим max56@meta.ua (31.10.2008 15:23)
2
Что дальше
Наверное, мы продолжим, если сложатся зведы :)
Среди названных тем лучше наверное начать с метафоры - у нас адрес сайта такой не даром.
Поищите в сети \"хвост ящерки\". Найдется материал, который писался лет 8-10 назад, как раз по метафоре и гештальту. Может быть, он поможет вам закрыть какие-то вопросы. Там не все так, как нам кажется сегодня, но расхождения не принципиальные.
С уважением,
Роман Уфимцев (31.10.2008 22:17)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011