Ателье ERСтатьи и урокиНекондиция
Эффект наблюдателя
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
.
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
.
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
В чем смысл? Почему стоит покупать наши услуги
Похищение Европы
Сумерки безумия
Мера наивности
Операция Антиорфей
Луноход как народное творчество
Большой Египетский Фальстарт
Что сказал бы Гёте об энергосберегающих лампах
Русским о поляках, полякам о русских
Нейминг ВПК: магия имени российских вооружений
Каузальность и телеология или о том, что такое звёздный час
Феномен Григория Перельмана
Принцип растроения
Вредное слово прагматизм
Ищите женщину
ШБД, занятие D: Подлинная история психотехнологии брендинга
ШБД, занятие U: Наш тайный противник в России
Статистика: тихая шизофрения маркетинга
Корпоративная волшебная палочка
Страшные истории про аутсорсинг маркетинга
Кризис закончился. На горизонте другой.
Барак Обама: концепт-кар американского политпрома
Доверие и маркетинг малого бизнеса
ШБД, занятие Q: Шотландская школа экономической диверсии
В мире без рекламы
ШБД, занятие R: Искусство продаж и саботаж
ШБД, занятие B: как превратить бизнес в мыльный пузырь
Когнитивный план России
Феномены когнитивной экономики (2)
Феномены когнитивной экономики
Инспектор Эрби и случай в клубе "Патриот"
ШБД, занятие S: как погубить стратегию организации
О вреде инквизиторов и ретроградов в маркетинге
Пять признаков настоящего эксперта
Слабые местища больших компаний
Профессиональная болезнь маркетологов и рекламистов
Эффект наблюдателя
В юрте Белого Маркетолога
Постиндустриальный маркетинг (2)
Прощай, рыночная экономика (2)
Прощай, рыночная экономика
Чудеса умозрения - предприятие на рынке
Лапутский или латеральный маркетинг
Постиндустриальный маркетинг
Дедуктивный метод (эксперт в организации)
Признаки бездарного маркетолога (2)
Признаки бездарного маркетолога
Чудеса умозрения - клиенты
Чудеса умозрения - рынок
Маркетинговая военщина
Бредни о бренде
Как не надо перед собой ставить цели
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Рекомендуем
Как не надо перед собой ставить цели
Эффект наблюдателя
Последняя редакция: 09.10.2008
Темы:
Иногда, в вечернюю пору, когда все погружается в тишину, темноту и только луна за окном льет загадочный свет на облетевшие ореховые деревья, приходят мысли, которые при всей своей увлекательности и необычности годятся лишь для раздела Некондиция. Они, конечно, не падают с луны. Они, разумеется, имеют отношение к основному потоку исследований, которые ведутся в таинственной лаборатории ER. Но из этого потока нелегко извлечь нечто такое, что можно открыть широкой публике. Дело отнюдь не в эзотеричности лаборатории ER (нет, нет и нет). Дело в отсутствии у "обычных" читателей достаточной практики в обращении с реляционной логикой, которая движет нашим ходом мысли. Но иногда непрестанно текучий поток на мгновение принимает узнаваемую форму, и тогда мы можем ее описать обычным языком дискретной логики. Так произошло с эффектом наблюдателя. Он достаточно хорошо известнен публике и мы можем рассказать о некоторых вновь обнаруженных аспектах эффекта, оставаясь в рамках обычной системы понятий, хотя, может быть и в упрощенном, спроецированном виде.
Мир подозревает о нашем существовании
Какой бы бесчувственной и неразумной нам ни казалась природа, она способна замечать не только когда на нее смотрят в упор, но даже когда на нее смотрят исподтишка. Даже неодушевленная и даже на уровне элементарных частиц.
Что может быть самодостаточнее, "самовлюбленнее" электрона? Какое ему дело, смотрит ли на него человек? Но классические опыты показывают: поведение электрона меняется в зависимости от того, пытаются ли за ним наблюдать. Именно из физики в результате этих опытов в наш обиход пришло понятие "эффекта наблюдателя". В упрощенном виде этот эффект толкуется как неизбежное влияние приборов, которыми проводятся физические измерения, на саму измеряемую реальность. В самом деле, представьте, что мы хотим померить обычным градусником температуру тела у мухи. Почему нет? После вспоминания азов ветеринарии и некоторых стараний мы получим вполне ясный результат: она равна комнатной температуре. Муха не умеет говорить и мы не узнаем, почувствовала ли она на себе влияние прибора на реальность.
Более изощренные эксперименты заставляют заподозрить: дело не во влиянии приборов, а во влиянии самого наблюдателя, его присутствия. Природа, во всяком случае, на уровне квантовых частиц, "подозревает" о существовании наблюдателя. Но мы не будем спекулировать на эту тему, поскольку хотим обратить внимание на другой аспект этого эффекта.
Одна голова хорошо, а две лучше
Именно так в сжатом виде можно изложить хорошо известный и знакомый многим феномен мышления. Он проявляется в том, что некоторые мысли, например, решения каких-либо задач, гораздо легче даются, если над ними думает не один, а два человека. Другое проявление того же эффекта - необходимость иметь слушателя для того, чтобы эффективно мыслить. Это знакомо многим: рассказывая кому-нибудь занимающую тебя проблему, ты вдруг неожиданно находишь ее решение, которое почему-то не приходило тебе в голову раньше, хотя этому ничто не мешало.
Обычно такие феномены объясняют суммированием опыта двух людей: мол, когда проблемой занимаются два человека, их опыт и интеллект складывается и это приводит к большей вероятности решения задачи. Или другое линейное объяснение: когда мы излагаем занимающую нас проблему слушателю (который, в общем, лишь поддакивает, молчит, слушает и не слишком подключает свой опыт и мышление), мы словесно организуем проблему и это помогает нам найти ее решение.
Но иногда подобный феномен проявляется и в еще более чистом виде: иногда двум людям достаточно молчать или обмениваться ничего не значащими фразами, чтобы возник тот же эффект "коллективной мысли".
Мы хотим выдвинуть другую гипотезу. На наше мышление действует эффект наблюдателя: когда мы заняты решением проблемы в присутствии наблюдателя, наше мышление неизбежно изменяется, приобретая новые свойства и возможности. Говоря определеннее, изменяется наше восприятие. Оно приобретает "трансперсональные" черты и этого бывает достаточно, чтобы в сознание смогли проникнуть новые восприятия, новые мысли.
Эффект неведомого наблюдателя
Следующий аспект - так называемый эффект присутствия. Так называют странное, неуловимое ощущение, возникающее, когда мы испытываем на себе чье-то внимание. Люди, страдающие неадекватным переживанием этого чувства, говорят, болеют манией преследования. Но эти крайние, патологические проявления лишь наводят на подозрение, что существуют и "здоровые" формы этого ощущения.
Мы можем увидеть прямую связь между эффектом наблюдателя и эффектом присутствия: мы можем испытывать эффект присутствия, если наше восприятие трансформируется под действием чьего-то наблюдения, но мы не видим или не знаем чьего именно.
Две головы хорошо, а три (или одна) лучше
Развивая эту гипотезу, мы пришли к заключению, что для каждой группы индивидуумов, в зависимости от их количества, существует собственное множество доступных конфигураций восприятия и мышления. То есть, для эффективного решения задач (интеллектуальных, эмоциональных или практических) необходимо участие одного, двух, трех и т.д. участников. В зависимости от специфики задачи это количество различно.
Мы обнаружили, что задачи, требующие активного сознательного участия четырех и более человек, встречаются относительно редко и группы с таким количеством участников должны обладать четкой функциональной дисциплиной и тонко управлять своим вниманием, чтобы такого рода задачи решались эффективно.
Далее, наблюдая эффективное решение какой-либо задачи, мы можем по ее специфике определить, сколько активных участников стояло за ее решением.
Из этого следует также, что в зависимости от величины группы, она обладает специфичными слабостями и преимуществами перед группами с другим количеством активных участников. В частности, мышление и поведение группы с двумя активными участниками, обладает большей динамичностью, чем мышление и поведение одного человека. Однако, такая "двойная" группа должна больше внимания уделять стабильности своего фундамента. Впрочем, описание характеристик групп - отдельная тема.
Практические рекомендации
Они просты. Занимаясь решением какой-либо проблемы и испытывая ощущение тупика, наиболее полезное действие - вовлечь в размышление наблюдателя, слушателя или еще одного участника. Возможно, это изменит конфигурацию вашего мышления, и решение будет найдено. По самой грубой оценке "двум головам" доступно примерно в три раза больше мыслительных конфигураций, чем одному человеку. Далее, можно попробовать привлечь не одного, а двух наблюдателей и "соображать на троих" и т.д.
Отдельная тема - качество, характер привлекаемых наблюдателей. В целом все, что требуется от наблюдателя - через механизмы личной сознательной рефлексии создать для вашего мышления еще один контур обратной связи, но иногда наблюдатель вносит характерные искажения и этот фактор также может повлиять на результат.
Обратное приложение также верно: для некоторых задач присутствие наблюдателя не только не нужно, но и вредно. Сознанию, находящемуся вне наблюдения, открыты специфические конфигурации, которые закрываются в присутствии наблюдателей.
Роман Уфимцев
29 ноября 2005 года, Калининград
1
А почему это - "некондиция"?
По-моему это - замечательно точное жизненное наблюдение. Сколько раз моя личная (я простой исполнитель, не отношусь к числу ЛПР) практика подтверждала истинность изложенных здесь сентенций.
lamerr alexx31@list.ru (3.09.2006 23:48)
2
Некондиция - это маскировка
В этом разделе мы прячем самое важное... ;)
Роман Уфимцев (4.09.2006 14:21)
3
Верное наблюдение (и предложение). Только оно уже "внедрено" и в учебниках психологии носит название "Мозговой штурм"
stanmor stanmor@mail.ru (14.05.2008 0:33)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011