Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингу
Методическая система Cynefin
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Школа когнитивного бойца
.
Рекомендуем
Управление знаниями: суть да дело
Методическая система Cynefin
Последняя редакция: 26.10.2009
Темы:
Дейв Сноуден - хорошо известный в кругах KM-практиков эксперт, возглавлявший принадлежащий IBM институт управления знаниями, затем их же центр изучения приложений теории сложных систем к развитию организаций. В 2006 году Сноуден ушел из IBM и учредил собственный центр Cognitive Edge, специализирующийся на консультировании организаций по вопросам Knowledge Management и организационных приложений теории сложных систем.
Один из наиболее заметных вкладов Сноудена в сфере КМ - предложенная им в 2003 году методическая система Cynefin (Cynefin Framework). Эта система может служить подспорьем в коллективных обсуждениях и принятии решений в сфере организационного развития, особенно в тех случаях, когда должны учитываться сложные, нелинейные аспекты ситуации. Такого рода случаи частенько возникают как в менеджменте, так и в маркетинге, так что знакомство с системой Cynefin никому не помешает.
 Я прошу вас обратить внимание на места, отмеченные цветным маркером (как этот абзац), поскольку они важны для понимания значения системы Cynefin для современного маркетинга .
Четыре области Cynefin
Каждая из четырех областей Cynefin соответствует определенному способу восприятия и понимания проблемы или ситуации - от того, к какой области мы отнесем проблему, будет зависеть стратегия нашего мышления - как мы будем воспринимать ситуацию и какие выводы делать:
 Интерактивная диаграмма: укажите на интересующий объект
Четыре области Cynefin
Странные, неровные границы между областями, по замыслу Сноудена, должны показать отличие Cynefin от других четырехклеточных матриц, широко распространенных в бизнес-науках - смысл осей X или Y здесь не особенно важен.
Known (Порядок)
Это область простого порядка, в которой у событий и явлений есть явные и однозначные причины и они всегда приводят к определенным и неизменным следствиям. Благодаря этому можно точно предсказывать результаты того или иного действия, делать точные прогнозы и на их основе точно "вычислять" лучший шаг. Характерная последовательность мышления в этой области:
  1. Воспринять входные данные
  2. Классифицировать их (отнести ситуацию к той или иной категории)
  3. Отреагировать оптимальным образом (оптимальные ответы по категориям известны заранее или их можно легко вычислить из входных данных)
Все, для чего могут быть написаны точные и относительно простые инструкции, лежит в этой области. Так, к этой области можно отнести задачу оформления потребительского кредита или управления установкой по производству макарон.
Knowable (Упорядоченность)
Область сложного порядка. Здесь, как и в области простого порядка, происходящее обусловлено твердыми причинами и следствиями, но связи между ними запутаны. В принципе, мы можем привести происходящее в этой области к области простого порядка, но не всегда для этого достаточно ресурсов и времени. Поэтому в этой области хорошим вариантом является поиск эксперта, который бы мог эффективно анализировать переплетение причин и следствий и предоставлять нам рекомендации. Характерная последовательность мышления в этой области:
  1. Воспринять входные данные
  2. Проанализировать их (самостоятельно или с помощью эксперта)
  3. Отреагировать в соответствии с советом эксперта или результатами анализа
Все, что может быть проанализировано логически и математически (в том числе и изощренными, сложными методами), лежит в этой области. Так, к этой области можно отнести определение подходящей траектории для космического аппарата, который мы хотим отправить на Марс - это рассчитать сложно, но можно. Другой пример - подготовка требований к системе электронного документооборота в крупной организации. Тут проще найти эксперта, который сумеет разобраться в хитросплетениях деловых процессов и найдет нужные решения.
Complex (Сложность)
Область сложных нелинейных систем - тех самых, которые исследуются в Complexity Science. Сноуден определяет эту дисциплину как изучение конфигураций, возникающих в результате взаимодействия большого числа агентов: "В этих взаимодействиях имеются свои причины и следствия, но большое число агентов и еще большее число взаимодействий между ними не позволяют для понимания ситуации использовать классификацию или анализ". Возникающие конфигурации кажутся объяснимыми только ретроспективно - мы можем их воспринимать, объяснять, но не предсказывать. Повторение конфигураций возможно, но мы не можем опираться на них как на прочные закономерности, потому что конфигурации могут исчезнуть или измениться в любой момент - от нас скрыты элементарные взаимодействия и мы не можем этот момент предвидеть.  Разумная последовательность действий в этой области :
  1.  Провести тестирование, зондирование ситуации, чтобы выявить, "разбудить" возможные конфигурации 
  2.  Воспринять и наблюдать возникающие конфигурации 
  3.  Отреагировать, стараясь зафиксировать желательные конфигурации, дестабилизировать нежелательные, провести серию небольших вмешательств в ситуацию, чтобы сделать возникновение нужных нам конфигураций более вероятным ("засевание") 
Сноуден подчеркивает, что для успешного восприятия и понимания в этой области требуется множественность точек зрения на ситуацию. Вместо того, чтобы спешить с выводами, "хватаясь" за первую знакомую конфигурацию, следует спокойно и сосредоточенно наблюдать, открыв сознание для новых альтернативных пониманий ситуации.
Ситуации, когда слишком много больших и малых вещей влияет на дело, когда нет "основных причин", а следствия неоднозначны, когда ситуацию можно объяснить, но не предвидеть - все они лежат в этой области. Примером может служить маркетинговая ситуация на каком-нибудь высоко-конкурентном рынке, динамика курса валют или формирование урагана над Атлантикой.
Chaos (Хаос)
В этой области связи между причинами и следствиями, кажется, отсутствуют. Ситуация хаотична, турбулентна. Достоверно отнести происходящее к какой-либо знакомой категории невозможно. Анализу ситуация не поддается. Сидеть и ждать, что в хаосе возникнут какие-то определенные конфигурации (как в области Сложности) бессмысленно. Неопределенность ситуаций в области хаоса создает впечатление их "неуютности", "опасности". Даже если видеть в этом хаосе корни будущего порядка, требуется смелость и решительность, чтобы начать действовать в таких условиях. Вероятно, единственная разумная последовательность действий в этой области:
  1. Действовать быстро и решительно против хаоса и неопределенности
  2. Наблюдать немедленную реакцию на свои действия
  3. Корректировать свои действия и энергично действовать дальше
Эта тактика должна вывести нас, в конце концов, в одну из трех остальных, более "комфортных" областей.
Очень важно, что именно область хаоса - источник инноваций и коренных перемен. Именно тут различные уровни систем переплетаются в одном сингулярном узле, так что переход с уровня на уровень тут прост (вверх или вниз...). Поэтому в поисках изменений иногда целесообразно погружаться в область хаоса сознательно, хотя это не может обходиться без риска.
Пример ситуации в области хаоса - крах советской экономики в начале 90-х годов.
Пятая область - Disorder (Неопределенность)
Система Cynefin предназначена, главным образом, для коллективной работы. На практике разные люди не всегда сразу достигают согласия в соотнесении различных аспектов ситуации или проблемы с той или иной областью Cynefin. Особенно это касается тех аспектов, где принадлежность той или иной области выражена неярко. Сноуден говорит, что в таких обстоятельствах люди склонны относить проблему к той области, в которой они ощущают себя уверенней всего (особенно, если обсуждаемые вопросы важны):
"Законник" стремится создать правила и настойчиво их придерживаться
"Эксперт" склонен организовывать исследования и накапливать данные
"Политик" стремится увеличить количество и диапазон своих контактов
"Диктатору" по нраву идея воспользоваться хаосом как шансом получить абсолютный контроль
В область неопределенности помещаются те аспекты ситуации, относительно которых согласие пока не достигнуто. Задачей коллективной дискуссии является постепенное сужение области неопределенности и достижение согласия между участниками о том, к какой области следует относить ситуацию, ее различные аспекты, а следовательно, достигается согласие и о том, как нужно понимать проблему, какие решения принимать и какими методами действовать.
Продолжение следует. Мы рассмотрим пример использования Cynefin для типизации организаций и стилей лидерства, а заодно и углубим свое знакомство с этой системой.
Роман Уфимцев
20 октября 2006 года, Калининград
1
Хороший обзор!
Роман, здравствуйте!
Очень понравилась Ваша статья. Я несколько лет интересуюсь менеджментом знаний и Дейв Сноудене конечно знаю, но с трудами его пока не знаком. А здесь я нашёл лаконичный обзор одного из результатов его работы. Здорово!
Скажите, а Вы профессионально занимаетесь менеджментом знаний?
С уважением
Евгений Белошицкий
моб.: (UA) +38-068-612-18-00
моб.: (RU) +7-961-177-97-29
Я в Twitter: http://twitter.com/ Evgeniy_s
Мой профиль LinkedIn: http://ua.linkedin.com/in/evgeniybeloshytskiy
Моя страница Facebook: http://www.facebook.com/beloshytskiy
Мой блог: http://pkmateur.blogspot.com
Евгений Белошицкий ikmukraine@gmail.com (3.11.2011 3:57)
2
Сноуден - голова! :)
Если рассматривать менеджмент знаний как особую идеологию, то, конечно, мы применяем его в своей профессиональной практике. Мы занимаемся маркетингом и organizational development и управление знаниями, его идеи, методы, оказываются тут чрезвычайно ценными. Например, ещё около 4 лет назад мы начали применять такой инструмент KM, как коллективные сессии Openspace.
Особенно нам импонирует подход Сноудена, который привлекает к описанию происходящего в организациях понятия теории сложных систем. По нашему опыту, это очень плодотворное направление.
Роман Уфимцев (3.11.2011 7:51)
3
 Пример программы по управлению знаниям
Пример программы по управлению знаниями http://www.pvpcenter.org/books/freebook/mybooks.php
Владимир rc-kct@rambler.ru (14.07.2015 19:21)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011