Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингуМетодическая система Cynefin
Cynefin: типы организаций и стили лидерства
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Школа когнитивного бойца
.
Рекомендуем
Управление знаниями: суть да дело
Cynefin: типы организаций и стили лидерства
Последняя редакция: 26.10.2009
Темы:
В качестве первого примера применения системы Cynefin в бизнес-среде мы обратимся к типизации организаций и стилей управления, предложенной Дейвом Сноуденом. С одной стороны, таким образом мы лучше усвоим смысл областей системы Cynefin, а с другой - познакомимся с полезной и глубокой типизацией, которую Сноуден разработал в результате исследований реальных организаций в его бытность директором исследовательского центра IBM.
С каждой из четырех областей Cynefin Сноуден связал определенный стиль лидерства, качественные характеристики организации, ее цели, специфические методы управления. Рассмотрим их по порядку.
 Интерактивная диаграмма: укажите на интересующий объект
Методическая система Cynefin
для типизации организаций и стилей лидерства

Known (Порядок)
К этой области принадлежат организации, построенные на ясных и жестких кодексах, уставах, инструкциях, правилах, которые призваны однозначно руководить поведением людей в той или иной ситуации. Кодекс содержит в себе правила, в которых сосредоточен опыт поддержания наибольшей эффективности, производительности организации в определенном спектре ситуаций. Решения принимаются в результате отнесения ситуации к той или иной категории, определенной в кодексе, и выборе соответствующего ей правильного решения. Организации такого рода обычно обладают четко выстроенной иерархической структурой, контролем субординации, именно такой тип организации хорошо согласуется с управлением на основе сводов правил. Частый спутник таких организаций - развитая бюрократия (в смысле значительной роли формальных, документальных сторон управления). Обмен знаниями заключается в выучивании свода правил и тренировке их использования, часто в особо устроенных учебных условиях.
Сильная сторона таких организаций - высокая производительность, слабая сторона - риск выхода ситуации из спектра, охваченного кодексами. В этом случае участники организации лишаются возможности адекватной реакции на события.
Типичный стиль лидерства - иерархический, феодальный, но вместо земельных наделов феодал в современной организации распределяет бюджет.
Характерный пример - армия в мирное время.
Knowable (Упорядоченность)
К этой области относятся организации, основанные на фиксированном языке, сформировавшейся идеологии, обладающие собственной системой понятий, моделей, практик. Это экспертные, профессиональные сообщества. В отличие от организаций в области порядка, обучение направлено не на усвоение правил, а на усвоение языка, моделей, способа мышления, принятых в данном сообществе. Для поддержки и прояснения статуса своих членов, такие организации используют системы сертификации. Кроме того, такие организации особое внимание уделяют сохранению и развитию своего языка и принятой системы моделей, развивая коммуникации между представителями организации. Обмен знаниями происходит в результате длительной практики ученика под руководством учителя в естественных условиях.
Главная особенность этого типа организации - постепенное, вместе с развитием ее системы понятий и языка, снижение восприимчивости к новым идеям, которые выходят за рамки сложившейся системы представлений. Чтобы компенсировать этот недостаток, простые призывы о важности новых идей бесполезны. Руководство организации должно время от времени "встряхивать" складывающиеся идеологические традиции, чтобы совладать с ростом консерватизма и косности в организации.
Типичный стиль лидерства - олигархический, коллегиальный, в форме "совета старейшин".
Характерный пример - академическая наука как сообщество.
Complex (Сложность)
К этой области относятся неформальные организации, связывающие своих членов общими идеями и ценностями, общими переживаниями. К этому типу организаций относятся разнообразные социальные сети, в частности, современные сетевые сообщества в интернете.  Рынки как социальные системы также относятся к этому типу организаций - в дальнейшем мы коснемся этого вопроса подробнее .
Организации в области сложности цементируются доверием и взаимными обязательствами ее членов, добровольным стремлением к сотрудничеству. В бизнес-среде подобной организацией обладают сети свободных предпринимателей, для крупных компаний такой тип организации является экзотикой. Обмену знаниями способствуют нарративные техники, в частности, использование историй.
Лидерство на основе естественно возникающего авторитета, матриархальный или патриархальный стиль.
Характерный пример - сообщество разработчиков open-source ПО.
Chaos (Хаос)
К этой области принадлежат организации, которые переживают структурный кризис, находящиеся в процессе разрушения или перестройки. В таких условиях необходимо кризисное управление, быстрые и энергичные шаги, направленные на сохранение контроля и вывод организации из области хаоса. Следует подчеркнуть, что дискомфорт, который обычно приносит наступление хаоса, компенсируется несравненными возможностями изменений, инноваций, скрытых в нем. Подобно тому, как шторм может погубить парусное судно, хаос может разрушить организацию, а может придать ей невероятный импульс развития, который выведет ее на новые уровни.
Для успеха организации в ее путешествии через хаос нужно, чтобы на первые роли в ней вышли люди, которые способны принимать решения и действовать в условиях крайней неопределенности. Область хаоса поддерживает тиранический или харизматический стиль лидерства.
Характерный пример - Нью-Орлеан во время наводнения.
Продолжение следует. Мы узнаем о том, что может дать Cynefin маркетингу.
Роман Уфимцев
23 октября 2006 года, Калининград
1
Хороший обзор!
Роман, здравствуйте!
Очень понравилась Ваша статья. Я несколько лет интересуюсь менеджментом знаний и Дейв Сноудене конечно знаю, но с трудами его пока не знаком. А здесь я нашёл лаконичный обзор одного из результатов его работы. Здорово!
Скажите, а Вы профессионально занимаетесь менеджментом знаний?
С уважением
Евгений Белошицкий
моб.: (UA) +38-068-612-18-00
моб.: (RU) +7-961-177-97-29
Я в Twitter: http://twitter.com/ Evgeniy_s
Мой профиль LinkedIn: http://ua.linkedin.com/in/evgeniybeloshytskiy
Моя страница Facebook: http://www.facebook.com/beloshytskiy
Мой блог: http://pkmateur.blogspot.com
Евгений Белошицкий ikmukraine@gmail.com (3.11.2011 3:57)
2
Сноуден - голова! :)
Если рассматривать менеджмент знаний как особую идеологию, то, конечно, мы применяем его в своей профессиональной практике. Мы занимаемся маркетингом и organizational development и управление знаниями, его идеи, методы, оказываются тут чрезвычайно ценными. Например, ещё около 4 лет назад мы начали применять такой инструмент KM, как коллективные сессии Openspace.
Особенно нам импонирует подход Сноудена, который привлекает к описанию происходящего в организациях понятия теории сложных систем. По нашему опыту, это очень плодотворное направление.
Роман Уфимцев (3.11.2011 7:51)
3
 Пример программы по управлению знаниям
Пример программы по управлению знаниями http://www.pvpcenter.org/books/freebook/mybooks.php
Владимир rc-kct@rambler.ru (14.07.2015 19:21)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011