Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингуМетодическая система Cynefin
Cynefin: маркетинг и интрамаркетинг
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Школа когнитивного бойца
.
Рекомендуем
Управление знаниями: суть да дело
Cynefin: маркетинг и интрамаркетинг
Последняя редакция: 26.10.2009
Темы:
Что может дать Cynefin маркетингу? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отнести типичную проблематику, с которой приходится сталкиваться маркетологам, к одной из областей системы Cynefin. А еще лучше, взглянем на маркетинг в числе других бизнес-функций.
Маркетинг в ряду других бизнес-функций
Методическая система Cynefin
для типизации бизнес-функций
Known (Порядок)
В этой области лежит то, что зафиксировано в простых, известных всем правилах, что может записано в несложную инструкцию. Часто именно так можно охарактеризовать правила трудовой дисциплины и безопасности в организациях ("уходя гасите свет"). К этой же области могут быть отнесены производственные процессы, если их технология не слишком сложна (например, изготовление пластиковых окон по заданной спецификации).
Knowable (Упорядоченность)
Эта область, в которой процессы упорядочены, но происходят по сложным правилам. Чтобы эффективно справляться с ситуациями этого типа, нужно обладать наработанными знаниями и опытом. Сюда можно отнести широкий круг бизнес-функций, связанных с управлением ресурсами и финансами организации, логистику, управление поставками и т. д., особенно на крупном предприятии. Кроме того, сюда же можно отнести и производственные функции, которые опираются не на простые технологии, а на личный опыт специалиста (например, юридические услуги или производство ПО).
Complex (Сложность)
К области сложности относятся системы, в которых число значимых факторов принципиально превышает возможности анализа. Именно сюда нужно отнести основные задачи маркетинга: стимулирование спроса и укрепление внешней и внутренней лояльности. Социальные системы, к которым относятся рынки и персонал предприятия, в ограниченном круге ситуаций могут трактоваться областями порядка или упорядоченности, но любой трезво мыслящий маркетолог согласится, что в целом  рыночная реакция на ту или иную маркетинговую активность не поддается точному прогнозу ни на основе простых моделей ни на основе изощренных аналитических выкладок . Далее мы подробнее обсудим эту проблему.
Chaos (Хаос)
К области хаоса можно отнести управление в кризисных или авральных ситуациях. Однако в редкой организации отсутствуют зоны "перманентного хаоса", которые часто располагаются на стыках зон ответственности различных департаментов. Другой источник хаоса в организациях - вносимые руководством реорганизации и новшества, которые на первых этапах создают хаос. Любопытно, что и обратное верно: хаотические ситуации и зоны являются важным источником новых идей, так что для повышения творческого потенциала полезны "инъекции хаоса".
Маркетинг в области сложности: Маркетинг 3.0
Суть маркетинга и его основные задачи лежат в области сложности, хотя некоторые второстепенные маркетинговые функции могут располагаться и в других областях Cynefin. Это важное утверждение, потому что  если маркетинг находится в области сложности, то понимать текущую ситуацию и принимать маркетинговые решения мы должны так, как это следует делать в этой области. 
Припомним последовательность действий, которую подразумевает область сложности:
  1. Провести тестирование, зондирование ситуации, чтобы выявить, "разбудить" возможные конфигурации
  2. Воспринять и наблюдать возникающие конфигурации
  3. Отреагировать, стараясь зафиксировать желательные конфигурации, дестабилизировать нежелательные, провести серию небольших вмешательств в ситуацию, чтобы сделать возникновение нужных нам конфигураций более вероятным ("засевание")
Это очень точное описание процесса интрамаркетинга, который изначально разрабатывался как маркетинг на основе идей теории сложных систем, маркетинг для области сложности. В самом деле, сравните, как выглядит та же самая последовательность действий в практике интрамаркетинга:
  1. После первичного знакомства с ситуацией, задачей которого является определение круга процессов и объектов, которые должны приниматься во внимание в маркетинге данного предприятия, мы реализуем ряд небольших вмешательств в систему предприятие-рынок, зорко наблюдая за откликом.
  2. Мы выделяем изменения в ситуации, вызванные нашими вмешательствами и формулируем результаты в терминах конфликтующих идентичностей в системе предприятие-рынок. На языке Дейва Сноудена, мы наблюдаем возникающие конфигурации.
  3. Далее мы выделяем нужную нам идентичность ("желательную конфигурацию"), замечаем "вредные", конфликтующие идентичности ("нежелательные конфигурации") и используем метод детерминант, то есть, небольшими вмешательствами в детерминанты системы укрепляем нужную идентичность и ослабляем не нужные. Этот процесс описан на странице Управление идентичностью.
Есть и другие впечатляющие параллели между интрамаркетингом и кругом идей Дейва Сноудена, хотя он прилагает их, главным образом, к сфере управления знаниями:
Сноуден подчеркивает, что в области сложности особое значение имеет множественность точек зрения, умение видеть ситуацию через призму различных, порой противоречащих друг другу моделей. Мы считаем множественность описания ситуации обязательным условием восприятия и понимания маркетинговой ситуации.
Одно из важнейших понятий Сноудена - идентичность. Он говорит, что и люди и организации обладают множественными идентичностями и что при анализе социальных сетей в качестве узлов нужно рассматривать не индивидуумов, а идентичности. Это чрезвычайно близко модели когнитивного эфира и понятию идентичности, центральному в интрамаркетинге.
Сноуден говорит о "слабых сигналах", которыми сопровождаются возникающие в сложной системе конфигурации (один из наиболее известных проектов Сноудена связан с изучением использования "слабых сигналов" для борьбы с терроризмом). С другой стороны, он говорит и о небольших вмешательствах, "засевании" сложной системы, чтобы сделать более вероятным возникновение нужных конфигураций. В интрамаркетинге такого рода слабые сигналы называются детерминантами. Их анализ, создание, устранение и коррекция - прямой аналог вмешательств и засевания Сноудена.
Итак, совпадений более чем достаточно, но это не просто сходства, это совпадение идеологии, методов мышления о сложных системах. Круг идей Дейва Сноудена иногда называют "Knowledge Management 3.0". По аналогии, интрамаркетинг - это Маркетинг 3.0.
Пока все.
Роман Уфимцев
25 октября 2006 года, Калининград
1
Хороший обзор!
Роман, здравствуйте!
Очень понравилась Ваша статья. Я несколько лет интересуюсь менеджментом знаний и Дейв Сноудене конечно знаю, но с трудами его пока не знаком. А здесь я нашёл лаконичный обзор одного из результатов его работы. Здорово!
Скажите, а Вы профессионально занимаетесь менеджментом знаний?
С уважением
Евгений Белошицкий
моб.: (UA) +38-068-612-18-00
моб.: (RU) +7-961-177-97-29
Я в Twitter: http://twitter.com/ Evgeniy_s
Мой профиль LinkedIn: http://ua.linkedin.com/in/evgeniybeloshytskiy
Моя страница Facebook: http://www.facebook.com/beloshytskiy
Мой блог: http://pkmateur.blogspot.com
Евгений Белошицкий ikmukraine@gmail.com (3.11.2011 3:57)
2
Сноуден - голова! :)
Если рассматривать менеджмент знаний как особую идеологию, то, конечно, мы применяем его в своей профессиональной практике. Мы занимаемся маркетингом и organizational development и управление знаниями, его идеи, методы, оказываются тут чрезвычайно ценными. Например, ещё около 4 лет назад мы начали применять такой инструмент KM, как коллективные сессии Openspace.
Особенно нам импонирует подход Сноудена, который привлекает к описанию происходящего в организациях понятия теории сложных систем. По нашему опыту, это очень плодотворное направление.
Роман Уфимцев (3.11.2011 7:51)
3
 Пример программы по управлению знаниям
Пример программы по управлению знаниями http://www.pvpcenter.org/books/freebook/mybooks.php
Владимир rc-kct@rambler.ru (14.07.2015 19:21)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011