Ателье ERСтатьи и урокиНекондиция
ШБД, занятие Q: Шотландская школа экономической диверсии
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
.
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
.
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
В чем смысл? Почему стоит покупать наши услуги
Похищение Европы
Сумерки безумия
Мера наивности
Операция Антиорфей
Луноход как народное творчество
Большой Египетский Фальстарт
Что сказал бы Гёте об энергосберегающих лампах
Русским о поляках, полякам о русских
Нейминг ВПК: магия имени российских вооружений
Каузальность и телеология или о том, что такое звёздный час
Феномен Григория Перельмана
Принцип растроения
Вредное слово прагматизм
Ищите женщину
ШБД, занятие D: Подлинная история психотехнологии брендинга
ШБД, занятие U: Наш тайный противник в России
Статистика: тихая шизофрения маркетинга
Корпоративная волшебная палочка
Страшные истории про аутсорсинг маркетинга
Кризис закончился. На горизонте другой.
Барак Обама: концепт-кар американского политпрома
Доверие и маркетинг малого бизнеса
ШБД, занятие Q: Шотландская школа экономической диверсии
В мире без рекламы
ШБД, занятие R: Искусство продаж и саботаж
ШБД, занятие B: как превратить бизнес в мыльный пузырь
Когнитивный план России
Феномены когнитивной экономики (2)
Феномены когнитивной экономики
Инспектор Эрби и случай в клубе "Патриот"
ШБД, занятие S: как погубить стратегию организации
О вреде инквизиторов и ретроградов в маркетинге
Пять признаков настоящего эксперта
Слабые местища больших компаний
Профессиональная болезнь маркетологов и рекламистов
Эффект наблюдателя
В юрте Белого Маркетолога
Постиндустриальный маркетинг (2)
Прощай, рыночная экономика (2)
Прощай, рыночная экономика
Чудеса умозрения - предприятие на рынке
Лапутский или латеральный маркетинг
Постиндустриальный маркетинг
Дедуктивный метод (эксперт в организации)
Признаки бездарного маркетолога (2)
Признаки бездарного маркетолога
Чудеса умозрения - клиенты
Чудеса умозрения - рынок
Маркетинговая военщина
Бредни о бренде
Как не надо перед собой ставить цели
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Рекомендуем
ШБД, занятие S: как погубить стратегию организацииШБД, занятие B: как превратить бизнес в мыльный пузырьШБД, занятие R: Искусство продаж и саботаж
ШБД, занятие Q: Шотландская школа экономической диверсии
Последняя редакция: 21.10.2008
Темы:
Мы публикуем очередной конспект занятий в Школе бизнес-диверсантов (ШБД), который был расшифрован из рукописных заметок и впервые публикуется на русском языке (thanks Soully for your inestimable help!).
ШБД - секретное учебное заведение, которое было создано в Британии в послевоенные годы. Эта школа готовила и, по некоторым данным, продолжает готовить кадровых экономических диверсантов для заброски в активно развивающиеся страны с целью ослабления их экономического потенциала. Особенное внимание учредители ШБД сегодня обращают на Россию, Китай и Бразилию. Агенты ШБД действуют и резидентными методами, проникая в руководство крупных компаний, так и нерезидентными, когда они пропагандируют идеи, способные нанести урон экономике противной страны в целом. Благодаря усилиям смелых энтузиастов и просто честных людей, которые справедливо именуют себя "экономическими пацифистами", некоторые конспекты этой школы оказались доступны и нам.
В этом примечательном конспекте содержатся указания, что еще задолго до образования ШБД, в Британии существовали неафишируемые общества ученых и дельцов, подготовивших идеологическую базу для подобного учебного заведения. Вторая мировая война стала лишь поводом для создания ШБД как полноценной секретной организации и она впитала в себя не только опыт, накопленный немецкими социологами, но и изыскания самих британцев.
Занятие ведет старший преподаватель сэр Эверетт Макги
У вас, дамы и господа, есть преимущество перед надутыми оксфордскими снобами, которые сидят в нескольких десятках миль от нас. Они изучают экономические теории так, как это нужно вам, и вы это знаете, а они - нет. Впрочем, я люблю Оксфорд, это милый городишко, в котором бродят тихие и глубокомысленные создания, оторванные от реальности. Но вы должны относиться к жизни иначе. Это схватка, без принципов и без жалости, вы здесь, чтобы ваша Британия побеждала в ней также, как она побеждала все последние века. Не силой, так хитростью, и такая победа еще приятнее.
Впрочем, довольно романтики. Сегодня мы обращаемся к теме, которую наш славный ректор Ним Эрби собственноручно отметил в плане занятий красным карандашом. Сегодня мы познакомимся с идеями шотландской экономической традиции, которая является одним из китов, на которых строит свою деятельность ШБД.
Шотландская экономическая традиция не изучается в Оксфорде, она вообще сознательно исключена из дискуссий современных экономистов. И это стоило отцам-основателям ШБД некоторых усилий, ведь главное лицо этой традиции хорошо известно каждому студенту в мире. Это сэр Роберт Гиффин - имя, которое есть в каждой нашей энциклопедии.
Родовое гнездо Гиффенов в Шотландии стало колыбелью Шотландской экономической традиции. Именно здесь, в кругу дузей и учеников из университета Глазго, Роберт Гиффен заложил ее основы.
Если вы полистаете общедоступную энциклопедию, вы узнаете, что сэр Роберт был видным британским ученым, он занимался экономикой и статистикой и даже несколько лет в конце 19-го века возглавлял Британское статистическое общество. Но сегодня он в первую очередь широко известен благодаря небольшой критической работе, в которой он оспорил незыблемость принципа отрицательной связи между стоимостью товара и спросом на него.
Вам конечно хорошо известен этот принцип: чем дороже стоит товар, тем меньше на него спрос. Если хотите, это основа здравого смысла современной экономики - как ее видят в Оксфорде. Но Гиффен заложил мину под него, приведя в работе веские статистические доказательства, что имеются примеры товаров, которые ведут себя прямо противоположным способом - с ростом цены на них спрос только увеличивается. Теперь такие товары называются "товарами Гиффена".
Что на этот счет думают в Оксфорде - а значит, и во всем мире, куда потом отправляются его выпускники? Что это интересная аномалия, исключение, только подтверждающее правило. Но пусть так думают они, а вы должны знать, что сэра Роберта Гиффена попросили не развивать эту тему на самом высшем уровне. И он, будучи мудрым человеком, так и поступил. Но только публично.
Собственно, это и была стартовая точка того, что сейчас именуется шотландской экономической традицией. Сначала в кругу друзей и близких учеников в своем родовом поместье под Глазго, а потом и в Лондоне, сэр Гиффен развивал экономическую теорию, в основе которой нет принципа обратной связи цены и спроса. Наш ректор, Ним Эрби, был одним из учеников Гиффена в те времена, когда его теория приобрела стройность и определенную завершенность, в первые годы 20-го века.
Итак, какие принципы заложены в экономику Гиффена?
Ее центральным понятием является устойчивость. Сэр Гиффен пророчески подчеркивал, что именно устойчивость экономики должна считаться главной ценностью государства, только длительная устойчивость может повысить общее благосостояние граждан и мощь державы. Напротив, взлеты и падения наносят ущерб экономике и вредят гражданам и государству.
По Гиффену, для сохранения устойчивости, совокупные материальные ценности государства должны всегда находиться в равновесии с его нематериальными эквивалентами. Казалось бы, это не противоречит и "популярной экономике", но обратим внимание, что Гиффен считал деньги только одной из разновидностей нематериальных эквивалентов, причем не самой значимой. И далее, мы подходим к важному пункту шотландской традиции.
Гиффен утверждал, что признаком такого равновесия между материальными ценностями и их эквивалентами является равновесие между товарами, спрос на которые растет с ростом их эквивалентной ценности и товарами, которые ведут себя прямо противоположным образом. Проще говоря, в экономике должно быть поровну обычных товаров и товаров Гиффена.
Вы видите, что это идет вразрез с обычной экономической теорией, где товары Гиффена считаются совершенно незначительными аномалиями. И это, с точки зрения шотландской экономической традиции, главная причина опасных последствий для мощи государства и благосостояния граждан, которые несет оксфордская версия экономики.
Экономика, в которой нормальным считается абсолютное превосходство товаров, спрос на которые падает с ростом цены (ее принято именовать "рыночной"), неустойчива. Она способствует неоправданному увеличению роли денег и других нематериальных эквивалентов в жизни общества и граждан, обрекая их на неизбежные разрушительные экономические катаклизмы, при которых экономика как маятник откатывается в противоположную сторону - в сторону переоценки роли материальных ценностей. Эти откаты болезненны и наносят сокрушительные удары по благополучию людей, часто приводят к общественным потрясениям - история тому дает немало примеров.
Сэр Роберт Гиффен был благородный человек и, понимая опасность упрощенных принципов популярной экономики, всерьез был озабочен темой увеличения доли товаров, которые мы сегодня называем его именем, в государственном масштабе. Среди нескольких намеченных им путей, например, можно упомянуть поддержку институтов, которые являются источниками или активаторами ценностей, не имеющих денежного эквивалента - например, религиозных организаций или культурных институтов. С его позиций, балансирующая роль этих учреждений вполне очевидна.
Но для вас, людей, перед которыми будут стоять в первую очередь диверсионные задачи чисто экономического плана, важнее другой метод балансирования экономики, детально разработанный уже учениками Гиффена, хотя с его подачи, разумеется. Его называют "ключом Гиффена".
Это набор методов, позволяющий почти любому товару придать признаки товара Гиффена, так что с ростом цены на него, спрос только увеличивается. Ключ Гиффена может быть приложен к сырьевым товарам и земле, к товарам потребления, к услугам - к чему угодно. Большим знатоком этой темы является наш ректор. В следующем семестре он намерен прочесть спецкурс на тему истории ключа Гиффена и если вам посчастливится на нем побывать, вы оцените пафос и мифологическую красоту событий, которые разворачивались вокруг его создания и испытания.
Но вернемся к вашим задачам. Естественно, вы должны сделать так, чтобы этот ключ не попал в руки людей, определяющих экономику противной страны - при условии, если она находится на "ценно-бумажной" фазе своего цикла. И вам следует препятствовать всем попыткам его заново открыть. Такие попытки делаются наиболее экономически проницательными представителями стран-противников. Как правило, это люди, работающие на частные корпорации, которые, конечно, заинтересованы уменьшить влияние цены товаров на спрос. Хотя никто из них, насколько нам известно, еще не подошел к ключу Гиффена вплотную, мы наблюдаем опасные поползновения. Ваша задача - всеми средствами препятствовать им, и лучше всего тут работают пропагандистские нападки, высмеивание и т.д. Обычно удается "образумить" этих людей или переманить их в корпорацию, которая находится под нашим полным контролем, занять их "брендингом".
К слову, о брендинге. Вы знаете, что труднее всего разоблачить ложь, которая очень похожа не правду. Брендинг как концепция маскирует именно ключ Гиффена. Когда мы перейдем к его изучению вплотную, вы убедитесь, что идеи брендинга различаются с ключом Гиффена в тонких, но критически важных нюансах... Но, не будем забегать вперед.
Наше занятие окончено. Желающие могут познакомиться с очень интересной перепиской сэра Роберта Гиффена и Нима Эрби, архивный индекс GK207. Уничтожитель бумаг там же, где он был вчера.
Роман Уфимцев
21 октября 2008 года, Калининград
1
Вау...
 Впервые слышу о таком, но как всё точно!
Наина (26.12.2010 22:28)
2
А еще статей о лекциях ШБД?
Роман, когда Вы еще порадуете нас новыми экономическими лекциями этой школы? Заранее благодарен.
Стас (15.06.2013 19:39)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011