Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингу
Рецепты времен кризиса
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Школа когнитивного бойца
.
Рекомендуем
Диагноз он-лайн: RSL-тестФазовый анализ организаций в четырех примерах
Рецепты времен кризиса
Последняя редакция: 18.12.2008
Темы:
Принято считать, что развивающийся экономический кризис (а сейчас, в конце 2008-го он только развивается) одинаково плох для всех. Но это не так. Для одних компаний и людей он будет означать выход из дела, для других - наоборот, предоставит долгожданное окно возможностей. Мы попробуем дать ориентир, позволяющий понять, к какой категории относитесь вы или ваша компания и какие меры разумнее сейчас предпринять, пока кризис не достиг своего апогея.
Немного о том, какая модель лежит в основе дальнейших рекомендаций. Это фазовый системный анализ, который моделирует и анализирует фазы развития рынков и компаний как сложных систем. В соответствии с этой моделью, имеется четыре фазы развития сложной системы. С этой точки зрения наблюдающийся нынче кризис - это переход мировой экономики с желтой, квази-стабильной фазы развития в красную, когда система начинает хаотически разрушаться. Если бы все страны и компании были одинаково плотно интегрированы в мировую экономику, процесс разрушения затронул бы одинаково всех. К счастью, это не так. Отдельные страны и отдельные компании в большей или меньшей степени изолированы от мировой экономики и это дает им шанс избежать или уменьшить разрушительный эффект кризиса. Так, Россия, наряду с Китаем, Индией и Бразилией, оказались в выгодном положении по сравнению с США, Европой и "развитыми демократиями" Юго-Восточной Азии. Хотя кризис тяжело ударит и по этим странам, их экономики выстоят и они получат шанс одним рывком сократить дистанцию до лидеров мировой экономики, реализовав идею "многополярного мира". Это настолько важный шанс, что конспирологически можно было бы думать, что идея инициации подобного кризиса родилась именно в Китае (вряд ли в России, у нас пока нет того размаха и амбиций, как у наших китайских друзей). Но всё же, мы хотим в первую очередь поговорить о судьбах компаний, а не о судьбах стран.
Суть состоит в том, что кризис как системное явление в различной степени влияет на компании, в зависимости от фазы развития, на которой находилась компания перед началом кризиса. Как мы уже говорили, всего есть четыре фазы. Чтобы прилагать дальнейшее к себе, вам нужно пройти на нашем сайте онлайн RSL-тест, который на основе ответов на 72 (кажется) вопроса определяет фазу развития, на которой находится компания. Вам нужно пройти этот тест так, будто вы его проходите еще до начала кризиса, а не сейчас. По результатам вы получите 1) Фазу развития и 2) Красный параметр, он сообщается отдельно.
Итак, вот чего стоит ожидать и что обдумать сейчас, когда кризис только разворачивается:
Зеленая фаза развития. Как ни странно, зеленые компании кризис затронет только косвенно. Эти компании слабо интегрированы в экономику, и хотя кризис не сделает их жизнь проще, главным фактором их выживания по-прежнему будет крепость мотивации персонала, владельца и сила лежащей в их основе бизнес-идеи. Однако, обратите внимание на красный параметр - если он выше 20%, нужно смотреть в оба - можно потерять важного клиента или столкнуться с другой неприятной и даже критически неприятной неожиданностью.
Изумрудная фаза развития. Именно этим компаниям кризис предоставляет важные возможности, которые нельзя упустить. Хотя такие компании неизбежно столкнутся с падением продаж и ухудшением финансовых показателей, они обладают достаточными адаптивными силами, чтобы приспособиться к работе в условиях кризиса. Более того, воспользовавшись гораздо более трудным положением крупных и старых конкурентов, занять их место на рынке. Естественно, что как прочим, таким компаниям придётся затянуть пояс, но, выискивая способы снижения издержек, нужно придерживаться правила: экономим в центре, не экономим на периферии. И центр и периферию в данном случае можно понимать многообразно - и как географический центр и периферию, и как концептуальный центр и периферию. Иными словами, снижать издержки за счет перспективных проектов не следует, по мере возможностей следует действовать прямо наоборот. Другое приложение этого принципа - снижать зарплаты руководства, но не трогать зарплаты рядовых сотрудников, сокращать расходы главного офиса, но не ухудшать условия труда рабочих и т. д. Тут нецелесообразно вдаваться в объяснение причин этой рекомендации, но именно такое перераспределение ресурсов позволит изумрудной компании извлечь максимум из тех рыночных возможностей, которые открывает кризис. И, наконец, на красный параметр также стоит обратить внимание - его большие значения тут не так опасны, как для зеленой компании, но всё же.
Желтая фаза развития. Желтой компании, связанной с рынком многочисленными и жесткими связями, обремененной окостеневшими внутренними механизмами, будет очень трудно устоять в нынешней ситуации. Это возможно лишь в том случае, если она длительное время - год минимум - сможет питаться внешними ресурсами. Мы бы рекомендовали руководству такой компании не дожидаться худшего и приготовиться к неизбежной реструктуризации компании, кризис только начинается. Выбирая пункт, на котором стоит сделать ставку, нужно приглядеться к наиболее эффективным периферийным направлениям. Центральное ядро превращается в источник максимальных потерь и от него, скорее всего, придётся избавиться. Аналогично, центр и периферию тут можно понимать в самых разных значениях. Пока кризис только начинается, эта рекомендация может показаться нелепой - кажется, самое правильное в ситуации кризиса - наоборот, в первую очередь избавляться от "непрофильных активов". Однако, принимая решения, следует точно просчитать возможную судьбу "профильных активов" в условиях углубляющегося кризиса.
Красная фаза развития. Эти компании обречены, они уже находятся в пике. Однако в отличие от желтых компаний, в красной компании нужно заниматься не оптимизациями и реструктуризациями, а быстрым выделением жизнеспособных звеньев (люди, процессы, имеющие самостоятельную ценность наработки - анализ должен доходить до самого дна, не щадя сработавшиеся отделы, сложившиеся цепочки бизнес-процессов - все это обречено) и попыткой сформировать из них новую бизнес-концепцию. И если это удастся сделать быстро, на свет появится новая молодая компания. Ей будет нелегко, но это уже совершенно другая история...
И наконец, если вас интересует не судьба компании, а ваша собственная, как наемного сотрудника - делайте выводы самостоятельно. Многое из того, что тут написано будет происходить в любом случае - по воле руководителей или помимо их воли. Это просто логика развития сложных систем.
Роман Уфимцев
18 декабря 2008 года, Калининград
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011