Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингуКогнитивные технологии - это просто
Когнитивные технологии - это просто (2)
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Школа когнитивного бойца
.
Рекомендуем
Школа когнитивного бойца
Когнитивные технологии - это просто (часть 2)
Последняя редакция: 10.08.2009
Темы:
В первой части этой заметки мы познакомились с тем, что такое когнитивные факторы и почему они важны. В их числе 1) низкоуровневые механизмы восприятия, 2) особенности речи и 3) парадигмы и мифы, под действием которых находится человек или общество. Все эти вещи влияют на восприятие людьми событий и фактов, на смысл, который они им придают, а значит, управляют их поведением.
Все когнитивные факторы делают одно и то же - они влияют на то, в какое знание человек упакует поступающую извне информацию. Вариантов упаковки у каждого человека множество, но их число все же ограничено, то есть люди могут усваивать знания лишь определенной формы.
Гештальт
Отличие между информацией и знанием состоит в том, что знание - это определенный набор событий и фактов, связанный в единое целое. Информация, события и факты для нас лишь тогда имеют определенный смысл или значение, если они образуют определенный цельный конгломерат и тогда они становятся знанием, способным руководить нашим поведением. Но люди могут формировать в своем сознании только конгломераты определенной формы. Мы говорим, что эти формы должны соответствовать тому или иному допустимому гештальту.
Гештальт - старинное немецкое слово, означающее "структура" или "образ". Наше восприятие и сознание устроены так, что для них удобноваримыми являются только некоторые структуры или образы, сплетенные из событий и фактов. Лишь тогда, когда эти структуры соответствуют допустимым гештальтам, они превращаются в принятое и усвоенное нами знание. Если события и факты таковы, что не могут быть собраны в допустимый гештальт, мы не сможем увидеть между ними связи и не усвоим их.
Очень простой пример - набор звуков разной высоты. Некоторые наборы звуков могут соответствовать допустимым для нас гештальтам и тогда мы будем воспринимать такие наборы звуков как мелодии. Другие наборы не смогут сложиться в целостность и мы будем слышать только хаотическую какофонию звуков. Мелодии мы запоминаем, усваиваем, превращаем в знание, а какофонию сразу забываем, она не становится знанием и не влияет на наше поведение.
Гештальты можно сравнить с песочными формами, с которыми играют дети. Дети наталкивают в них песка и вылепляют из него фигурку определенной формы. Также и люди, получая из мира информацию, пробуют наполнять ей ту или иную формочку. Если слепить фигурку получается - информация приобретает форму знания, если нет - выбрасывается из головы. При этом сам процесс наталкивания песка в формочку похож на действие механизмов восприятия - они оформляют поступающую из мира информации в определенный шаблон-гештальт.
У каждого человека имеется свой уникальный набор формочек или допустимых для него гештальтов. Но есть гештальты, общие 1) для всех воспринимающих живых существ, 2) для всех людей, 3) для людей определенной культурной традиции, 4) для представителей еще более узких сообществ - таких, как население определенного города, определенной семьи, определенной профессиональной группы и т.д. Соответственно, существуют механизмы восприятия более общие, низкоуровневые и, напротив, более специфичные и высокоуровневые.
Низкоуровневые механизмы восприятия
Самыми многочисленными и универсальными являются гештальты, определяющие механизмы прямого восприятия органами чувств - зрением, слухом и т.д. Когнитивная наука тут нашла множество интересных закономерностей. Вы наверняка знаете много картинок - зрительных иллюзий. Все такие картинки основаны на использовании низкоуровневых механизмов зрительного восприятия и связанных с ними гештальтов. Можно сказать, что такие картинки используют когнитивные технологии - для получения иллюзии в них сознательно используются когнитивные факторы, которые активируют тот или иной гештальт низкого уровня.
И люди и животные и молнии одинаково выделяют одиноко стоящие деревья. Но используют их все по-разному. С точки зрения науки, это случайное сходство, за которым нет никакой универсальной закономерности. Однако, подобных сходств существует немало.
Некоторые гештальты низкого уровня настолько универсальны, что свойственны не только людям, но и животным, даже самым простым организмам. Например, восприятие и людей и животных и даже амеб особо выделяет заострения - острые концы предметов, острые углы фигур. Благодаря этому механизму, нарисованная стрелка "притягивает" внимание к своему острому концу, а соприкосновение с колючкой вызывает интенсивное ощущение. Этот механизм восприятия одинаково действует и у людей и у животных. Он связан с гештальтами самого базового, низкого уровня. То есть, у людей и животных есть формочки, в которые легко упаковываются восприятия заостренных предметов. К слову, даже неодушевленная природа особо реагирует на заостренные предметы - например, молния предпочитает ударять в острые шпили, а не в плоские поверхности. (Между прочим, это намек на то, что не только люди и животные, но и природа может испытывать когнитивное влияние.)
Другим гештальтом низкого уровня является причинно-следственная связь, когда в единое целое группируется два факта или события, одно - как причина, второе - как следствие. Хотя причинно-следственная связь считается основой свойственного только людям "логического мышления", этот гештальт в форме условного рефлекса представлен и в животном мире, правда только у людей он является самым "любимым" и популярным способом упаковки знаний.
На примере причинно-следственной связи можно показать, как используются когнитивные факторы для анализа и влияния на людей. Если в своей речи человек последовательно описывает два обстоятельства или факта, то даже в том случае, если он их сознательно никак не связывает (просто перечисляет), они с большой вероятностью бессознательно упакованы у него в гештальт причины и следствия - первый факт становится причиной, второй - следствием. Напротив, если мы хотим, чтобы два объективно не связанных между собой факта казались связанными между собой причиной и следствием, нужно их перечислить один за другим. Проверьте на себе: "В центральных районах Китая вспышка чумы. В Японии задержены вылеты 100 рейсов."
Гештальт и естественные языки
Огромное множество гештальтов разного уровня заключено в каждом естественном языке. Каждое слово или языковая конструкция, которой мы думаем и говорим - формочка, упаковывающая наш жизненный опыт в определенную разрешенную для нас конфигурацию. Описывая одни и те же события и факты разными словами, мы неизбежно изменяем смысл эти событий, меняем наше знание о них. Понятно, что язык - очень серьезный барьер для перетока знаний от одного народа к другому и невозможно полностью усвоить знания другого народа, не усвоив его язык.
Особую роль в практике когнитивных методов имеет образный язык - метафоры, сравнения, эпитеты, фразеологизмы и другие фигуры речи. Обычно люди обращаются к ним, когда стараются выразить знание, которое не укладывается в подходящую формочку обычных слов и простых оборотов речи. Очень часто люди бессознательно выражают через свою образную речь знания, которые слишком сложны, необычны, непривычны или просто сознательно запрещены к высказыванию.
Между образной речью и бессознательным вообще имеется прямая связь. Наше сознание хорошо оперирует лишь с простыми гештальтами - с помощью простых слов и языковых конструкций. Например, простой гештальт причинно-следственной связи выражен в конструкции "...если, то..." или "...потому, что..." Представление и усвоение более сложно организованного знания обычно требует участия бессознательных сил мышления и образной речи. Бессознательное даже самого "простого человека" достигает удивительного мастерства в использовании образной речи. Ее когнитивный анализ позволяет узнать о человеке и его обществе множество очень важных вещей, многие из которых он может даже не осознавать сам.
В некотором смысле, образная речь - это язык бессознательного, поэтому когда мы хотим донести до людей новое, сложное или непривычное знание, необходимо обращаться к образной речи. По этой причине образный язык - очень важный практический когнитивный инструмент как в отношении исследования, так и в отношении влияния на людей и их сообщества.
Парадигмы, социальные мифы и геогештальты
Самые важные и мощные формы для организации и хранения знаний, используемые людьми - это гештальты, связанные с парадигмами и социальными мифами, которые существуют в их обществе. Если гештальты низкого уровня можно сравнить с маленькими тропинками, по которым ходят наши мысли, то парадигмы и мифы - это столбовые дороги, по которым двигаются мысли множества людей.
Разговор о них мы начнем с особого типа гештальтов высокого уровня - географических.
Еще древние мудрецы замечали, что характер и привычки народов связаны с природными условиями, в которых они живут. И дело не только в том, что природные условия определяют образ жизни, промыслы и т.д. Дело еще и в прямом влиянии ландшафтов на мысли людей. В когнитивной психологии есть теория, что для организации своего внутреннего "интеллектуального ландшафта" люди обычно используют окружающий их природный ландшафт. Это прямо влияет на то, как они мыслят, как и какие знания они легче усваивают и т.д. Так, немецкий философ Шпенглер сопоставлял характер и устремления германцев с лесистыми европейскими ландшафтами, а характер русского народа - с безграничностью просторов нашей земли.
Говоря в когнитивных терминах, ландшафт, архитектурные и природные условия местности задают важный гештальт, в который человек упаковывает свои знания. Житель степной станицы об одних и тех же событиях и фактах будет мыслить иначе, чем житель таежной деревни, иначе, чем житель мегаполиса, иначе, чем обитатель рыбацкого поселка на берегу моря. Даже образ мыслей двух людей из соседних деревень отличается, если одна из них находится на ветренном холме, а вторая - в сырой долине. Иногда влияние ландшафта на восприятие человека довольно тонкое, но "дух места" всегда присутствует во всем, что думают и делают люди. Используя когнитивный метод исследования людей и их сообществ, этому фактору следует уделить особое внимание, нужно стараться лично побывать в том месте, где обитает изучаемое сообщество или человек. Невозможно понять шаблоны мышления народов Кавказа, не побывав в их горах, нельзя понять образ мыслей сибиряков, не побывав в Сибири.
Другой тип глубоких и мощных гештальтов, которыми люди организуют свои знания - это парадигмы и социальные мифы. Они образуют идейный и культурный ландшафт, в котором обитают люди и подобно ландшафтам географическим, оказывают глубокое влияние на все, что они думают и делают.
Наиболее глубокие гештальты - это парадигмы. В их числе - культурные шаблоны, традиции, характерные манеры поведения и принятия решений, системы ценностей, представление о том, как устроен мир и прочие подобные вещи. Обычно люди впитывают парадигмы в детстве и редко меняют в течение жизни.
Чаще меняются социальные мифы, в которых отражается текущая ситуация в обществе, в мире. Потрясающий пример социального мифа, который с увлечением был подхвачен всем миром - так называемый "мировой экономический кризис". Следует заместить, что "миф" в данном случае не означает выдуманности, он означает особый тип сценариев или шаблонов мышления, которые принимаются многими людьми, часто на бессознательном уровне.
Хотя парадигмы и мифы - очень мощные когнитивные факторы, управляющие огромными массами людей, они почти не поддаются целенаправленному изменению. Если действующие в обществе социальные мифы все же могут быть изменены с большими затратами времени и усилий, то парадигмы не поддаются искусственным изменениям, они развиваются и изменяются по своим собственным законам. Подобно тому, как мы назвали географический гештальт "духом места", букет действующих в данный момент социальных парадигм можно назвать "духом времени". Нужно заметить, что в каждый момент времени в любом обществе обычно действует несколько социальных мифов и иногда несколько альтернативных парадигм, особенно во времена исторических перемен.
В практике когнитивного исследования для выделения социальных мифов удобно использовать темы разговоров людей в свободное время - на отдыхе, в дружеской компании. Социальные мифы служат людям для объяснения происходящего с ними лично и происходящего в мире вообще.
Для выделения более глубоких парадигм следует ориентироваться не на то, что говорят в обществе, а на то, что принято в нем делать, как поступать.
Роман Уфимцев
7 августа 2009 года, Калининград
1
Президентский договор -- плохая идея
Идея возвращения царя-батюшки не сработает. Это, кстати, пример российской парадигмы -- вот приедет барин, барин нас рассудит. Не рассудит. Не доедет -- велика Россия-матушка. Вместо князьков-феодалов появятся князьки-предприниматели, которые начнут лепить такое, что пол-страны вымрет. И кто за это ответит? У предпринимателей индульгенция за грехи. Монарх скажет -- ну мы же отменили крепостное право, теперь отвечайте за все сами. Результат -- аналогичен 1917 году.
По глубокому размышлению, вижу только один выход из ситуации -- инъекции иностранных культур в российскую (что всегда способствовало прогрессу). Во-первых, необходимо открыть границы, на взаимовыгодных условиях, пусть народ едет, остается или возвращается -- в любом случае это будет другой народ. Во-вторых -- необходимо сдать территории иностранным государствам в виде колоний -- лет на сто. В колониях будут жить иностранцы и действовать законы соответствующих государств. Это и будут города будущего, причем построенные за чужой счет. Через сто лет они перейдут под юрисдикцию России, как Гонконг или Макао. Если к тому времени парадигма государства еще будет существовать.
moyzes moyzes@live.com (12.03.2010 22:19)
2
Дело в различиии между тактикой и стратегией
Как стратегия монархическая парадигма объективно устарела и плохо пригодна для современного мира (хотя мир стремительно меняется и кто знает, какой будет ситуация через 5 лет). Но как тактика, позволяющая уйти от гораздо худшей феодальной парадигмы – полезна и даже является единственно возможной. Невозможно из феодальной сразу перейти к демократической – 90-е года служат иллюстрацией, что может получиться из этого.
Могут различаться конкретные формы внедрения монархической парадигмы. Президентский договор – одна из возможных идей, направленная на решение некоторых из застарелых и трудных проблем, решить которые пока власть не в силах. Не буду повторяться - об этом в статье и написано, почему и как.
Ваше предложение - открыть границы и раздать страну на колонии – сегодня самоубийственная идея для России. Собрать после этого страну вместе уже не получилось бы. Любопытно, что если бы власть в 90-е так и не смогла бы собраться, случилось бы все примерно так, как вы предлагаете. Но России как цельной страны уже бы не существовало.
Роман Уфимцев (13.03.2010 8:53)
3
Когнитивные технологии - это не просто. - Это проще.
Я сейчас реагирую на эту статью. Есть ли у меня выбор реагировать иначе? - И Да и нет.
ДА, потому что перед тем как писать это я вспомнил о том, что я могу и не писать, или написать нечто иное. А НЕТ, потому что я все же написал, отреагировал именно так как есть. - и Вы сейчас читаете только ОДИН вариант. - Вы Не видите тот мой выбор, который я делал до того, как начал писать. Для того, кто видит НАСТОЯЩЕЕ - выбора не существует.
Так вот,- я пишу именно по теме статьи, и именно Вы вызвали такую мою реакцию, Но важнее То, что вы же могли вызвать и другое моё поведение.
Это старо и всем понятно, но стоит заглянуть чуть глубже и сразу становится видно нечто более интересное, чем изучение стимулов-реакций.
Этим можно съэкономить время на изучение чего-либо в пользу самой жизни. (если конечно это УЖЕ для Вас не одно и то же.- Проверить очень просто - Задайте себе вопрос: Стану ли я делать то, что делаю, если НЕ будет вообще никакого результата? - Если ДА, то Вы счастливый человек!! А если результат хоть чуточку ценнее чем то, что вы для него делаете - значит Вы ещё пока не очень счастливы).
Все это я пишу не просто так )) - я говорю о том, КАК ВЫЗЫВАТЬ ЖЕЛАЕМУЮ РЕАКЦИЮ. Вот только посмотрите на действительность Не привязанным к результату (к планам) взглядом, и сразу станет ЯСНО, что ТО, КАК РЕАГИРУЕТ ЧЕЛОВЕК - ЭТО ЛИШЬ ТО, КАК Я ВОСПРИНИМАЮ ЕГО РЕАКЦИЮ. ))
- Восприятием принято считать нечто пассивное. НО ЭТО НЕ ТАК.
И ПРЯМО СЕЙЧАС Вы можете в этом убедиться: Нажмите на стол пальцем. Вы чувствуете пальцем? Где именно ЧУВСТВО? Разве это стол Заставил Вас чувствовать? А кто?
Как Вы считаете, с с другими чувствами Другое? )) (слух, зрение?))
Если Вы так считаете, то, извините, - Вы ошибаетесь.
Нет \"Других Чувств\". - Чувство всего ОДНО. - (http://vkontakte.ru/note7410440_9768557)
Оно всегда было Одно. И главный вопрос когниктивных процессов заключается в том, -
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ИЗМЕНЯТЬ ТО, ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ, раз уж это Ваше Чувство?
Петр MAGAGINN@gmail.com (7.05.2010 9:17)
4
Рабовладение, феодализм, монархия?
 На днях со знакомой обсуждали вопрос управления в отдельной компании (компаниях). У каждого владельца (руководителя) своя парадигма. В большинстве своем это рабовладение. Где-то феодализм. Причем у сотрудников существуют свои парадигмы. Кому-то и в крепостничестве комфортно и безопасно.
Интересно наблюдать на то, как сталкиваются различные парадигмы или используются инструменты из другой парадигмы.
Для успешного функционирования компании необходимо тождество между парадигмой владельца, управляющего, персонала. Тогда конфликты сведены к минимуму и все строится с понятной для всех логике.
Роман, Вы можете рассказать подробнее про парадигмы применительно к организациям.
Николай Тулегенов tulegenov.nikolay@gmail.com (17.12.2010 9:29)
5
Жутковатые копии с персонажей сказок
Современные капиталисты в качестве образов принимают персонажей из детских сказок - мистер Твистер - бывший министр и прочих образов созданных советской пропагандой. Нет подходящей модели. Если играют в отцов семейства, то теряется смысл бизнеса, если играют в капиталистов, то начинается террор и насилие.  
Николай Тулегенов tulegenov.nikolay@gmail.com (17.12.2010 9:38)
6
Точно, Николай.
Нет подходящих моделей. Или точнее их мало очень. Пожалуй, где-то в области честного купечества. Но там религиозный компонент важен,без него гармоничная модель не получается.
Ещё один момент – начинают заимствовать модели-парадигмы на западе и тоже получается жутковато – у нас нет протестантской подложки, как на западе.
Роман Уфимцев (17.12.2010 9:42)
7
Курочка Ряба
moyzes`у: а ну-ка, раскройте мне когнитивные установки сказки "Курочка Ряба". Если Ваша интерпретация совпадет с изначальной русской парадигмой, то я балерина (а я не балерина). Вы вражина, "батенька".
Хазова Елена cat--helen@yandex.ru (11.04.2013 14:30)
8
"...кто знает, какой будет ситуация через 5 лет"
Роман, ну вот и минули пять лет с тех пор, как вы это написали о монархической парадигме, которая "как тактика, позволяющая уйти от гораздо худшей феодальной парадигмы – полезна и даже является единственно возможной".
Сейчас ваше мнение изменилось или осталось прежним? И с чем вы связали бы тот факт, что именно так называемая гуманитарная интеллигенция более всего выступает против монархических тенденций и усматривает в них наибольшее зло?
Вот, допустим, пост на фб как образец юмора сегодняшнего дня.
//"Петербургские казаки поддержали идею донских казаков и лидера партии ЛДПР Владимира Жириновского о назначении президента Владимира Путина императором Российского государства.
Как сообщили "Росбалту" в пресс-службе православного союза казаков "ИРБИС", при этом они заявили, что будут настаивать на присоединении Аляски и Калифорнии к России.
"Казаки уже имеют положительный опыт, когда в 1613 году посадили на трон Михаила Романова. И готовы сделать это снова. У нас уникальное государство. И у России свой путь развития", — заявил атаман Андрей Поляков". (Росбалт)
madera (2.11.2014 17:57)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011