Ателье ERУслуги и консультацииБесплатная консультация
Маркетинг образовательных услуг и учебных центров
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Аутсорсинг маркетинга
.
Типовые проекты маркетинга
.
Экспертные и аналитические услуги
Стоимость услуг
Маркетинг в организации
.
Дополнительная информация
Бесплатная консультация
Диагноз он-лайн: RSL-тест
.
Прогноз отдачи рекламной кампании
.
Рекомендуем
Маркетинг индивидуальных надомных услуг
Маркетинг образовательных услуг и учебных центров
Последняя редакция: 09.10.2008
Темы:
Вопрос Светланы
Уважаемые авторы сайта!
Я работаю старшим преподавателем в образовательном центре. Фирма называется "Общество "Знание", в советское время оно было районным отделением всесоюзной организации. Сейчас фирма на самоокупаемости и фактически является собственным бизнесом нашего директора. Оказываемые услуги: обучение английскому языку в группах (группы разных уровней, также детские группы), курсы бухгалтеров, курсы медицинских сестер, курсы массажа, курсы кроя и шитья. Из всех направлений реальный доход приносят только курсы английского и бухгалтеров, и директор хочет в будущем сделать акцент именно на них. Со мной она часто советуется, как организовать продвижение именно английского языка. Курсы находятся в спальном районе, недалеко от метро. Офис на первом этаже на бульваре, со стороны улицы, окна витринного типа, на них надпись "Общество Знание, учебный центр", висит красочный плакат, рекламирующий курсы английского, а также различные цветные листики формата А4, рекламирующие тот же английский и все другие вышеперечисленные виды деятельности. Внутри кабинет директора и два учебных класса. В классах далеко не новые деревянные парты и стулья, покрашенные стены, старые покрашенные доски, на стенах ничего не висит. И классы, и коридоры, да и кабинет директора выдержаны в "советском" стиле (с тех времен несколько раз проведен только косметический ремонт). Преподаватели высокой квалификации и работу выполняют качественно, к ученикам относятся положительно и грубых ошибок в общении не допускают. Зарплата выплачивается регулярно.
История маркетинга английского языка: реклама дается в черно-белой газете объявлений небольшим блоком почти каждую неделю, отдельно от бухгалтерских курсов. (но большинство клиентов приходит просто проходя мимо и заметив плакат, а также по рекомендациям знакомых). В основном, преподавание ведется по стандартной коммуникативной методике, хотя в разное время разные преподаватели пытались внедрить свои нестандартные методики (был, но безуспешно, метод Шехтера - преподаватель училась в Москве за свой счет, но потом ушла из фирмы). Сейчас также один перподаватель опробует какую-то свою методику, как он говорит, очень эффективную, но никого к ней не подпускает и говорит, что еще недостаточно ее опробовал. Дайте, пожалуйста, несколько советов, как построить правильную идентичность такого предприятия и организовать маркетинг. Большое спасибо.
Ответ Ателье маркетинга ER
Светлана,
Постараемся дать несколько советов, как вы и просили. Мы должны предупредить, что ясной и цельной картины относительно вашего случая у нас не сложилось, может быть из-за того, что вы совсем не дали информации о нынешнем положении дел, о ваших клиентах...
Безусловно, идентичность вашего центра размыта и это очень вредит делу. Можно выделить несколько фракций, которые находятся не в самых гармоничных отношениях друг с другом. Во-первых, это казенно-школьно-советский антураж, который проявляется не только в покрашенных стенах и стареньких партах, но и, например, в том, что среди трех помещений одно называется "кабинетом директора". Во-вторых, специфическая романтика сельского ликбеза, которую навевает "Общество Знание". В-третьих, свою наивно-коммерческую рекламную тему вносят яркие плакаты и объявления и т.д. Некоторые детали заставляют предполагать, что и это еще не все.
Однако, проблема не в этой множественности, а в том, что в ней не видно идентичности, способной стать основной, ключевой для вашего центра. В такой ситуации нужно приглядеться к личности владельца бизнеса и поискать сильные, привлекательные стороны его характера. А затем попытаться транслировать эти качества в идентичность всего предприятия.
Кажется, это вполне возможно и в вашем случае, но тут видится препятствие. Складывается впечатление, что сам владелец бизнеса не вполне видит его перспективы, пребывает в сомнениях относительно стратегического направления. Раньше идентичность "Общества Знание" (в смысле стиля коммерческих отношений с клиентами) задавало государство. Теперь эту роль должен ясно и определенно принять на себя директор. Он больше не транслятор, не посредник, не исполнитель, а глава дела, первоисточник и важно, чтобы он осознал это различие. Пока же ощущается некая пустота там, где должна быть видна личность вашего руководства. Пока эта пустота не будет заполнена, серьезные шаги вперед невозможны.
Одна из идентических возможностей, которую диктуют обстоятельства - контролируемая советская стилизация в имидже и рыночном поведении центра. Речь идет о том, чтобы с помощью некоторых деталей трансформировать восприятие центра так, чтобы он не воспринимался как советский атавизм (каким он пока и является), а скорее как симпатичная, ностальгическая стилизация. Например, интерьеры классов (на серьезное переустройство которых естественно нет денег) несут не очень симпатичный советский отпечаток. Внося небольшие детали в интерьер, можно изменить смысл. Конкретные решения зависят от вашей интуиции и находчивости, но среди вариантов можно рассмотреть такие: 1) изменить положение парт на какое-то нестандартное 2) внести высокотехнологические детали, поставить современную видеокамеру на треноге и плоский телевизор, повесить модные светильники или ноутбук на столе преподавателя - и не важно, необходимо это для работы или нет... 3) Повесить на стены плакаты, стилизованные под советский стиль с какими-то английскими фразами и т.д. - вариантов масса! Вот, к примеру, у Битлз есть очень веселая песня "Back in USSR" - чем не гимн английских курсов в вашем центре? ;) Таким же образом трансформировать, стилизовать и прочие элементы маркетинга - рекламные сообщения, стиль преподавания и т.д. Все это бы могло стать живой идентичностью, но для этого ваше руководство должно "вдохновиться" идеями такого плана. И вдохновить других.
А еще нужно умение отнестись с юмором к этой всей проблеме. И вам и директору. Да, и переименовать кабинет директора как-то, в "Комнату преподавателей", что-ли... ;)
Все это нужно для главного: чтобы ваши клиенты охотнее давали рекомендации, чтобы они после первой ступени всегда стремились попасть на вторую и т.д. Это, конечно, во-первых, хорошая работа преподавателей, а во-вторых, яркая идентичность. Достаточно, чтобы преподаватели были нормальные, не нужно, чтобы это были какие-то суперзвезды с секретными методиками. Из этого ничего хорошего кроме лишней текучки не будет. Но каждый преподаватель должен строго соблюдать нормы, не позволять опозданий или каких-то ротаций со временем занятий ("вас сегодня мало, отложим занятие") и прочей мелкой ерунды, которой страдают очень многие языковые курсы.
Мы не устаем повторять, что если вы хотите, чтобы ваше предприятие было привлекательно для клиентов, сделайте его привлекательным для сотрудников. Это очень важно и в вашем случае. Насколько можно догадаться, зарплаты не очень высокие и есть определенная текучка. Пока вы не решите эту проблему, будет и "текучка" с клиентами. Это не значит, что нужно делать зарплаты выше, это значит, что нужно создать в центре приятную, интересную для преподавателей атмосферу. Именно преподаватели - главные маркетинговые агенты, главные излучатели идентичности и именно с них следует начинать ее формировать и внедрять, создавать новую культуру общения в коллективе центра.
Реклама, где и как вы ее размещаете, рассылаете ли факсы, раздаете листовки и т.д. - это не так важно. Только повторные и рекомендательные клиенты имеют для вас серьезное значение, потому что только такие клиенты создают надежную базу для небольших предприятий. Поставьте цель и доводите долю таких клиентов до 70%, это реальная цифра, хотя может потребоваться не один год, чтобы ее достигнуть.
Да, работы много и большая часть касается внутренних аспектов. Поэтому наш интрамаркетинг и переводится как "внутренний маркетинг"... Последнее - не принимайте наши советы буквально, возьмите просто основное направление мысли, вы должны детали придумать сами! Успехов вам!
1
Дополнение к ответу
Ребята! "Ну вы блин даёте..."
По всей видимости автора ответа не могут сложить картину, только потому, что понятия не имеют об этом бизнесе и его проблемах. Обратившись однажды в консалтинговую компанию нам выкатили счет за подобный маркетинг услуг в цифру с 5-ю! нулями. Весело. Информации достаточно, я бы даже сказал очень.
Если преподаватели хорошие - уже пол дела сделано. Директору нужно формировать "КОМАНДУ" и "КОМАНДНЫЙ ДУХ". Согласен полностью насчет идентичности и комфорта для преподавателей. А вот забыли, мои дорогие, о такой важной части внутреннего маркетинга, с неё надо бы начинать - миссия организации! Это не фраза из учебника - это жизнь, ребята. Нет у Светы в компании миссии - вот и проблемы кругом.
Следующий этап - стратегия - средне- и долгосрочная. Т.е. если образование то в несколько этапов и + повышение квалификации + практические занятия.
Остальные советы стоят денег :)
Дмитрий  (25.07.2011 9:01)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011