Ателье ERУслуги и консультацииБесплатная консультация
Маркетинг инноваций и интернет-услуги в Узбекистане
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Аутсорсинг маркетинга
.
Типовые проекты маркетинга
.
Экспертные и аналитические услуги
Стоимость услуг
Маркетинг в организации
.
Дополнительная информация
Бесплатная консультация
Диагноз он-лайн: RSL-тест
.
Прогноз отдачи рекламной кампании
.
Маркетинг инноваций и интернет-услуги в Узбекистане
Последняя редакция: 09.10.2008
Темы:
Вопрос Евгении
Доброе утро!
Я представляю компанию, основное направление которой - это продвижение электронной коммерции (электронные каталоги товаров и услуг, интернет-магазин в аренду, хостинг и т. д.) Так как мы начали свою работу на рынке Узбекистана, то моментально столкнулись с такой проблемой как непонимание предлагаемых услуг и невидение перспектив электронной коммерции в целом. Компания появилась на рынке полгода назад. На сегодняшний день имеется свой бизнес-портал на стадии доработки, нулевая прибыль по основным направлениям и один основной вопрос - кому-то это вообще здесь надо? Как провести данное исследование? Пока компанию составляют всего 3 человека - я, товарищ программист и непосредственный директор, маркетинг не проводился вообще, реклама - только в интернете.
Как составить рекламную стратегию для нашего бизнеса, в перспективность которого я пока еще верю? На чем сделать акцент?
Заранее благодарю, Евгения.
Ответ Ателье маркетинга ER
Евгения,
Конечно, мы не знаем в деталях ситуацию в вашем регионе, но вы года на три-четыре опередили время и, естественно, сталкиваетесь с трудностями и непониманием. Приносить на рынок инновации (а в Узбекистане, видимо, чрезвычайно инновационной является сама идея электронной коммерции) всегда непросто, хотя и дает шанс стать одним из первых. Во всяком случае, маркетинг инноваций должен обладать некоторыми особенностями по сравнению с маркетингом какого-то традиционного товара или услуги:
  1. Первый и весьма важный момент - правильный выбор времени для начала инновационного предприятия. Если вы сильно опережаете свое время и не запаслись при этом большим терпением (и ресурсами), ничего не выйдет. Помните историю с Прометеем? Электронная коммерция еще не пришла в вашу страну и не придет еще несколько лет. Мы не знаем подробностей, но вы поторопились года на два. В идеале нужно угадать момент, когда ваш потенциальный рынок (видимо, владельцы средних по масштабу предприятий) начинают "болтать" на нужную тему. То есть, когда на каких-то тусовках начинают бродить слухи (пусть даже вызывающие скепсис основного большинства) про чьи-то успехи или просто проекты, связанные с электронной коммерцией. Вот именно в этот момент нужно выходить на рынок.
    Но что делать теперь вам, если уж вы создали компанию? См. далее.
  2. Если уж вы опережаете время и не хотите отказываться от шанса быть одной из первых компаний на своем рынке (а шанс в любом случае не велик), то выделите на своем рынке точки наибольшего роста - самые активно развивающиеся индустрии. Особое внимание - индустриям, потенциально заинтересованным в экспорте продукции или услуг, а также тем предприятиям, которые нацелены на клиентов со средне-высоким уровнем доходов. Именно здесь раньше всего возникнет интерес к электронной коммерции или хотя бы к обладанию собственным веб-сайтом.
  3. Можно составить базу данных наиболее перспективных клиентов и начать традиционный обзвон и рассылку факсов с коммерческими предложениями (только после того, как получили разрешение!), и вы найдете себе каких-то клиентов, если повезет и хватит убедительных доводов. Это большая работа, но если правильно сфокусируете обзвон, шанс есть. При этом следует помнить, что среди владельцев среднего (среднего, но "тянущегося") бизнеса принято подражательство и оглядка на других. Лучшим доводом является - "вот, ваши конкуренты сделали себе сайт, а вот те уже заказали." Тут мы выходим на еще один важный момент маркетинга инноваций.
  4. Востребованность интернет-услуг обладает ярким пороговым уровнем, которым отличается спрос на многие инновации. То есть, спрос на эти услуги тем выше, чем больше количество тех, кто уже пользуется этими услугами. Яркий пример - сотовая связь. Кому нужен сотовый телефон, если по нему не с кем разговаривать? Телефон в таких условиях имеет смысл заводить только ради любви к новинкам или ради престижа. Таким образом, основной спрос создается не единичными клиентами, а их сетью, их сообществом. В условиях, когда бизнес-сети в вашем интернете еще не сложились, вы имеете шанс стоять у корней такой сети (видимо, так и задумывается ваш бизнес-портал), но вам придется терпеливо дожидаться наступления порога, когда спрос энергично пойдет вверх, и играть активную "сетевую" роль, см. далее.
  5. Как ускорить наступление этого порога? Во-первых, как уже говорилось, сфокусируйтесь на растущих отраслях, во-вторых, научитесь продавать услуги тем, кто скорее всего их купит сейчас - тем, кто любит новинки и тем, кому нужен некий престиж. В-третьих, в отдельных случаях, когда клиент перспективен именно как привлекательный образец (известное предприятие, уважаемый в бизнес-кругах владелец и т.д.), будьте готовы оказать ему услуги бесплатно или с существенной скидкой. Так вы не только сможете улучшить свой бизнес-портал (вы найдете кучу косяков и будете их исправлять на задачах реального клиента), но и получите образец для подражания - а многие бизнесмены средней руки, как мы уже говорили, подражатели по натуре. Это будет и ваше портфолио - вряд ли оно велико сейчас. И, последнее. Самые большие дивиденды на новом рынке получают отнюдь не те, кто вступает на него раньше всех. Первым дается больше всего шансов, но часто они не умеют ими воспользоваться и уступают место тем, у кого меньше смелости и инновационности, но больше денег, связей и опыта в бизнесе. Чтобы так не случилось с вами, нужно держать руку на пульсе и быть в центре вашей местной "болтовни" об электронной коммерции (устроить ее, если ее еще нет). Светитесь где можно с этой темой, тискайте популярные статьи, выискивайте и делайте известными (в том числе и при попытках продавать) истории успеха в этой области. Если уж вам приходится продираться через неосведомленность и непонимание, то уж извлеките из этого преимущества - станьте известными авторитетами по этой теме в Узбекистане!
P.S. Плохо, что вы не задумывались о маркетинге раньше. Люди в ИТ-сфере часто увлекаются идеей, проектом, делают много работы и только в последнюю очередь задумываются о маркетинге. Нет больше такой сферы как ИТ, где бы было так много нежизнеспособных проектов. Чтобы избежать грустной участи огромного количества мелких интернет-проектов, вам нужен позитивный, гибкий коллективный дух и немного удачи. И, конечно, нужно задумываться о маркетинговой стороне дела не "опосля", а перед началом любой затеи.
Вы сейчас находитесь над "пропастью". Так в маркетинге инноваций называется период между воплощением новой идеи и началом активного роста ее продаж. Эта мрачная и печальная пропасть - неизбежный этап на пути любых инноваций и вы здесь не исключение. 90% инновационных компаний оказываются не способны преодолеть ее и разваливаются в первые год-два. Но 10% - это неплохой шанс, вы не находите?
1
хорошо изложено
Понравилось, как написано: просто, доходчиво, без назидания. Автору - респект :)
Ольга Подгурская Olga.Podgurskaya@alcoa.com (7.08.2007 17:40)
2
Полезная информация
На мой взгляд, достаточно компетентно. Только бы я, специалист в сфере коммерциализации технологий то, что в PS, поставила бы как первый пункт
Ирина Евгеньевна balashoirina@yandex.ru (3.02.2016 9:43)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011