Ателье ERСтатьи и урокиКалининград: город парадоксов
Два столпа общественной жизни Калининграда
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Маркетинг в Калининграде
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
.
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
.
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
.
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Рекомендуем
В центре игры между Москвой и Европой: чего ждать?
Два столпа общественной жизни Калининграда
Последняя редакция: 09.10.2008
Темы:
Мы сравним основы общественной жизни в двух городах России: Новосибирске и Калининграде. Эти два города имеют много объективных - исторических, географических - различий. Мы не станем их анализировать, мы поговорим о том, к каким результатам это привело в отношении основных движущих сил, столпов социальной, экономической активности в этих регионах.
Разные оси, разные полюсы
Самый беглый взгляд на сам Калининград и окружающий его регион, содержание сюжетов средств массовой информации, первый опыт общения с местными жителями заставляют ощутить ключевое различие Новосибирска и Калининграда.
В Новосибирске активную роль играет ось бизнес-сообщества. Именно эта ось является источником большей части инициатив, влияющих на весь регион. Ось государственной и региональной власти выполняет пассивную, реактивную роль, стараясь сохранить равновесие сил.
В Калининграде более активную роль играет ось региональной власти. Даже ее бюрократическая природа не мешает ей быть подвижнее оси военного комплекса, сугубо консервативного и не заинтересованного в развитии региона. Все остальная общественная жизнь разворачивается в силовом поле этих осей.
Это различие в осях, вокруг которых вращается общественная жизнь. Две оси жизни Новосибирска - государственная власть и бизнес, две оси жизни Калининграда - государственная власть и военный комплекс. Мы покажем причины такого различия, и как оно приводит к совершенно разным экономическим и рыночным условиям в этих двух городах.
Не удивительно, что одной из осей и в Новосибирске и в Калининграде является местная государственная власть - это общая российская традиция. Однако, мы обращаем внимание на небольшую разницу в атрибутах этой власти в двух регионах. В Новосибирске власть политизирована в гораздо большей степени, в этом городе постоянно ведется активная политическая деятельность различных партий, ведущих борьбу за места в органах власти. Калининград удивляет отсутствием такой заметной политической активности, она имеет здесь отчетливо более низкую "температуру". Однако, регион явно испытывает на себе гораздо большее внимание со стороны московских политических и государственных властей, чем Новосибирск.
Различие по второй оси гораздо существеннее и, пожалуй, оно хорошо коррелирует с различной историей двух городов.
Новосибирск всегда был промысловым, а затем и промышленным городом. Это город-работяга. Его прямо не коснулась ни одна война, если не считать небольших стычек времен гражданской войны. Калининград с древнейших времен был милитаризированным городом-крепостью. Столетиями Восточная Пруссия была военным плацдармом, ее особенное географическое расположение фокусировало на этом регионе конфликтующие интересы Запада, Востока и Севера. В каждой крупной войне Восточная Пруссия становилась полем активных боевых действий, вплоть до последней, второй мировой войны. Эта земля насыщена не только древними крепостями и неразорвавшимися снарядами времен войны, но памятью в умах людей, которые видят эту землю в первую очередь как военную пограничную базу, стоящую на западных рубежах России. А с тех пор, как Евросоюз поглотил Прибалтику, эта база перешла на осадное положение.
В нашем анализе для нас важно выделить две важнейших оси, потому что все остальное разворачивается вокруг них, они выступают как два антагониста, вступающих в борьбу и во взаимодействия друг с другом. Инь и янь общества. Когда мы отвечаем на вопрос о том, что является второй осью в Новосибирске, мы можем однозначно ответить - бизнес и связанная с ним иерархия сил и интересов. А для Калининграда настолько же однозначен ответ - военный комплекс и связанная с ним иерархия сил, людей и интересов.
Вся жизнь ведется между двумя осями, силовыми центрами, полюсами общественной жизни. Различие в осях приводит к различиям во всем укладе экономической и рыночной жизни.
К чему это приводит
Прежде всего, мы взглянем на разные роли осей в двух городах.
В Новосибирске активную роль выполняет именно бизнес-иерархия, а государственная ось является реактивным, сдерживающим фактором. Основная масса новшеств и идей исходит из хорошо структурированного и ведущего активную внутреннюю и внешнюю работу новосибирского бизнес-сообщества. Бизнес в Новосибирске - серьезная коллективная сила, обладающая самосознанием и понимающая свои возможности влияния на региональную власть. Это служит для нее постоянным стимулом к развитию, так что бизнес-сообщество и связанное с ним информационное и социальное пространство хорошо развито, а рыночное развитие региона достигло высоких степеней. Также полезно увидеть источники ресурсов для двух осей жизни Новосибирска. Бизнес обладает собственными ресурсами, которые он черпает в самом регионе. Чиновники частично получают ресурсы из Москвы, а частично - из ресурсов бизнес-сообщества. Это заставляет их учитывать интересы бизнеса и содействовать экономике региона. В результате основное поле, на котором ведут игру две силы - экономика региона. Как следствие, активно развиваются и сферы, обслуживающие и стимулирующие экономическую деятельность - СМИ, маркетинг и реклама, информационные технологии, прикладная наука. Новосибирский рынок хорошо структурирован и обеспечен современными информационными механизмами.
В противоположность этому, региональная власть в Калининграде, по своей бюрократической природе не слишком инициативная, имеет дело с еще более консервативным военным комплексом. Военная власть совершенно не заинтересована ни в каких новшествах, ей ни к чему никакие идеи развития региона, поскольку любые перемены заставят пересматривать роль военных интересов. Таким образом, обе оси калининградской жизни отличаются пассивным, реактивным характером, причем местная власть играет роль силы, заинтересованной и заботящейся о развитии региона. Однако ее основной "клиент" - не местный бизнес, способный на быстрые действия, а федеральный центр, откуда она получает ресурсы и от которого нельзя ждать быстрых решений. Таким образом, характерный масштаб перемен в Калининграде гораздо больше, чем в Новосибирске и темпы развития общества отстают от средних по России. Дело усугубляется тем, что у военного комплекса тот же источник ресурсов - федеральный центр. Это приводит к тому, что военный комплекс и местная власть получают деньги из одного источника и их главный интерес, главное поле взаимодействия - не здесь, не в самом регионе, а в коридорах московских государственных органов. Именно с этим связан пристальный интерес политиков и федеральных государственных чиновников к этому региону - и военная и региональная калининградская власть активно их вовлекает в распределение, дележ федеральных ресурсов, предназначенных для региона.
Это ставит свой отпечаток на условия бизнеса в Калининграде. Чтобы как-то существовать в этом регионе, бизнес должен быть либо теневой и небольшой, незаметный для властей, либо активно вовлекаться в трения, взаимодействия, между чиновниками и военными и заручаться поддержкой федеральных сил. Это приводит к тому, что в Калининграде чрезвычайно распространено мелкое индивидуальное предпринимательство, которое не стремится к развитию, поскольку это ставит его в уязвимое положение. Оно попадает в поле взаимодействий между государственными и военными властями, но не имеет инструментов влияния на них и поддержки со стороны местного бизнес-сообщества, поскольку оно фактически отсутствует. Местный бизнес лишен стимула к развитию и неизбежно вытесняется московским бизнесом, у которого есть федеральная поддержка. Единственный шанс для развития - заручиться поддержкой региональной или военной власти. Поэтому бизнесмены идут в политику, поэтому возникают условия для повышенной коррупции.
В заключение нужно ответить особенности рынка и информационного пространства Калининграда. Рынок фрагментирован, развит крайне неравномерно. Механизмы, обслуживающие рынок - маркетинг, реклама, профессиональные СМИ - на низком уровне. Поскольку бизнес-сообщество как единая социальная сила практически отсутствует, слабо развито и информационное пространство.
P.S.
В середине сентября 2005 года стало известно, что на посту губернатора Калининградской области Егорова, выходца из местной военной элиты, сменяет Боос, видный федеральный чиновник. Это означает, что ось региональной власти усиливается, а ось военного комплекса ослабевает. По всей видимости, федеральный центр недоволен темпами развития региона, у него имеются серьезные планы относительно Калининградской области (в следующий раз мы попытаемся их проанализировать), а превосходство военных консервативных сил является помехой для их реализации.
Тем не менее, структура системы остается неизменной, хотя и несколько изменяется расклад сил.
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011