Ателье ERСтатьи и урокиКалининград: город парадоксов
Порок калининградского бизнеса
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Туманные перспективы калининградского бизнеса
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
.
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
.
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
.
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Порок калининградского бизнеса
Последняя редакция: 09.10.2008
Темы:
Люди сами виноваты в своих проблемах. Это верно и в отношении большей части калининградских бизнесменов, которые нынче, когда над регионом сгущаются тучи пришедших извне реформ (в связи с приходом московских чиновников к региональной власти) испытывают неуверенность в завтрашнем дне. Эти реформы грозят не столько ужесточением требований и увеличением налогов, сколько широким проникновением в регион московского бизнеса и московских правил игры.
И есть чего опасаться: местный бизнес не готов к этому и у него нет средств противодействия. За 10 лет новой эры местный бизнес практически так и остался на уровне кооперативного движения, в то время как в остальной России бизнес шел вперед семимильными шагами. В этом материале мы поговорим о причинах этой ситуации и покажем, что можно еще успеть сделать калининградским бизнесменам, чтобы не проиграть Москве "в сухую".
Бизнес без царя в голове
Что общего между широкими массами калининградских бизнесменов и кооперативщиками времен перестройки? У них одинаковые цели.
Простота и незатейливость этих целей умиляет. Когда спрашиваешь местных деловых людей - зачем вы занимаетесь бизнесом, какие цели вы ставите перед собой и своим предприятием, неизменно слышишь простой ответ: "Мы зарабатываем деньги, чтобы хорошо жить". Начинаешь выпытывать у этих людей, может быть есть еще какие-то цели, может быть, не все сводится к деньгам, но нет. Они удивляются, задумываются, а потом вновь говорят о деньгах и личном благополучии.
Это и выдает в местных бизнесменах психологию кооперативщиков. Конечно, любой бизнес должен приносить прибыль своему владельцу и зарабатывание денег - одна из неотъемлемых задач любой коммерческой деятельности. Но это еще не все. Зрелый бизнес делает еще один очевидный шаг и задает себе следующий вопрос: а за что мы получаем деньги?
Мало кто в Калининграде всерьез задает себе этот простой и логичный вопрос. За 10 лет развития бизнеса в России его научились себе задавать многие, но для Калининграда это редкость. Ответ на него ясен: мы получаем деньги за то, что приносим благо людям и обществу. Значит, настоящая цель бизнеса - не деньги, а благо для людей и общества. Деньги и прибыль оказываются важным, но не главным и не окончательным результатом нашей работы.
Нельзя недооценивать разницу между двумя целями: деланием денег и принесением блага людям. Говорят, цель определяет средства. Именно так и происходит: бизнес, который ставит перед собой лишь цель заработать больше денег, не заинтересован улучшать качество своей работы, это бизнес временщиков-кооперативщиков, просто спекулянтов. Бизнес, который ставит перед собой задачу принесения пользы обществу и людям, продолжает развиваться, улучшать качество, он обращен к людям, за ним будущее.
Местный бизнес не умеет заботиться о благе для других людей и когда на сцене появятся федеральный бизнес, искушенный в заботе о благе общества, у местных не останется шансов: выбирать будут Москву.
Лосятки
Один из калининградских бизнесменов называет своих клиентов ласково-насмешливо "лосятками". Это уменьшительное от слова "лохи".
Конечно, такое отношение к клиентам встречается повсюду в мире, но в Калининграде оно является общим правилом. Оно было бы невозможно, если бы местный бизнес задумывался о благе для своих клиентов, но вполне понятно, когда бизнес задумывается только о своем кармане.
Отсюда естественным образом следует и манера поведения и обслуживания, принятая повсюду в регионе: гнутые пальцы, изображение "крутизны" (между нами говоря, на пустом месте), отстраненность от интересов клиента, постоянная оценка - можно ли быстро "обуть" этого клиента или с ним будет слишком много мороки... И при этом отвратительное качество обслуживания, порой вызывающее смех. Разве могут эти кооперативщики устоять против цивилизованной манеры ведения бизнеса, которая придет из других регионов?
Это настоящий порок местного бизнеса и если он от него не избавится, ему придется худо в ближайшие несколько лет. Пока регион был изолирован от остальной России, и местным жителям не с чем было сравнивать, это "прокатывало" и было нормой, но сейчас Калининградская область оказывается в фокусе внимания многих сил из "Большой России". Они явятся сюда, принося свое умение работать ради блага людей, и одержат победу, потому что дальновиднее, нацелены на качество и внимание к клиенту.
Что же делать?
Еще есть запас времени. В разных сферах местного бизнеса он различается. Где-то еще есть года три, а где-то времени уже на перестройку не осталось.
Прежде всего, сами бизнесмены должны переосмыслить свои цели, сделать этот элементарный шаг от своего кошелька к пользе для людей и общества. Это очень серьезный шаг: должна измениться психология ведения бизнеса, его основа. Но иначе нельзя будет понять, как следует конкурировать в цивилизованных условиях.
Если сам владелец бизнеса сумеет взглянуть на дело с этой точки зрения, он немедленно увидит слабые места своего бизнеса: плохо обученный и равнодушный персонал, низкое качество обслуживания, слабую базу лояльных клиентов, другие опасные пробелы. Чтобы все это перестроить, потребуется много времени и сил, но другого пути нет, иначе на рынок придет тот, кто сделает это первый и уведет к себе всех "лосяток".
Послесловие
Кажется, наступает время для настоящего развития калининградского бизнеса. Наконец-то ему придется конкурировать с опытными игроками, а это отличный стимул шевелиться. И мы этому рады, даже как простые потребители местных товаров и услуг.
И, наконец, все вышесказанное касается не всех местных бизнесменов. Есть радующие исключения. Но доля их низка, может быть "правильных" предприятий около 20%, в то время как на цивилизованном рынке их, наоборот, около 80%.
Если вы калининградский бизнесмен и понимаете, что речь шла о ваших проблемах, подумайте о том, не пора ли что-то поменять, чтобы завтра не оказаться у разбитого корыта? А мы неподалеку, если что.
1
И лосята станут КЛИЕНТАМИ, а те, кто их так называл-Лохами.
Здравствуйте! Очень понравился Ваш сайт.
Насчет Калининграда: мне рассказывали, сам не бывал. Обидно за людей. Неужели это "оторванность" от "большой земли" так влияет на менталитет? Ведь там тоже есть институты, неужели в них не учат экономической теории, маркетингу и менеждменту? И еще не выросли те специалисты, которые способны повлиять на маркетинговую среду, в которой клиент - основа благополучия бизнеса, причем лояльный, постоянный, а не "разово-кинутый"?
Можно вопрос?Чем Калининград привлек из Новосибирска уехать? Именно этой неосвоенностью рынка?
С уважением, Юрий. (Рига)
Jurij staender@inbox.lv (6.11.2006 21:44)
2
В чем причины такого положения дел
Юрий, спасибо за отзыв.
Видимо, дело не в специалистах (хотя Москва и Петербург высасывают отсюда всех более-менее способных людей). Главной причиной подобного положения дел видится особый экономический статус региона. С одной стороны, он призван облегчить экономическое развитие региона, который находится в довольно сложных геополитических условиях. С другой стороны, эти льготы искажают равномерность развития экономики региона, приводя к высокой прибыльности "сборочно-упаковочных" типов производства, выгодных из-за льготных таможенных условий (сюда же можно отнести и огромный теневой сектор торговли подержанными и аварийными автомобилями из Европы и США).
Продукция сборочно-упаковочных производств уходит в большую Россию, где благодаря тем же льготам находит почти неисчерпаемый спрос. В этих условиях конкуренция в регионе происходит за производственные площади, низко квалифицированные трудовые ресурсы, разнообразные квоты и землю, а не за потребителя, поэтому вместо маркетинга и качества развивается коррупция.
В других секторах калининградской экономики конкуренция за потребителей также низка из-за низкого предложения, которое не приводит к насыщению рынка. По всей видимости, в регионе капиталы утекают именно в сборочно-упаковочный сектор с более высокой нормой прибыли (и строительство, как следствие). А раз нет конкуренции за потребителя, нет и маркетинга, нет и роста качества обслуживания. Единственное исключение - розничная торговля, где конкуренция исторически высока и в результате уровень развития "ритейла" здесь один из самых высоких в России.
Мы решили перевести центр своей деятельности в Калининград, поскольку регион находится ближе к экономически развитой части России и очень перспективен с точки зрения развития (в том числе и маркетинга). У нас есть свои методы анализа и они в свое время заставили нас обратить внимание на Калининград.
Спасибо еще раз!
Роман Уфимцев (6.11.2006 22:30)
3
запоздалая реакция.
Здравствуйте, я сама живу в Калининграде 3 года, до этого жила в Подмосковье. Действительно отношение большинства бизнесменов к потребляющей общественности, как к стаду баранов. Это неприятно.. В настоящий момент предлагают создать отдел продаж в строительной фирме, так сказать на пустом месте.. Любопытное занятие, хочется конечно чтобы твое детище работало лучше, перспективнее для всех. Есть мысли в голове, но не все еще оформилось. Скажите. как у вас продвигается работа в регионе? или вы уже бросили нас на произвол погонщиков "лосяток"?
Ирина primera_amiga@mail.ru (3.02.2008 0:53)
4
Как сказал про наших погонщиков один сибирский бизнесмен...
"Дрова!"
Мы сами здесь немногим дольше, так что понимаю ваши впечатления...:) Конечно, за это время завязались кое-какие конт(р)акты, но основная работа у нас по-прежнему в большой России. Возможно, потому, что больше нравится работать с людьми, готовыми учиться новому и понимающими бизнес шире, чем как механизм личного обогащения одних людей за счет других. Тут таких людей меньше, чем в неизбалованной и еще не потерявшей душу России.
Роман Уфимцев (3.02.2008 17:28)
5
-
в течении 3-х лет калининград будет превосходить многие регионы страны
ричард (4.02.2013 18:52)
6
Вероятно
Но заметьте, когда этот текст был написан. Но до сих пор почти все пункты верны. Так что возможное превосходство нашего региона - это не заслуга местного бизнеса, а заслуга федерального интереса к нашей области.
Роман Уфимцев (4.02.2013 22:24)
7
За 12 лет дела не изменились
Как представитель «новой школы» я не натаскан таких подрядчиков вырисовывать из общей толпы, но всеобъемлющий пофигизм и горе-бизнесмены без собственного инструмента меня иногда в реальный ступор ставят. Сам я местный, здесь рос и учился, здесь же и работаю. Среди ровесников моих погонщики кстати тоже встречаются.
Павел vis.paul@mail.ru (2.03.2018 0:08)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011