Ателье ERСтатьи и урокиОпус 1/F
Часть 6: Шумы сознания
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Опус 1/F
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
.
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
.
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
.
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Опус 1/F, часть 6: Шумы сознания
Последняя редакция: 21.06.2011
Темы:
Наиболее поразительные находки, связанные с шумом спектра 1/f, совершаются в последнее время в сфере исследований человеческого сознания. Всё больше свидетельств, что именно розовый шум играет какое-то особое значение в деятельности человеческого разума - и на уровне его высших проявлений, и на уровне нейронных процессов. Один из исследователей метко назвал розовый шум "шумом двигателей сознания". Возможно, к этому можно было бы лишь добавить, что розовый шум - это шум двигателей всей природы.
Вот лишь несколько результатов исследований:
Электроэнцефалограмма
Физиолог Фриман в 2000-м году опубликовал данные исследований энцефалограмм, отражающих активность мозга у спящих людей. Он обнаружил, что спектр сигналов удивительно точно соответствует распределению 1/f, то есть розовому шуму:
Спектр мощности электроэнцефалограммы в диапазоне от 0.5 до 100 Гц. Пик примерно на частоте 11 Гц. соответствует альфа-ритму мозга. Диагональ соответствует 1/f.
Другие исследования показывают, что динамика активности отдельно взятых нейронов мозга также имеет спектр 1/f.
Механизмы восприятия и распознавания
В 2001-м году психолог Гилден опубликовал статью, в которой анализировал типичные шумы, возникающие в любых когнитивных экспериментах на скорость восприятия и распознавания. Например, испытуемым показывают перевернутую букву и замеряется время, необходимое человеку на правильное распознавание. До сих пор эти шумы списывались на случайные, не представляющие интерес факторы - то есть, они считались белым шумом. Гилден пригляделся к ним внимательно и обнаружил, что шумы в психологических экспериментах не белые, а розовые, то есть, имеют спектр, очень близкий к 1/f:
Точки обозначают спектр шума в различных типах психологических экспериментов, диагональные линии - точные значения спектра 1/f.
Высшие функции сознания: речь и творчество
В 1975 году исследователи Восс и Кларк опубликовали работу, в которой излагались результаты исследования спектра различных звуков, порожденных человеком - речи и музыки. Идея такого исследования принадлежала Ричарду Воссу, который еще будучи студентом занимался разработкой и проверкой генераторов шума. Однажды он в воткнул в анализатор спектра вместо генератора шума провода от обычного радиоприемника. И с удивлением обнаружил, что усредненный спектр (речь, музыка) соответствует 1/f, то есть, является розовым шумом.
Дальнейшие исследования показали, что розовый спектр имеет музыка множества различных стилей - от классической и русской народной до джаза и группы Битлз:
1f3
Спектры различных разновидностей западной музыки (слева) и различной народной и популярной музыки (справа). Как пишут Восс и Кларк, странным исключением является популярный в США стиль кантри.
Восс объяснял соответствие спектров тем, что музыка как вид творчества отражает природу (так считали древние греки). И если для природы и мира естественно изменение во времени со спектром 1/f, то таким же спектром должна обладать и порожденная людьми музыка.
Итог и одна безумная гипотеза
Определенно, складывается впечатление, что розовый шум весьма характерен для человеческого сознания. И с точки зрения теории самоорганизующейся критичности в этом нет ничего странного: человек и его сознание представляют собой, возможно, сложнейшую самоорганизующуюся систему в природе. А поскольку такие системы стремятся к критическому состоянию, человек и его сознание также стремятся к нему (если не мешают физические и психические расстройства). Это приводит к вездесущим проявлениям розового шума в человеческом разуме и поведении.
Но если розовый шум настолько характерен для индивидуального сознания, то если коллективное сознание реально существует, оно также должно генерировать розовый шум в различных своих проявлениях. Может быть, этим и объясняется 1/f-спектр в динамике продаж и, например, в колебаниях интенсивности городского дорожного движения? Может быть, эти и другие розовые спектры колебаний в социальных системах являются результатом действия коллективного сознания - реально существующего, наделенного своим разумом, своим сознанием?
Эта гипотеза не так безумна, как может показаться. Мы видели, что для порождения розового шума необходима целая самоорганизующаяся система - как модель Бака-Снеппена. Система генерирует розовый шум в результате прямого и постоянного взаимодействия элементов системы - например, в модели Бака-Снеппена каждый всплеск в параметрах системы является результатом взаимодействия многих, а то и всех элементов модели. Стоит разорвать связи, система тут же начнет генерировать абсолютно случайный белый шум. Чтобы генерировать розовый шум, все элементы должны постоянно активно взаимодействовать, фигурально выражаясь, находиться в режиме "он-лайн".
Но когда речь идет об интенсивности движения на какой-то отдельно взятой загородной трассе, как могут прямо взаимодействовать между собой водители двигающихся по ней (и только собирающихся выехать на неё) автомобилей? Если бы движение имело спектр белого шума, у нас бы не было никаких вопросов - белый шум как раз и порождается набором совершенно независимых агентов. Но для дорожного траффика характерен именно розовый шум.
Если универсальный алгоритм, который бы мог порождать розовый шум во множестве независимых и не объединенных в систему элементов так и не будет найден, это будет означать только одно: водители автомобилей объединены в систему, которая незаметно координирует их поведение - то есть, коллективное сознание реально существует и способно координировать поведение людей, не имеющих между собой прямой физической связи.
Аналогичные соображение вполне верны и для розового спектра в динамике продаж.
Назовем это доказательство реальности коллективного сознания "Доказательством 1/f".
Но кроме него, есть еще некоторые важные обстоятельства...
1
Я в восторге!
Просто удивительно, такие часто встречающиеся факты сравнить и придти к общему выводу. Здорово.
Михаил (17.07.2009 20:41)
2
Спасибо, Михаил
Смысл опуса - именно попытка показать связь между многими \"разнородными\" вещами. Более-менее убедительная :)
Роман Уфимцев (17.07.2009 21:50)
3
Занятно
 Учитывая, что про 1/f даже слышать не доводилось, весьма интересно.. Но, мне кажется, что понять о чем здесь идет речь может только тот (та), кто уже имеет зачатки такого мышления.. Большинству нужно более подробное руководство к действию все-таки - больше примеров, упражнений что ли
Андрей (12.12.2009 17:38)
4
интересно
 Спасибо что более менее растолковали. счастлива)))
Валерий (25.09.2010 21:28)
5
Великолепно!
 Замечательное сочетание смелых, креативных идей и фундаментальной, новейшей методологии. Этот текст содержит много \"точек развития\" для приложений в социальных дисциплинах. Редко можно найти в Интернете такие сильные тексты... Спасибо автору!
Дмитрий ineternum@mail.ru (3.10.2010 11:02)
6
Спасибо, Дмитрий
Кажется, вы умеете читать между строк - я далеко не обо всём писал открытым текстом, оставляя только намёки для понимающих :)
Роман Уфицмев (3.10.2010 12:19)
7
Спасибо)
\"Мы отрезали себя от природы, создав тем самым опасность\" (Эмерсон)
 Роман, спасибо, вы пишите на такие глубокие темы.
...\"розовый шум\")
жужание пчелиного роя исцеляет человека даже от рака. факт.
система пчелиной семьи сохраняет себя без мутаций уже 40-50 млн. лет.
Роман, как это явление можно объяснить с позиции интрамаркетинга?
\"кто хочет невозможного мне мил\")
Наталия jhiiiva@gmail.com (1.11.2010 15:54)
8
1/f
 \"...режим \"он-лайн\"...\" профессор Вячеслав Звонников провел эксперимант, который показал, что между людьми, не связанными физически, существует дистанционная связь. в эксперименте расстояние между \"подопытными\" составляла 15 тыс. км, они каким-то образом настроились на одну волну и приборы зафиксировали синхронизацию их участков мозга, дыхания, пульса.
в продолжение темы \"сознание - фрактальный генератор\"
Задача.
дано:
мозг человека на 85%=вода.
за последние 30 лет от природных катастроф погибли почти 4 млн. чел, пострадали 4 млрд (наводнения, цунами...).
мировой экономический кризис
вопрос: как достичь оптимального состояния коллективного человеческого сознания для системы планета Земля?
Решение:...
\"кто хочет невозможного, мне мил\"
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (23.11.2010 23:56)
9
Я знаю пароль)
Причина в памяти. и насыщение есть ничто иное как детство системы , а дальше начинает влиять память)
Вот. 1/f0 - детство 1/(f*f) - склероз - когда каждый следующий шаг зависит только от предидущего
Arsen sta216@rambler.ru (2.04.2011 20:47)
10
Я вижу ориентир)
Поэому и нужна система: один нейерон помнит только себя и может еще пульсировать белым шумом. а миллиард могут запомнить историю эволюции, поэму, могут любить и страдать и радоваться)
Arsen sta216@rambler.ru (2.04.2011 20:53)
11
Любовь спасет мир)
один нейерон, один человек, один транзистор, одна песчинка не могут помнить всю предшествующую историю) а миллионы-миллиарды могут. Представьте песчанную бурю. переменился ветер. одна песчинка продолжит двигаться с прежним направлением и скоростью (она запомнит одно предидущее направление), другая отреагирует на изменение ветра, третья помнит ветер каким он был еще раньше: буря "помнит" все что с ней делал ветер и когда её песчинки сталкиваются то иногда возникают резонансные явления - природа котрых в "памяти" бури)))
Arsen sta216@rambler.ru (2.04.2011 21:01)
12
Фрактальный генератор 1/f
Да. Только вы забываее про фазу. Фаза у всех разная и отражает историю
Arsen sta216@rambler.ru (2.04.2011 21:20)
13
розовый шум?
Вам морочут голову,сознательно или бессознательно,идеалисты,математикой,как лопатой(та же лопата) пытаются разгрести тайны природы-грубая фантазия
rina rina201112@rambler.ru (4.02.2013 19:07)
14
Математика - лопата?
Пусть так, но весьма изящная :)
Розовый шум - это одна из самых замечательных красот природы. Но чтобы её оценить, как раз и нужна весьма изящная лопата.
Роман Уфимцев (4.02.2013 22:22)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011