Ателье ERСтатьи и урокиОпус 1/F
Часть 3: Мерцающая динамика продаж
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Опус 1/F
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
.
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
.
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
.
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Опус 1/F, часть 3: Мерцающая динамика продаж
Последняя редакция: 15.06.2009
Темы:
Чтобы ответить на вопрос, какой именно тип шума мы наблюдаем в скачущей ото дня ко дню динамике продаж, мы взяли реальные данные продаж одной нашей "знакомой" компании за 1030 дней наблюдения - то есть, почти за три года. В первой части статьи мы приводили его вид за 300 дней - изрезанный, очень зашумленный график. А далее мы проанализировали эти данные также, как анализировали белый и коричневый шум. Вот, что получилось:
Кликните, чтобы увеличить
 Можно увеличить
Спектр динамики продаж. Хотя спектр не гладкий, его общая форма просматривается, также заметны пики, связанные с недельными циклами продаж.
Несмотря на то, что спектр не гладкий, как у чистого белого или коричневого шума (для получения гладкого спектра нужно гораздо больше данных, чем 1030 отсчетов), можно сделать некоторые наблюдения:
Спектр шума в динамике продаж, определенно, не соответствует белому шуму. Это важный вывод - вспомним, ведь именно гипотеза о полной случайности флуктуаций продаж казалась естественной в самом начале. Колебания продаж не соответствуют полностью случайному процессу.
Спектр шума также не соответствует и коричневому шуму, то есть, флуктуации продаж также не являются и продуктом случайного блуждания.
Ближе и полнее всего спектр шумов в динамике продаж соответствует розовому шуму, то есть, имеет спектр 1/f.
Вспомним: мы говорили, что коричневый шум, в отличие от белого, имеет память - каждое следующее значение получается исходя из предыдущего. В этом отношении розовый шум также обладает некой памятью - он тоже не совершенно случаен, как белый. Таким образом, в шуме динамики продаж проявляется определенный долгосрочный системный процесс, о котором мы далее еще будем говорить.
А может быть, это не розовый шум?
Это не научная статья, но ради точности и честности мы должны задуматься - а нет ли у такого спектра другого приближения? Может быть, это не загадочный розовый шум, а какая-то смесь белого и коричневого (ведь их появление объяснить гораздо проще)? Далее мы рассмотрим эту возможность, а также соображения против неё. Если вы не готовы углубляться в более сложные аналитические рассуждения, переходите сразу к разделу, в котором описывается самый простой известный на сегодняшний день механизм получения розового шума - и мы его используем, чтобы понять, откуда он может браться в динамике продаж.
Взглянем еще раз на спектр динамики продаж (мы убрали линию 1/f, чтобы она нас не отвлекала - ведь мы ищем альтернативную точку зрения):
Можно заметить, что линия спектра у нас не совсем прямая - вначале она имеет наклон, примерно соответствующий наклону 1/f² (коричневому шуму), а в конце спектра - становится горизонтальной, то есть, соответствует горизонтальному спектру белого шума. Это наводит на мысль, что возможно мы имеем дело с некоторой смесью белого и коричневого шума.
Но просто смешать белый и коричневый шум нельзя - мы получим все тот же коричневый шум со спектром 1/f². Поэтому мы должны воспользоваться более хитрым способом получить смешанный шум:
Получение "светло-коричневого" шума (назовем так смесь белого и коричневого, приготовленную по нашему рецепту)
Мы возьмем белый шум, а затем прибавим к нему коричневый шум, но при этом белый шум у нас скачет от одного момента времени - к другому (от одного дня к другому), а коричневый шум меняется только раз в 30 отчетов (раз в 30 дней). Построив спектр получившегося шума мы увидим следующую картину:
Спектр светло-коричневого шума
Не правда ли, мы получили что-то похожее: в начале спектр ложится на линию 1/f², в конце - на горизонтальную линию. Если это больше, чем случайное сходство, то динамика продаж может соответствовать светло-коричневому шуму. Но какой смысл имеет это соответствие? Получается, что шумы в уровне продаж складываются из двух компонентов:
Белый шум: он обусловлен просто абсолютно случайными флуктуациями продаж.
Коричневый шум: он обусловлен случайными блужданиями, которые происходят раз в 30 дней (именно при такой регулярности спектр больше всего похож на спектр динамики продаж). Что это значит? Не является ли это проявлением естественной месячной цикличности в работе компании?
Итак, вполне вероятно, что динамика продаж является не розовым, а светло-коричневым шумом. Правда, это ставит непростой вопрос о том, откуда происходит случайное блуждание раз в месяц - но тут мы не станем строить предположений. Вместо этого обратимся к поводам усомниться в "светло-коричневости" продаж.
Сомнение первое: спектр частичных данных
Возьмем данные продаж не за весь период в 1030 дней, а только за 100 последних дней периода. Построим спектр:
Спектр динамики продаж за период в последние 100 дней наблюдения.
Возьмем теперь 100 последних отсчетов светло-коричневого шума и построим их спектр:
Стала видна разница: спектр динамики продаж хорошо укладывается на прямую линию, соответствующую розовому шуму 1/f, а вот спектр части светло-коричневого шума по-прежнему закругляется - в начале спектра он похож на коричневый шум, в конце - на белый.
Сомнение второе: общая форма шума
Сравним общую форму динамики продаж и форму длинной последовательности светло-коричневого шума:
Общая форма динамики продаж (1030 дней).
Форма светло-коричневого шума (1000 отсчетов).
Светло-коричневый шум более "плотный", его форма с горками и впадинами характерна для коричневого случайного блуждания. Напротив, динамика продаж пульсирует и остается предельно изрезанной в любом масштабе рассмотрения - она больше похожа на неустойчивые, лишенные памяти флуктуации белого шума.
Подведем итог. Чтобы уверенно утверждать, что динамика продаж является (или не является) розовым шумом, необходимо проанализировать гораздо больше данных продаж - от разных компаний, за длительные промежутки времени. Если вы заинтересовались этой темой, мы рады сотрудничать, обмениваться идеями, готовы провести через анализ ваши данные продаж или другие реальные показатели деятельности компаний за длительные периоды. Однако, есть основания считать, что казалось бы абсолютно случайные ежедневные флуктуации продаж имеют память и являются проявлением общесистемной динамики - об этом как раз мы и будем далее говорить.
1
Я в восторге!
Просто удивительно, такие часто встречающиеся факты сравнить и придти к общему выводу. Здорово.
Михаил (17.07.2009 20:41)
2
Спасибо, Михаил
Смысл опуса - именно попытка показать связь между многими \"разнородными\" вещами. Более-менее убедительная :)
Роман Уфимцев (17.07.2009 21:50)
3
Занятно
 Учитывая, что про 1/f даже слышать не доводилось, весьма интересно.. Но, мне кажется, что понять о чем здесь идет речь может только тот (та), кто уже имеет зачатки такого мышления.. Большинству нужно более подробное руководство к действию все-таки - больше примеров, упражнений что ли
Андрей (12.12.2009 17:38)
4
интересно
 Спасибо что более менее растолковали. счастлива)))
Валерий (25.09.2010 21:28)
5
Великолепно!
 Замечательное сочетание смелых, креативных идей и фундаментальной, новейшей методологии. Этот текст содержит много \"точек развития\" для приложений в социальных дисциплинах. Редко можно найти в Интернете такие сильные тексты... Спасибо автору!
Дмитрий ineternum@mail.ru (3.10.2010 11:02)
6
Спасибо, Дмитрий
Кажется, вы умеете читать между строк - я далеко не обо всём писал открытым текстом, оставляя только намёки для понимающих :)
Роман Уфицмев (3.10.2010 12:19)
7
Спасибо)
\"Мы отрезали себя от природы, создав тем самым опасность\" (Эмерсон)
 Роман, спасибо, вы пишите на такие глубокие темы.
...\"розовый шум\")
жужание пчелиного роя исцеляет человека даже от рака. факт.
система пчелиной семьи сохраняет себя без мутаций уже 40-50 млн. лет.
Роман, как это явление можно объяснить с позиции интрамаркетинга?
\"кто хочет невозможного мне мил\")
Наталия jhiiiva@gmail.com (1.11.2010 15:54)
8
1/f
 \"...режим \"он-лайн\"...\" профессор Вячеслав Звонников провел эксперимант, который показал, что между людьми, не связанными физически, существует дистанционная связь. в эксперименте расстояние между \"подопытными\" составляла 15 тыс. км, они каким-то образом настроились на одну волну и приборы зафиксировали синхронизацию их участков мозга, дыхания, пульса.
в продолжение темы \"сознание - фрактальный генератор\"
Задача.
дано:
мозг человека на 85%=вода.
за последние 30 лет от природных катастроф погибли почти 4 млн. чел, пострадали 4 млрд (наводнения, цунами...).
мировой экономический кризис
вопрос: как достичь оптимального состояния коллективного человеческого сознания для системы планета Земля?
Решение:...
\"кто хочет невозможного, мне мил\"
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (23.11.2010 23:56)
9
Я знаю пароль)
Причина в памяти. и насыщение есть ничто иное как детство системы , а дальше начинает влиять память)
Вот. 1/f0 - детство 1/(f*f) - склероз - когда каждый следующий шаг зависит только от предидущего
Arsen sta216@rambler.ru (2.04.2011 20:47)
10
Я вижу ориентир)
Поэому и нужна система: один нейерон помнит только себя и может еще пульсировать белым шумом. а миллиард могут запомнить историю эволюции, поэму, могут любить и страдать и радоваться)
Arsen sta216@rambler.ru (2.04.2011 20:53)
11
Любовь спасет мир)
один нейерон, один человек, один транзистор, одна песчинка не могут помнить всю предшествующую историю) а миллионы-миллиарды могут. Представьте песчанную бурю. переменился ветер. одна песчинка продолжит двигаться с прежним направлением и скоростью (она запомнит одно предидущее направление), другая отреагирует на изменение ветра, третья помнит ветер каким он был еще раньше: буря "помнит" все что с ней делал ветер и когда её песчинки сталкиваются то иногда возникают резонансные явления - природа котрых в "памяти" бури)))
Arsen sta216@rambler.ru (2.04.2011 21:01)
12
Фрактальный генератор 1/f
Да. Только вы забываее про фазу. Фаза у всех разная и отражает историю
Arsen sta216@rambler.ru (2.04.2011 21:20)
13
розовый шум?
Вам морочут голову,сознательно или бессознательно,идеалисты,математикой,как лопатой(та же лопата) пытаются разгрести тайны природы-грубая фантазия
rina rina201112@rambler.ru (4.02.2013 19:07)
14
Математика - лопата?
Пусть так, но весьма изящная :)
Розовый шум - это одна из самых замечательных красот природы. Но чтобы её оценить, как раз и нужна весьма изящная лопата.
Роман Уфимцев (4.02.2013 22:22)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011