Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингуAnschauung, научный метод Гёте
3. Anschauung: Первый этап, Gestalten
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Наши дальние родственники: Anschauung, научный метод Гёте
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Наши дальние родственники: Закон серийности Пауля Каммерера
.
Власть над умами
Anschauung, научный метод Гёте
Наши дальние родственники: Системный анализ и чувствительные точки
.
Наши дальние родственники: Слабые сигналы
.
Наши дальние родственники: Меметика
.
Наши дальние родственники: Спиральная динамика
.
Когнитивные технологии - это просто
.
Интрамаркетинг не для всех
.
Метафора and Beyond
.
Что же такое идентичность
Субстанциональные модели маркетинга
.
Управление знаниями: суть да дело
.
Методическая система Cynefin
.
Первый кит интрамаркетинга: кибернетика
.
Второй кит интрамаркетинга: когнитивная психология
.
Рецепты времен кризиса
Прогнозирование как неточная наука
.
Школа когнитивного бойца
.
3. Anschauung, научный метод Гёте: Первый этап, Gestalten
Последняя редакция: 19.02.2009
Темы:
Мы будем излагать принципы Anschauung в современных терминах, лишь иногда прибегая к выражениям самого Гёте. Это следует сделать, чтобы не спотыкаться о специфический литературный стиль 19-го века.
В упрощенном и кратком виде принципы Anschauung выглядят так:
Отправной точкой Anschauung является особый созерцательный настрой ума, когда исследователь открывает своё восприятие изучаемому предмету в его живых связях. Этот настрой ума возможен лишь тогда, когда исследователь отбрасывает готовые теории и ожидания относительно того, что он должен увидеть.
Реальность сложна и текуча, но в процессе созерцательного уважительного наблюдения природа помогает исследователю - если исследователь открывается природе, она открывается ему. Происходит как бы взаимопроникновение сознания исследователя и изучаемого природного феномена. Говоря иначе, исследователь идентифицируется с феноменом, вживается в него.
Явления и предметы мира находятся в бесконечно сложных связях с другими, их невозможно охватить чистым рассудком, поэтому здесь на помощь приходит интуитивное восприятие. От серии отдельных "вспышек" понимания, выхватывающих фрагменты изучаемого предмета, исследователь приходит к его глубокому интуитивному пониманию в живой целостности и полноте.
Каждый из пунктов заслуживает самого внимательного разбора, но в этой статье мы сосредоточимся на третьем, поскольку с методической точки зрения он является наиболее важным, а первые два скорее говорят о том, как исследователь должен быть настроен, используя Anschauung.
Gestalten - лики реальности
Описывая свой метод, Гёте разбивает его на два этапа. Первый этап Anschauung завершается, когда исследователь в процессе созерцания и наблюдения за изучаемым феноменом осознает и фиксирует серию гештальтов. Это ключевое понятие не только для метода Гёте, но и для нашей органической логики. Хотя мы много писали о том, что такое гештальт, важность этого понятия для дальнейшего такова, что мы отчасти повторимся.
Гештальт: историческая справка
Мало кто знает, что слово "гештальт" в его нынешнем научном и психологическом смысле первым использовал именно Иоганн Вольфганг Гёте.
Спустя столетие после Гёте, в начале 20-го века в Германии возникло сразу две научных школы, для которых гештальт стал центральным понятием - Лейпцигская школа психологии во главе с Феликсом Крюгером и школа гештальт-психологии, основателем которой был Макс Вертгеймер. В той или иной степени обе школы принимали гештальт также, как его принимал Гёте - как центральный элемент человеческого восприятия и понимания. Наше восприятие устроено так, что воспринимая сложный мир, мы "выхватываем" в нем гештальты и именно они придают смысл воспринимаемой реальности. При этом представители Лейпцигской школы практически разрабатывали теорию сознания на основе идей Гёте, а гештальт-психологи успешно исследовали низкоуровневые механизмы восприятия гештальтов. Дополнительно о гештальте - в популярной Школе когнитивного бойца и в статье Гештальты и мультистабильные восприятия.
История конкурентных взаимоотношений и судеб этих психологических школ заслуживает отдельного рассказа. Но для них обоих роковую роль сыграл фашизм. Лейпцигская школа приняла Гитлера и сгинула вместе с ним, а последователи Вертгеймера и он сам эвакуировались в США, где гештальт-теория оказалась слишком трудной для понимания (увы, это так).
Gestalt - плохо переводимое с немецкого языка слово, которое означает нечто среднее между "образом" и "структурой". Гёте совершенно неслучайно использовал такой многозначный термин. Вот метафора, которая вам может помочь:
Вообразите, что вы лежите на траве посреди большого поля и глядите на небо. В небе медленно движется большое облако. Ветер и его внутреннее движение постоянно меняет его форму, оно текуче, непостоянно. Вы наблюдаете его округлую бесформенность, она беспрестанно меняется... И вдруг в какой-то момент вы видите, что облако становится похоже на голову бегемота... Видны не все детали, но облако действительно становится чем-то похоже - форма, даже есть что-то вроде ушей... Но проходит несколько секунд и голова бегемота расплывается, исчезает и перед вами вновь бесформенное облако. Вам немного жаль бегемота, но вы продолжаете смотреть на облако.
Оно уже почти над вами. Вы ждете, что появится вновь бегемот или голова собаки или... Но тут вы ловите себя на мысли, что вместо этого облако все больше становится похоже на ровный эллипс. Да-да, с каждой секундой оно выравнивается и вот перед вами огромный висящий в небе снежно-белый эллипсоид, похожий на фантастический дирижабль огромных размеров. Он медленно плывет над полем... Но не успеваете вы пофантазировать на тему того, куда он направляется, дирижабль оплывает, тает, теряет форму и вскоре над вами вновь только простое бесформенное клубящееся облако...
Когда мы стоим перед лицом сложной реальности, мы переживаем нечто похожее - в непрестанном потоке изменений нам иногда удается выхватывать узнаваемые образы или структуры и тогда происходит "схватывание" реальности, в ней появляется  организующие начала, это и есть гештальты. Гештальт - это вспышка узнавания или осознания, когда мы вдруг видим в текучей сложной реальности знакомую конфигурацию, что-то такое, что мы видели где-то и когда-то раньше . Когда в толпе назнакомых людей мы неожиданно видим лицо друга, мы переживаем нечто подобное. Когда это происходит, вся толпа воспринимается совершенно иначе, чем раньше. Это уже совершенно другая толпа.
Имея некоторую внутреннюю чуткость, в момент "схватывания" можно ощутить особое внутренне чувство "ёканья", теплого толчка или "вытягивания" в сторону воспринимаемого предмета - так на момент осознания гештальта реагирует наше тело. Именно поэтому Гёте говорил, что Anschauung приводит к идентификации с исследуемым предметом, дистанция между наблюдателем и феноменом каким-то образом ощутимо преодолевается.
 Гештальты - это лики реальности . Пока мы видим в природе серую незнакомую толпу сил и объектов, она для нас закрыта, незнакома, чужда. Но стоит вдруг мелькнуть в ней знакомому лику, мы вступаем с реальностью в прямое "личное" взамодействие, это и есть момент схватывания гештальта. И участвует в этом не только и не столько наш ум, сколько наше тело.
Гёте подчеркивал несколько критически важных моментов первого этапа Anschauung. Они абсолютно созвучны и рекомендациям нашей органической логики:
Избавиться от предубеждений и изначальных ожиданий
Исключительно важный пункт. Гёте писал: "Все наше внимание должно быть сфокусировано на том, чтобы слушать природу и слышать секреты ее внутренней жизни, так чтобы не оттолкнуть ее насильственными императивами..."
Очень легко перепутать свои предубеждения, свои ожидания с тем, что преподносит нам сама реальность - Ньютон ожидал увидеть спектр из 7 цветов и увидел его там, где в реальности взаимодействует два спектра - теплый и холодный. После знакомства с психоанализом Фрейда очень легко начать видеть в каждом человеке комплексы и дремучие бессознательные силы.
Гёте предлагал опорные вопросы, которые помогают отвлекаться от теорий, изучая естественную природу: "Что именно я вижу своими глазами, что именно я воспринимаю своми органами чувств?" Органическая логика, предназначенная главным образом для изучения социальной реальности, предлагает и другие методы устранения или ослабления изначальных ожиданий и предубеждений.
Изучать реальность полно и всесторонне
Финалом первого этапа Anschauung является осознание и фиксация серии гештальтов, отражающих различные аспекты изучаемой реальности, исследуемого предмета. В качестве примера Гёте приводил изучение живого организма, который нужно наблюдать в различных фазах его жизни, в разных обстоятельствах и проявлениях, добиваясь полного охвата. Только в этом случае серия полученных гештальтов будет пригодна для следующего этапа.
В органической логике этот пункт звучит как требование принимать во внимание все сегменты исследуемой социальной системы - не только ее "важные" части, но и периферию. В социальных исследованиях для этого нужно обращаться к некоторым специальным методам, поскольку обычно для непосредственного наблюдения доступна лишь некоторая часть социальной системы.
Изучать вещи в их естественных условиях
Гёте считал, что все вещи мира настолько переплетены между собой, что искусственная изоляция изучаемых объектов в форме специально организованных экспериментов не может приводить к получению истинного понимания вещей. Он считал, что в этих условиях мы получаем знание только об аномальных свойствах мира. Эта мысль особенно верна в области наук о человеке, взять хоть уже упоминавшийся психоанализ. Известно, что Зигмунд Фрейд разработал свою теорию на основе изучения больных невротическими расстройствами и истериями. Он обнаружил аномальные проявления человеческой психики, но решил, что открыл "универсальные" свойства человеческой природы. Они оказались темны и уродливы, что не удивительно, принимая во внимание, на каком материале он совершил своё открытие.
С точки зрения органической логики,  при исследовании социальных систем у нас нет другого выбора, как изучать их в естественных условиях . Тем не менее, даже здесь пытаются создавать искусственно организованные эксперименты - как, например, при проведении фокус-групп в маркетинге, когда по мнению маленькой группы специально отобранных людей надеются прогнозировать рыночный успех того или иного товара. Неудовлетворительные прогностические результаты фокус-групп не смущают "исследователей".
Финал первого этапа Anschauung - ясное усвоение серии гештальтов, отражающих сложную реальность в разных аспектах. Не всегда восприятие гештальта настолько ясно и доступно, как в метафоре с облаком. Довольно часто мы вначале интуитивно переживаем гештальт, но не можем его облечь в слова, то есть представить его сознанию в ясном словесном или схематичном виде. И здесь требуются некоторые вспомогательные средства:
Зарисовки и наброски
Гёте предлагал зарисовки от руки, которые помогают отвлечься от лишнего и зрительно изобразить суть гештальта. Именно так он поступал, изучая морфологию животных и растений, он делал наброски их отдельных характерных форм. Зарисовки на клочках бумаги рекомендуются и в органической логике, при этом мы добавляем и некоторые рекомендации о взаимном отношении этих зарисовок друг к другу.
Метафоры и аналогии
Возможно, потому, что Гёте в первую очередь занимался естественной природой, доступной для зарисовок, а может быть, потому, что сам был великим поэтом, он не обратил особого внимания на роль метафор и аналогий для закрепления гештальтов в сознании наблюдателя. Между тем,  в органической логике, предназначенной для изучения социальной реальности, метафора считается основным средством фиксации гештальт-восприятий  (см. адрес нашего сайта - он совершенно не случаен). В качестве примера фиксации гештальта с помощью метафоры - см. статью Барак Обама: концепт-кар американского политпрома.
Достигнув цели первого этапа Anschauung, имея набор или серию осознанных гештальтов, ясных слепков текучей реальности, мы готовы ко второму этапу Anschauung.
1
спасибо!
 очень познавательно, хороший и полезный труд))
Юрий (28.03.2009 16:37)
2
 у нас скоро конференция по этому поводу,спасибо за информацию!
Диля linda4ka@list.ru (1.04.2009 14:13)
3
Все интересное рождается на границах
 C большим удовольствием читаю и перечитываю материалы сайта.
Все интересное возникает на границах - Калининград расположен в месте, где не только смыкаются географические границы, но и границы моря, земли и воздуха, так что это подтверждает правильность и самоподобие Вашего подхода.
P.S. В опытах Ленда на картинках 2 и 3, вероятно, забыли поставить на проекторы холодные фильтры.
Сергей Зерин sergey@zerin.ru (17.12.2009 13:04)
4
Да, именно на границах
Сергей, спасибо за отзыв. Когда публикуешь такие довольно специфические, не популярные статьи, радуешься каждому отклику понимающих людей.
Калининград – действительно, любопытное, даже особенное место, его пограничное состояние ощущается явственно, и даже не в географическом, а в культурном или когнитивном плане. Трудно поверить, но о том, что из этого следует, мало кто задумывается - даже в самом Калининграде.
В опыте Ленда так, кажется и было: холодный фильтр не использовался. А вообще, стоило бы проверить - нужно подумать, как можно повторить его опыты...
Роман Уфимцев (17.12.2009 19:02)
5
ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ СТАТЬЯ,СПАСИБО
 Кстати,Шпенглер в работе\"Закат Европы\" ссылается на Гёте относительно теории цвета.
НАДЕЖДА kOSHKA185@YANDEX.RU (7.06.2010 17:38)
6
Новые фоторецепторы! Появилас возможность обЪяснить опыты Ле...
Фоточувствительные клетки сетчатки ipRGC (RGC — Retinal ganglion cell) — третий, помимо колбочек и палочек, и относительно недавно обнаруженный (1991 г.) вид фоторецепторов, которые содержатся в сетчатке глаза.
По сравнению с колбочками и палочками, клетки ipRGC реагируют более вяло; они сигнализируют о присутствии света в течении достаточно длительного времени.[2] Их основная функциональная роль — вовсе не непосредственное создание оптических изображений, чем они существенно отличаются от палочек и колбочек, которые расположены в сетчатке на фокальной поверхности и образуют оптическое изображение. В отличие от палочек и колбочек они обеспечивают устойчивое представление об окружающей световой, цветовой информации — о величине интенсивности падающего светового потока.
см. http://ru.science.wikia.com/wiki/Фоточувствительные_клетки_сетчатки_ipRGC
Андрей kopysov@perm.ru (20.01.2011 0:20)
7
Спасибо!
Большое спасибо за интересную статью! Я занимаюсь живописью и мне было любопытно. Обязательно пишите еще! СПАСИБО
Марианна (13.05.2012 2:56)
8
Ни Ньютон, ни Гёте
И Ньютон, и Гёте не имели технических средств, чтобы непосредственно наблюдать картину первичного светового процесса, который инициируется в среду излучателем. Для этого необходимо было отсечь вторичные световые процессы, которые возникают в среде через доли микросекунды после начала излучения и направлены также к излучателю, т.е. среда структуирована и каждая ее область, являющаяся элементом структуры, оказывается осциллятором (элементарным излучателем). Система зрения, моделируя ситуацию, имеет дело уже с результатом наложения многих излучений...Например, цветные области наблюдатель за призмой может перекрывать не только за второй гранью, но и за гранью, обращенной к излучателю (ищи: Призматическая катастрофа), где, согласно представлениям физиков-оптиков, белый еще не разложен.
Мальцев-Ганичев malcevganichev@bk.ru (9.10.2012 7:37)
9
присоединяюсь ко всем отзывам, очень много информации сходной по своему содержанию по теме цветовой теории , ваша статья внятная и четкая-дала мне ответы на многие вопросы. спасибо :)
Анна anna- fresca@mail.ru (30.11.2012 20:37)
10
Ведь есть же нормальные люди
Спасибо Вам за то, что Вы за Гёте)
Ира Ira108OM@yandex.ru (17.01.2013 21:23)
11
спасибо
огромное спасибо только здесь нашла то что искала
Сауле saulejan_1820@mail.ru (24.01.2013 10:40)
12
спасибо
Я искала ответ на свой вопрос: почему в прямоугольном аквариуме видно радугу- дугу, а не прямой спектр? Для этого я купила Tic-tac, наполнила коробочку водой- и вишла модель моего аквариума. Если посмотреть сквозь эту модель (через левую малую грань) на окно, то видно что оно прогнутое в левую сторону, а если сквозь правую малую грань- то окно прогнётся в правую сторону. Но почему вообще изображение окна прогибается свозь прозрачний паралелепипед? И ещё - вертикальние сторони изображения окна окрашени как по теории Гёте: в красно-желтий правая сторона, и в сине- голубой левая сторона (если смотреть сквозь левую малую грань). А саму радугу видно если например повернутся налево: тогда изображения окна сделается узьким, смешается голубой и желтий цвет и получеся зелёний.
Света botaanka@gmail.com (27.03.2013 12:38)
13
Света, вы настоящий Естествоиспытатель
В высоком смысле этого слова :)
Роман Уфимцев (27.03.2013 12:49)
14
Тоже задавался вопросом о цвете
В интернете не так давно был мэм, где люди смотря на одну и ту же фотографию с платьем по разному воспринимали цвет. Дело было в платье, некоторым оно казалось золотистым, а некоторым синим)
Дамир dami.r@mail.ru (14.11.2017 10:12)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011