Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингуAnschauung, научный метод Гёте
4. Anschauung: Второй этап, Bildungen
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Наши дальние родственники: Anschauung, научный метод Гёте
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Наши дальние родственники: Закон серийности Пауля Каммерера
.
Власть над умами
Anschauung, научный метод Гёте
Наши дальние родственники: Системный анализ и чувствительные точки
.
Наши дальние родственники: Слабые сигналы
.
Наши дальние родственники: Меметика
.
Наши дальние родственники: Спиральная динамика
.
Когнитивные технологии - это просто
.
Интрамаркетинг не для всех
.
Метафора and Beyond
.
Что же такое идентичность
Субстанциональные модели маркетинга
.
Управление знаниями: суть да дело
.
Методическая система Cynefin
.
Первый кит интрамаркетинга: кибернетика
.
Второй кит интрамаркетинга: когнитивная психология
.
Рецепты времен кризиса
Прогнозирование как неточная наука
.
Школа когнитивного бойца
.
4. Anschauung, научный метод Гёте: Второй этап, Bildungen
Последняя редакция: 19.02.2009
Темы:
Второй этап Anschauung говоря кратко, заключается в синтезе серии осознанных и усвоенных гештальтов в особую динамическую целостность, которая представляет изучаемый предмет в его полноте и динамике. Гёте называл эту целостность Bildung, что довольно верно можно перевести как "становление". Bildung воссоздает в сознании исследователя живую реальность, находящуюся в постоянном процессе становления - а он никогда не останавливается, потому что реальность никогда не становится чем-то фиксированным окончательно.
Bildungen - становление реальности
В отличие от первого этапа Anschauung, на котором от исследователя требуется беспристрастное созерцание посредством своих органов чувств (иногда переводят как "чувственное созерцание"), на втором этапе исследователь должен обратиться к воображению.
Гёте считал, и тут с ним трудно не согласиться, что среди мыслительных способностей человека  именно воображение обладает уникальной способностью к синтезу . Поэтому когда мы хотим уйти от ограничений обычного анализирующего мышления, нам естественно обратиться к воображению. Но и сам Гёте понимал, что воображение обычно противопоставляют научному методу, считая его источником далеких от реальности фантазий. Поэтому он назвал синтезирующее воображение метода Anschauung "перцептивным воображением", то есть воспринимающим воображением или воображением на основе восприятий.
Цель второго этапа - синтез целостности из разрозненной до этого серии гештальтов. Это таинственный и сложный процесс, когда  наше внимание закономерно или произвольно переключаясь между усвоенными гештальтами постепенно начинает размываться между ними, трансформируясь, охватывая их целиком и одновременно . Здесь в дело вступает естественная, хотя и непонятная способность людей к синтезу и пониманию. На основе разрозненных восприятий возникает динамическая и сложная целостность, которая их впитывает, объясняет и осмысливает.
Крайне схематичная иллюстрация процесса, в результате которого из серии гештальтов синтезируется Bildung.
Так исследователь обогащает себя синтетическим пониманием изучаемого предмета, которое, в отличие от гештальтов, полученных на первом этапе, не было продуктом узнавания чего-то уже знакомого, а является чем-то совершенно новым, доселе незнакомым.
Описывая Bildung, это синтетическое новое понимание,  Гёте говорит, что Bildung также является гештальтом, но более высокого порядка, динамическим гештальтом. С момента, когда он складывается в сознании, человек обогащает себя новым, невиданным и незнакомым ранее гештальтом, который отныне может служить ему в других органических исследованиях, исследователь сможет узнавать его присутствие в реальности. 
Мир маленького ребенка, в котором есть собаки, но нет лошадей причудлив и населен сказочными существами. Вот такие, например странные "собаки" (3) могут в нем обитать :)
Если вы наблюдали развитие маленького ребенка, вам знаком этот процесс. Иногда ребенок, зная, что такое собака (1), но не зная лошади (2), может при встрече назвать лошадь собакой (3). Однако, если родитель покажет разницу, зафиксирует её в понятном для ребенка виде, "маленький исследователь" с той поры сможет различать собак и лошадей.
Опишем тот же процесс в терминах органической логики. Мы подходим ко второму, синтетическому этапу мышления, имея набор метафор или моделей, которые фиксируют различные наблюдаемые аспекты изучаемой системы. Перебирая их в сознании, переключаясь между различными метафорическими описаниями системы, мы постепенно будем все чаще испытывать ощущение понимания, которое не зависит и не опирается ни на одну конкретную метафору. Это понимание будет продуктом синтеза, "переплавки" различных видений системы в единое целое. И в какой-то момент оно становится настолько полным и отчетливым, что в нашем сознании появляется понимание системы в её сложности, многообразии и динамике, которого не было раньше. Осколки собираются в единую картину и мы видем действительно нечто новое, чего не видели раньше. Это новое - совершенно отличается от простой суммы исходных восприятий, это источник неявного знания даже о тех аспектах изучаемого предмета, которые и вовсе были недоступны для наблюдения.
Перцептивное воображение, в котором происходит синтез - это не воображение в обычном понимании этого слова, оно вовлекает внутренние ощущения человека, задействует интуитивные и эмоциональные чувства. И момент возникновения Bildung сопровождается особым внутренним чувством. Гёте точно подметил, что тут мыслитель не остается замкнут в своем воображении, напротив, сознание словно раскрывается, ощутимо присоединяется, сливается с исследуемым предметом, так что, по его словам "Мы "втягиваем" в себя природу, словно вдыхаем воздух, и чувствуем, что расширяемся, растем..."
Эти описания - не какие-то философские спекуляции, это максимально возможное по точности описание того, что в реальности переживает мыслитель, использующий метод Гёте или органическую логику.
Нет контроля, но есть сотрудничество
 Процесс синтеза серии гештальтов в динамическую целостность невозможно контролировать сознательно.  Мы не можем быть уверенными, приступая к Anschauung или подобному органическому исследованию, что в финале получим желаемый результат - синтетическое понимание изучаемого объекта, его Bildung. Однако, мы можем создать условия, когда результат становится более вероятным. Для этого нужно соблюсти некоторые условия:
Как можно полнее исполнить рекомендации к первой фазе исследования, к фазе получения серии гештальтов. В частности,  следует особо позаботиться о том, чтобы сбор первичных наблюдений не проходил под влиянием явной и скрытой теории, каких-то изначальных ожиданий . Если это условие не будет соблюдено, шансы получить определенный результат исследования резко падают, интуитивного синтеза не происходит. Гёте говорил, что природа готова помочь исследователю, она готова его направить, но лишь тогда, когда исследователь не пытается навязать ей свои теоретические рамки.
Именно этот фактор является главной помехой для тех, кто пытается освоить Anschauung или органическую логику.  После прочтения разных книг и статей по психологии творчества, люди формируют неосознанные, но весьма крепкие ожидания относительно того, как должен происходить процесс интуитивного мышления, часто даже ожидают от него определенного результата . Именно это ожидание и становится главной помехой и они не получают никаких результатов.
Гёте применял свой метод для исследования естественной природы. В ней изучаемые объекты могут быть наблюдаемы в полноте своих проявлений за сравнительно ограниченное время. Поэтому он требовал лишь полноты наблюдений, но не давал рекомендаций о том, как экономить свои усилия. При изучении социальных систем объект исследований обычно слишком велик и многообразен и гетевская полнота наблюдения принципиально невозможна. Поэтому в органической логике мы выработали ряд полезных эвристик (с некоторыми из них можно познакомиться в статье "Прогнозирование как неточная наука", в параграфе Отбираем данные для прогноза), позволяющих направлять первичное наблюдение к наиболее важным для успеха аспектам изучаемой системы.
Навык и опыт. Чем больше и разнообразнее материал, на котором исследователь практикует Anschauung или органическую логику, тем вероятнее и плодотворнее результаты он получает. Причина не только в том, что вырабатывается и становится привычной необходимая культура управления своим вниманием и восприятием. Дело еще в постепенной наработке широкого когнитивного словаря.
Когнитивный словарь и новые органы восприятия
Когнитивный словарь - это накопленный "арсенал" усвоенных человеком гештальтов. Если гештальт когда-то был пропущен через сознание и усвоен, человек способен распознать его, когда он вновь встретит его в реальности. Чем больше и разнообразнее когнитивный словарь, тем больше шансов, что на первой фазе Anschauung, при накоплении распознаваемых в наблюдаемой реальности конфигураций, будет достигнут некий "порог достаточности", после которого становится возможен синтез на второй фазе.
Воспользуемся сравнением. Представим себе, что мы пытаемся понять смысл небольшого текста на иностранном языке, которым мы владеем плохо. Мы узнаем в этом тексте лишь малую долю слов, и совершенно не способны понять смысл этого текста.
Теперь мы постепенно будем увеличивать число знакомых слов (запоминая и усваивая их смысл). Сперва мы не заметим улучшения общего понимания. Хотя всё больше слов нам будет знакомо, общего смысла текста мы всё равно понимать не будем.
И лишь при достижении определенного порога шансы верно понять смысл текста резко возрастают. При этом мы можем еще не знать некоторые слова текста, но это не мешает возникновению синтетического понимания смысла текста.
Тут возрастающий запас знакомых слов - это аналог увеличивающегося с накоплением жизненного опыта когнитивного словаря, слова и их смысл - это усвоенные нами или еще незнакомые гештальты, а общий смысл текста - синтетический Bildung, который мы пытаемся получить.
Еще о когнитивном словаре - в Школе когнитивного бойца, занятие 11, также рекомендуем статью Метафора and Beyond.
Чем более развит и богат когнитивный словарь человека, тем больше шансов, что он сможет успешно пользоваться органическими методами мышления. И каждый успех в этом еще более расширяет когнитивный словарь. Гёте писал:
"Каждый новый объект, который мы смогли ясно увидеть, открывает у нас новый орган восприятия."
Это совершенно верное замечание. Вспомним ребенка, собак и лошадей.  До тех пор, пока дитя не различает собак и лошадей, в его мире нет лошадей , его восприятие не способно различить этих животных. Однако, когда он усвоит признаки лошади, его мир расширяется, кроме собак в нем появляются и лошади. Совершенно аналогично происходит всякий раз, когда человек усваивает новую конфигурацию реальности, новый Bildung-гештальт. Его мир расширяется, становится богаче, в нем появляются предметы и связи, которых человек раньше просто не замечал. По сути, каждый новый гештальт в когнитивном словаре - это новый орган восприятия.
Гёте называл людей с развитым когнитивным словарем и навыкшим к не-аналитическому исследованию природы "людьми с живым умом". Он писал о них:
"Мир людей с живым умом радикально отличается от мира тех, кто выбрал теоретические идеи в качестве своего поводыря."
Люди, подходящие к исследованию сложной и многогранной реальности с багажом простых схем и теорий оказываются в выхолощенном, искусственно обедненном мире. Напротив, мир людей "с живым умом" богат явлениями и возможностями, подобно тому, как мир слепого гораздо беднее мира наделенных зрением.
1
спасибо!
 очень познавательно, хороший и полезный труд))
Юрий (28.03.2009 16:37)
2
 у нас скоро конференция по этому поводу,спасибо за информацию!
Диля linda4ka@list.ru (1.04.2009 14:13)
3
Все интересное рождается на границах
 C большим удовольствием читаю и перечитываю материалы сайта.
Все интересное возникает на границах - Калининград расположен в месте, где не только смыкаются географические границы, но и границы моря, земли и воздуха, так что это подтверждает правильность и самоподобие Вашего подхода.
P.S. В опытах Ленда на картинках 2 и 3, вероятно, забыли поставить на проекторы холодные фильтры.
Сергей Зерин sergey@zerin.ru (17.12.2009 13:04)
4
Да, именно на границах
Сергей, спасибо за отзыв. Когда публикуешь такие довольно специфические, не популярные статьи, радуешься каждому отклику понимающих людей.
Калининград – действительно, любопытное, даже особенное место, его пограничное состояние ощущается явственно, и даже не в географическом, а в культурном или когнитивном плане. Трудно поверить, но о том, что из этого следует, мало кто задумывается - даже в самом Калининграде.
В опыте Ленда так, кажется и было: холодный фильтр не использовался. А вообще, стоило бы проверить - нужно подумать, как можно повторить его опыты...
Роман Уфимцев (17.12.2009 19:02)
5
ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ СТАТЬЯ,СПАСИБО
 Кстати,Шпенглер в работе\"Закат Европы\" ссылается на Гёте относительно теории цвета.
НАДЕЖДА kOSHKA185@YANDEX.RU (7.06.2010 17:38)
6
Новые фоторецепторы! Появилас возможность обЪяснить опыты Ле...
Фоточувствительные клетки сетчатки ipRGC (RGC — Retinal ganglion cell) — третий, помимо колбочек и палочек, и относительно недавно обнаруженный (1991 г.) вид фоторецепторов, которые содержатся в сетчатке глаза.
По сравнению с колбочками и палочками, клетки ipRGC реагируют более вяло; они сигнализируют о присутствии света в течении достаточно длительного времени.[2] Их основная функциональная роль — вовсе не непосредственное создание оптических изображений, чем они существенно отличаются от палочек и колбочек, которые расположены в сетчатке на фокальной поверхности и образуют оптическое изображение. В отличие от палочек и колбочек они обеспечивают устойчивое представление об окружающей световой, цветовой информации — о величине интенсивности падающего светового потока.
см. http://ru.science.wikia.com/wiki/Фоточувствительные_клетки_сетчатки_ipRGC
Андрей kopysov@perm.ru (20.01.2011 0:20)
7
Спасибо!
Большое спасибо за интересную статью! Я занимаюсь живописью и мне было любопытно. Обязательно пишите еще! СПАСИБО
Марианна (13.05.2012 2:56)
8
Ни Ньютон, ни Гёте
И Ньютон, и Гёте не имели технических средств, чтобы непосредственно наблюдать картину первичного светового процесса, который инициируется в среду излучателем. Для этого необходимо было отсечь вторичные световые процессы, которые возникают в среде через доли микросекунды после начала излучения и направлены также к излучателю, т.е. среда структуирована и каждая ее область, являющаяся элементом структуры, оказывается осциллятором (элементарным излучателем). Система зрения, моделируя ситуацию, имеет дело уже с результатом наложения многих излучений...Например, цветные области наблюдатель за призмой может перекрывать не только за второй гранью, но и за гранью, обращенной к излучателю (ищи: Призматическая катастрофа), где, согласно представлениям физиков-оптиков, белый еще не разложен.
Мальцев-Ганичев malcevganichev@bk.ru (9.10.2012 7:37)
9
присоединяюсь ко всем отзывам, очень много информации сходной по своему содержанию по теме цветовой теории , ваша статья внятная и четкая-дала мне ответы на многие вопросы. спасибо :)
Анна anna- fresca@mail.ru (30.11.2012 20:37)
10
Ведь есть же нормальные люди
Спасибо Вам за то, что Вы за Гёте)
Ира Ira108OM@yandex.ru (17.01.2013 21:23)
11
спасибо
огромное спасибо только здесь нашла то что искала
Сауле saulejan_1820@mail.ru (24.01.2013 10:40)
12
спасибо
Я искала ответ на свой вопрос: почему в прямоугольном аквариуме видно радугу- дугу, а не прямой спектр? Для этого я купила Tic-tac, наполнила коробочку водой- и вишла модель моего аквариума. Если посмотреть сквозь эту модель (через левую малую грань) на окно, то видно что оно прогнутое в левую сторону, а если сквозь правую малую грань- то окно прогнётся в правую сторону. Но почему вообще изображение окна прогибается свозь прозрачний паралелепипед? И ещё - вертикальние сторони изображения окна окрашени как по теории Гёте: в красно-желтий правая сторона, и в сине- голубой левая сторона (если смотреть сквозь левую малую грань). А саму радугу видно если например повернутся налево: тогда изображения окна сделается узьким, смешается голубой и желтий цвет и получеся зелёний.
Света botaanka@gmail.com (27.03.2013 12:38)
13
Света, вы настоящий Естествоиспытатель
В высоком смысле этого слова :)
Роман Уфимцев (27.03.2013 12:49)
14
Тоже задавался вопросом о цвете
В интернете не так давно был мэм, где люди смотря на одну и ту же фотографию с платьем по разному воспринимали цвет. Дело было в платье, некоторым оно казалось золотистым, а некоторым синим)
Дамир dami.r@mail.ru (14.11.2017 10:12)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011