Ателье ERСтатьи и урокиКогнитивный уровень
Часть 2
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Когнитивный уровень социальных систем
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
.
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
.
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Когнитивный уровень, часть 2
Последняя редакция: 23.12.2010
Темы:
Управление физическое и информационное
Не случайно, первые исследования свойств информационного уровня были обозначены как кибернетика. Это слово ("κυβερνητική") переводится с греческого как "искусство управления". Кибернетика с момента возникновения сфокусировалась на изучении управления как ключевого информационного механизма в любом техническом устройстве, организме или организации.
Подчеркнём: кибернетика рассматривала управление как механизм информационного, а не физического уровня. Проясним это различие. В широком смысле, управление – это воздействие на объект или систему с определенной целью. Представим себе, что перед нами бегемот, которого нужно поместить в клетку для транспортировки, это цель. И для её достижения мы можем воспользоваться как физическим управлением, так и информационным. Физическое управление – это непосредственное приложение физических усилий к предмету управления, в данном случае мы начинаем изо всех сил запихивать бегемота в клетку.
Информационное управление в этой ситуации – воздействовать на информационные механизмы самого бегемота таким образом, чтобы он сам залез в клетку. Например, мы можем заманить его любимым кочаном капусты.
Какой из этих способов управления предпочтительнее? Разумеется, информационный. А дело в том самом различии материального и информационного уровня реальности: для того, чтобы достичь цели материальными средствами, нам приходится затратить столько же энергии, сколько и нужно, чтобы переместить многотонную тушу из точки А в точку Б. Энергия для такого перемещения не может взяться из воздуха, и мы вынуждены затратить свою собственную энергию. Напротив, на информационном уровне законы сохранения могут нарушаться, и с помощью приманки мы совершаем перемещение бегемота с почти нулевыми затратами своей энергии – этим и привлекательно информационное управление: оно оказывается более экономичным и эффективным, нежели физическое.
(Дотошный читатель тут может возразить, что с точки зрения физики, закон сохранения энергии не был нарушен – энергию на своё перемещение затратил сам бегемот. Это совершенно справедливо, если рассматривать нашу задачу как пример из учебника физики. Но если глядеть на неё не с теоретической, а с практической точки зрения, мы сумели достичь цели, воспользовавшись энергией, которой у нас не было – в этом смысле она взялась "ниоткуда". Я предлагаю и далее фокусироваться на фактической стороне дела, только так мы сможем разобраться в теме.)
Суть информационного управления проста: в системе необходимо найти каналы информации, которые ей служат в качестве магистралей для движения управляющих сигналов, и взять их под полный или частичный контроль. Как правило, это сделать легче, чем физически взять всю систему под контроль – как в примере с бегемотом. Другие примеры: чтобы остановить поезд, не нужно разбирать рельсы или заваливать брёвнами пути, достаточно включить красный на светофоре. Чтобы лошадь не брыкалась, её не нужно заматывать ремнями и верёвками, достаточно надеть на глаза шоры – и она становится покорной и тихой. Чтобы не брыкался народ, не обязательно приставлять к каждому жандарма, а достаточно "повесить шоры" на источники новостей, взять под контроль СМИ – и народ тоже становится покорным и управляемым.
Заметим: информационое управление привлекательно своей экономичностью, но оно возможно только тогда, когда в управляемой системе есть информационные механизмы. В этом смысле камень, лежащий в поле гораздо меньше подвержен информационному управлению, нежели сидящий на скамейке в парке гражданин. Чтобы переместить камень, нам придётся воспользоваться физическим управлением – то есть, взять и перетащить камень. У камня отсутствуют информационные каналы, на которые мы могли бы повлиять. Напротив, переместить гражданина со скамейки очень просто: достаточно подсесть к нему и громко чихнуть несколько раз – и гражданин сам поспешно удалится. Мы просто пользуемся его информационными каналами, вызывая в них сообщение: соседство с нами неблагоприятно и следует уйти. Для достижения цели нам не потребовалось никакого физического воздействия на гражданина, а только совсем небольшая доля контроля над его информационными потоками.
Информационная инфляция
В практике маркетинга и другой социальной инженерии мы всегда имеем дело с системами, в которых информационные контуры управления играют значительную роль – они имеются в любой организации, в любом социальном организме в форме механизмов власти и обратной связи, средств сбора и распределения информации и. т.д. Именно они и являются пунктами для кибернетических интервенций.
С этой точки зрения, традиционный маркетинг является отраслью кибернетики, задача которой обеспечение спроса на продукцию предприятия с помощью информационных интервенций в само предприятие и в социальную систему, в которую оно включено. Например, размещая рекламу в СМИ, маркетолог приобретает частичный контроль над информационной магистралью рынка, рассчитывая тем самым оказать влияние на потенциальных покупателей. В этом смысле подход маркетинга ничем не отличается от прочих средств современного социального управления, в частности, государственной власти и пропаганды. И маркетологи, и представители власти вне зависимости от политической системы стремятся к максимальному контролю над информационными потоками общества, поскольку это обеспечивает степень контроля, которой невозможно достичь сравнимыми по затратам средствами физического управления и принуждения.
20-ый век справедливо называют веком информации, но не только потому, что это столетие ознаменовалось открытием и развитием информационных технологий и кибернетики. Он был веком информации, потому что впервые не физическое, а информационное управление стало главенствующим средством социального контроля. Пропаганда и маркетинг, СМИ, особенно телевидение (вспомним те самые экраны) и интернет – всё это аспекты "информационной революции", случившейся в 20-м веке.
Однако, уже на закате века информации мы столкнулись с новым явлением: информационной инфляцией. Попросту говоря, информации и каналов её распространения стало так много, что информационные механизмы социального управления начали терять свою прежнюю эффективность. Сначала с этим столкнулись маркетологи – они стали замечать неуклонное падение эффективности традиционной рекламы в СМИ. Это явление и сегодня иногда объясняют ростом фрагментированности средств массовой информации, то есть, увеличением количества телевизионных каналов, газет, журналов, так что аудитория каждого конкретного издания снижается. Однако, дело обстоит гораздо серьёзнее. С подобным же снижением эффективности управления начинают сталкиваться и государственные власти, причём в странах с разным уровнем развития и политической системой. Управляемость общества привычными информационными средствами в целом снижается по всему миру и это вызвано информационной инфляцией.
Бегемот в поисках смысла
Вернёмся к примеру с бегемотом и клеткой. Представим себе, что вокруг бегемота толпа людей, которые его со всех сторон манят кочанами капусты, морковками, бананами, но при этом исчезают, как только он пытается приблизиться к кому-то из них, появляются с другой стороны, вопят, машут приманкой...
Это есть ситуация, в которой сегодня находится каждый из нас. Информационные каналы бегемота продолжают действовать, но он перестаёт реагировать на раздражители, и возможность информационного управления над ним утрачивается. Точно также современные маркетологи и государственные власти неуклонно теряют возможности управления над рынками и гражданами своих стран. Реклама не работает, речи и призывы политиков вызывают слабое волнение только среди придворных, законы и даже прямые приказы не исполняются – всё это звенья одной цепи.
В этой ситуации государственные власти могут вернуться к старому варианту – к физическому управлению (то есть, к ручному управлению и грубому принуждению – не к этому ли идёт дело в некоторых "предусмотрительных" государствах?), но что делать маркетологам и другим не обладающим полнотой власти социальным инженерам?
Вернемся к бедному бегемоту. Его информационные каналы продолжают доставлять ему информацию, но он больше на неё не реагирует. Это произошло, потому что поступающая информация потеряла для него свой смысл.
Информация имеет смысл для осознающего её субъекта только тогда, когда она может быть включена в одну из имеющихся у него смысловых систем, в качестве которых могут выступать концептуальные системы, шаблоны мышления или поведения. Для бегемота такого рода смысловой системой является шаблон поведения, в соответствии с которым если он видит пищу, следует направиться к ней, чтобы съесть. Показывая бегемоту приманку, мы доставляем ему информацию, которая получает смысл в рамках этого шаблона поведения и активирует его. Но если мы разрушили этот шаблон поведения бегемота многочисленными ложными приманками, наша хитрость перестает работать.
Подчеркнём важный момент: ни бегемоты, ни люди не действуют на основе поступающей извне информации, а только на основе смысла, который получает эта информация. Если информация не может быть связана ни с одной смысловой системой (например, смысловые системы разрушены в результате информационной инфляции), она никак не может повлиять на осознающий организм или организацию.
Мы подошли к новому водоразделу. Он пролегает между информацией и смыслом, и именно он разграничивает информационный и третий, когнитивный уровень реальности.
1
Браво!
Роман, очень интересно, очень похоже:) жду продолжения........ 
Михаил general@finestra.ru (21.12.2010 20:37)
2
интересно
 здороровый, природный шаблон поведения бегемота кто-то разрушил ложными приманками...если судить по картинке, бегемот еще жив, но совершенно дезориентирован внешними обманками...бедненький...с ним что-то происходит...возможно он ищет в себе где-то живое и естественное, инстинктивное чувство направления? возможно сама природа подскажет ему как выжить в искусственных условиях мировой инфляции? где правда, брат?
интересно, чем отличается человек от бегемота?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (22.12.2010 12:01)
3
Михаил, спасибо за отзыв :)
Продолжение будет.
Роман Уфимцев (22.12.2010 12:18)
4
Наталия, у вас чуткое сердце.
Бегемот этот наверное просто спать хочет.
А люди отличаются от бегемотов тем, что у нас гораздо больше смысловых систем, чем у них. У нас тоже есть поведенческие шаблоны как у бегемота, но кроме них ещё море всего. И разум – это и есть в общем-то инструмент управления этим морем смыслов. Животные не имеют возможности управлять ими, а мы – можем, по своему усмотрению. Не всегда правда пользуемся этой уникальной возможностью.
Но даже самые масштабные и глубокие смысловые системы, например, мировоззренческие можно разрушить информационной инфляцией и другими способами. И вот это происходит с людьми сегодня. Люди теряют смыслы, вплоть до смысла жизни.
А ещё к слову, в русской духовной литературе тёмные силы иногда называются \"тлителями смыслов\", то есть, уничтожителями. Думаю, очень точное определение.
Роман Уфимцев (22.12.2010 12:25)
5
к слову
 управлять морем смыслов...вспоминается бабка из сказки, которая хотела стать \"владычицей морскою\". наверно, некоторые еще помнят чем сказка закончилась...о, золотая рыбка...
возможности...вопрос, по чьему усмотрению мы ими пользуемся? по своему ли?
наверно если есть эффективные способы разрушать смыслы, есть равнозначные способы обретать смыслы, вплоть до смысла жизни?
интересно, а как можно определить тех, кто играет на светлой стороне силы?
по секрету. на мой взгляд темная сила - это просто что-то пока не ведомое, не видимое... у нее своя роль, очень полезная для эволюции.
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (22.12.2010 13:09)
6
Спасибо!
 жду продолжения)
Юрий (23.12.2010 15:13)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011