Ателье ERСтатьи и урокиКогнитивный уровень
Часть 5
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Когнитивный уровень социальных систем
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
.
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
.
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Когнитивный уровень, часть 5
Последняя редакция: 06.01.2011
Темы:
Мифы и архетипы
Специалисты, изучающие человеческое бессознательное – индивидуальное и коллективное – осведомлены о той глубоком и довольно загадочном влиянии, которое мифы и архетипы оказывают на мышление и поведение людей. Первые открытия нового времени на эту тему связаны с именами Фрейда и Юнга.
В начале 20-го века Зигмунд Фрейд, создатель психоанализа, выявил действие ряда прототипических сюжетов в мышлении и поведении людей с психическими расстройствами. Эти сюжеты явно перекликаются с некоторыми греческими мифами (мифом об Эдипе, о Нарциссе и т.д.). Обозначив их как "комплексы", Фрейд предположил, что эти мифы направляют бессознательные энергии каждого человека, вне зависимости от культурной принадлежности, хотя обычно подавляются разумным сознанием.
Карл Юнг, чуть позже развивший альтернативную ветвь психоанализа, обнаружил в своих пациентах действие ряда прототипических образов, которые он назвал архетипами: "Великая Мать", "Старец-мудрец", "Герой" и др. Часто эти образы возникали в снах пациентов, кроме того Юнг считал, что эти образы скрыто влияют на наши отношения с другими людьми, выступая глубинными матрицами.
Обратим внимание на различие между мифом и архетипом: миф – это сюжет, последовательность событий, происходящих с несколькими героями и антропоморфными силами. Архетип – это образ отдельной персоны, который не связан явно с каким-то определённым сюжетом, а скорее подчёркивает характер и роль архетипического существа, спектр возможных для него шагов. Например, архетип Героя не подразумевает никакой конкретной сюжетной линии и никаких других персонажей. В нём лишь в свёрнутом, предельно концентрированном виде содержится идея подвига и последующей расплаты за подвиг. Для сравнения, миф о Прометее содержит ясный сюжет – кражу огня у богов, передачу его людям и последующую кару со стороны богов. Кроме того, в сюжете мифа кроме Прометея присутствуют и другие персонажи – боги, люди, ворон, казнивший закованного в цепи Прометея. Очевидно, миф о Прометее опирается на архетип Героя, и является одной из возможных его "развёрток" в определённый сюжет. Таким образом, многие мифы – это развёрнутые в сюжет архетипы. Миф даёт возможность архетипическому образу раскрыть свой потенциал в явном виде – в форме последовательности поступков главного персонажа, взаимодействующего со вспомогательными персонажами.
Архетипы и развёрнутые из них сюжеты-мифы – важный для нас класс когнитивных объектов, который мы обозначим как этические смыслы, поскольку они часто являются для людей основанием для этических оценок: что хорошо, а что плохо; как можно поступать, а как нельзя; что правильно, а что – нет. Этические смыслы, также как и другие когнитивные объекты, самодостаточны, и этим объясняется их постоянное и широкое присутствие в различных культурах. Поясним эту важную мысль.
Сравним два образа: военачальника и Героя. Первый образ – не имеет самодостаточного смысла, поскольку военачальник – функциональная роль, имеющая смысл только в контексте войны. С другой стороны, архетип Героя не требует для раскрытия своего смысла каких-то конкретных обстоятельств, а является самодостаточной "этической фигурой", также, как фигура квадрата обладает самодостаточным геометрическим смыслом, не требующим для своего раскрытия каких-то конкретных обстоятельств.
Поскольку образ военачальника несёт в первую очередь функциональный смысл, он оказывается применим только в контексте армии, военных действий и т.д. Хотя война для людей на протяжении веков была привычным делом, всё же она не охватывала всё время и все жизненные обстоятельства. Это значит, что образ военачальника не является универсальным источником смысла и во вне-военных контекстах оказывается невостребованным. Напротив, архетип Героя как источник смысла применим практически для любого человека в любых обстоятельствах. Это делает его постоянно востребованным, он всегда присутствует на периферии нашего сознания и оказывает постоянное влияние на мышление и поведение людей.
Итак, причины стойкости и универсальности архетипов и мифов – их самодостаточность. Они снова и снова вмешиваются в наше мышление, как только для этого создаются подходящие условия. Вообразим, что мы сознательно манипулируем гирей, на верёвке подвешенной к потолку. Направляя гирю своими руками и не отпуская её, мы можем заставить её совершать какие угодно движения. Но стоит нам её отпустить, она начнёт совершать круговые и колебательные движения. Эти движения имеют самодостаточный кинетический смысл, это максимально естественные движения для подвешенной свободной гири. Точно также, люди, рассматривая житейские ситуации, оценивая свою роль и поступки, роли и поступки других людей, интеллектуально могут накладывать на ситуации любой функциональный смысл. Но как только функциональное давление сознания ослабевает, вступают в действие самодостаточные этические смыслы, мифы и архетипы, они оказываются наиболее естественной смысловой платформой, которая продолжает действовать даже без вмешательства нашего сознания.
Полезно зафиксировать сравнение нашего мышления с подвешенной гирей, которую можно двигать искусственно или опустить, чтобы она двигалась естественно. Оно нас приводит к теме общих свойств когнитивного уровня, к которой мы позже обратимся. Пока же заметим: свободная гиря, качаясь и вращаясь, постепенно приближается к состоянию покоя, когда она висит вертикально. В некотором смысле эта точка покоя "притягивает" гирю, и только в ней гиря может висеть неподвижно. Такие точки называют аттракторами, то есть, точками притяжения. При этом реальные гири из-за внешних случайных воздействий никогда не приходят в состояние полного покоя, а продолжают чуть-чуть колебаться около своего аттрактора.
Аналогично, архетипы являются нашими смысловыми аттракторами. И когда наше мышление оказывается более-менее свободным от функциональных смыслов, оно естественно притягивается к тому или иному архетипу, хотя никогда полностью на нём не фиксируясь.
Особое значение архетипы имеют как источники оправдания коллективных поступков, решений, предпочтений. При этом чем больше и разнообразнее общество, тем заметнее на первый план выходят не функциональные, а самодостаточные коллективные смыслы, базирующиеся на архетипах и мифах. Это связано с тем, что чем больше и разнообразнее коллектив, тем меньше общих функциональных смыслов у его членов. Например, Россия как социальный организм отличается высокой степенью разнообразия граждан – культурной, национальной, географической, имущественной, хозяйственной. В этих условиях неизбежно ослабление общегосударственных функциональных смыслов, поскольку почти по любому конкретному утилитарному вопросу мнение граждан не находит единства. В результате, на первый план выходят этические смыслы, связанные с архетипами и мифами – только они значимы для всех граждан, поскольку самодостаточны и универсальны.
По этим причинам в любом коллективе или социуме значение функциональных смыслов ослабевает по сравнению с мышлением отдельного человека – и чем больше и гетерогеннее коллектив, тем в большей степени. Таким образом, по сравнению с индивидуальным сознанием, коллективное гораздо больше опирается на мифы и архетипы при оправдании и осмыслении реальности. Из этого следует два взаимосвязанных практических вывода:
  1. Коллективное поведение и мышление является привлекательной и удобной областью наблюдений когнитивного уровня, особенно этических смыслов.
  2. Мифы и архетипы обладают фундаментальным влиянием на коллективы, и это может использоваться в практике социальной инженерии в форме когнитивных интервенций, прямо обращающихся к мифам и архетипам.
Отличной иллюстрацией ко второму выводу является знаменитый агитационный плакат "Родина-мать зовёт!" Он прямо обращается к архетипу Великой матери, посредством которого жители России издревле осмысляли русскую землю. Обратим также внимание, что женщина одета в красную одежду – так дополнительно подключается архетипический смысл, содержащийся в красном цвете.
Этические смыслы и искусство
Мы уже приближались к теме искусства, говоря об эстетических смыслах. Но кроме них, важным содержанием искусства являются этические смыслы, которые обычно определяют литературные сюжеты, сюжеты живописи и скульптуры.
Вообще, искусство как культурный феномен играет уникальную роль. Оно является наиболее явным и хорошо наблюдаемым отражением когнитивного уровня данного общества, поскольку в отличие от других сфер социальной жизни слабо обусловлено функциональными смыслами. Поэтому произведения искусства обычно привязаны к самодостаточным этическим и эстетическим смыслам или эти смыслы играют главную роль. Взятое в совокупности, искусство как социальное явление является когнитивным терминалом, потому что творчество писателей, художников и т.д. в совокупности слабо привязано к решению утилитарных общественных задач (как например, привязана работа инженеров, строителей, ремесленников) Хотя разговор о том, как могут применяться когнитивные терминалы для социального прогнозирования ещё впереди, тут уместно вспомнить наблюдение Платона, который заметил, что изменения в искусстве – стиле, содержании и других характеристиках художественных произведений – обычно предшествует общим серьезным социальным изменениям, переменам в государственном устройстве и т.п.
Якоб Йорданс, "Закованный Прометей", 1640
Итак, этические смыслы воплощаются в сюжетах произведений искусства. Во-первых, в явном виде, когда тот или иной миф или образ прямо отражается в произведении искусства (скажем, классическая живопись была наполнена мифологическими героями и сценами), так и косвенно, в форме ряда характерных сюжетов, которые дрейфуют из одного произведения искусства в другое. Каждый из этих сюжетов представляет собой миф, "архетипический сценарий", образующий верхний смысловой уровень произведения искусства.
Очевидно, базовых сценариев не бесконечное количество. Ещё Аристотель выдвинул первую версию: он считал, что существует 36 универсальных сюжетов. Этой же симпатичной цифры придерживался Виктор Гюго, который также интересовался темой. Другие выделяли меньшее количество базовых сценариев, например, Хорхе Луис Борхес радикально сократил это количество до четырех мифических сюжетов и связанных с ними архетипических образов.
Одна из историй Борхеса, по его мнению, самая древняя – это сюжет об осаждённом защищающемся городе, который защищают герои. При этом защитники знают, что город обречен и сопротивление бесполезно, но продолжают защищаться. Вариантом этого же сюжета является и история о герое-мятежнике, сам факт существования которого – вызов окружающей реальности. К этому варианту, очевидно, можно отнести миф о Прометее.
В этой связи интересно оценить когнитивный ландшафт Советского Союза, который на протяжении всей своей истории черпал в этом мифе воодушевление и оправдание. С самого начала, со времен гражданской войны, образ страны советов как осаждённой врагами крепости активно транслировался массам. Сначала первое государство рабочих и крестьян хотели погубить белогвардейцы и Антанта, затем – капиталисты и фашисты, наконец, вплоть до последних лет Советского Союза, – американские империалисты и их прихвостни. Любопытно, что в конечном итоге миф полностью реализовался и крепость, героически державшаяся 70 лет, пала.
Следует только заметить, что миф об осаждённой крепости вообще всегда играл важную роль в когнитивном уровне России. Этому, конечно, способствовало религиозное самосознание русских, так что почти любая война превращалась в битву за сохранение истинной веры против осаждающих духовный оплот врагов. Большевики получили этот миф по наследству и в полной мере его использовали, хотя и подменили содержание, заместив православие коммунизмом.
Важный вопрос, от которого зависит будущее России – ослабло ли влияние этого мифа вместе с распадом СССР или для русской культуры он является основополагающим, без которого не может обходиться наша самоидентичность? И если мы не можем без него обходиться – а это вполне вероятно – какие ценности теперь находятся в осаждаемой крепости? Что теперь нам нужно сохранить любой ценой, противостоя врагам?
В этой статье мы не станем подробно разбирать подобные классификации базовых сюжетов, информацию на эту тему можно найти в интернете. Для нас важно лишь понять, что причина устойчивости и универсальности этих сюжетов произведений искусства – в их смысловой самодостаточности, это когнитивные объекты. Естественно, что эти сюжеты, проявляясь в произведениях искусства в явной и очевидной форме, неявно определяют и реальную жизнь, характерные сценарии, в рамках которых мы осмысливаем жизнь, выстраиваем своё поведение и т. д. В этом смысле базовые сюжеты аналогичны мифам Фрейда и архетипам Юнга и подобно им, особенно ярко проявляются в коллективном, а не индивидуальном сознании.
Наполняясь конкретным содержанием, которое поставляет реальная социальная жизнь, они превращаются в социальные мифы, в относительно устойчивые системы представлений, актуальные сюжеты, определяющие смысловой ландшафт общества в течение 10-30 лет.
Как ясно показали недавние события (в декабре 2010-го в ряде городов России поднялась волна беспорядков, начавшаяся в Москве на Манежной площади, под стенами Кремля, с массовой стычки между футбольными фанатами и молодежью кавказского происхождения), в нашей стране продолжает усиливаться влияние социального мифа, в соответствии с которым русский народ как титульная нация угнетается выходцами с Кавказа. Этот миф содержит сюжет о том, как внезапно исчерпывается глубокая чаша народного терпения и при бездействии или бессилии властей, не защищающих народ от притеснений, начинается безудержное национально-освободительное народное восстание против иноверных угнетателей – хитрых, коварных, лучше организованных, власть и богатство имущих. Хорошей иллюстрацией является сказка об Илье Муромце, лежавшем на печи много лет, а потом вдруг восставшего и уничтожившего угнетателя Соловья-разбойника. Важной исторической актуализацией этого сюжета является история народного ополчения Минина и Пожарского, освободившего Москву и Россию от польской оккупации. Отзвуки этого мифа можно найти и в фундаментальной для русского самосознания истории свержения монголо-татарского ига, под которым Россия находилась несколько столетий. В его основе – архетип Героя, который идёт на подвиг, зная даже, что ему грозит наказание.
Безусловно, в нынешних условиях этот социальный миф очень опасен, поскольку напряжённость нарастает между гражданами одного и того же государства. Однако, требуется ясно понимать – для людей, считающих себя русскими, он несёт самодостаточный этический и эстетический смысл, к тому же нагруженный историческими ассоциациями. В условиях когнитивного вакуума, отсутствия внятной многонациональной идентичности (вспомним ту самую осаждённую крепость, которая сплачивала жителей России, а потом и СССР), для развития этого мифа создались инкубаторные условия, особенно в среде молодёжи, которая не имеет сложившихся ещё во времена Советского Союза смысловых систем. Далее, обсуждая механику когнитивных вмешательств, мы ещё вернёмся к этой теме.
1
Жду продолжения
И с Новым Годом! Спасибо!
Валентин (29.12.2010 16:04)
2
Образ осажденной врагами крепости
образ крепости является продуктом типичного для нас субстационального мышления?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (1.02.2011 16:43)
3
Скорее наоборот
Образ нашего мышления определяется этим образом-архетипом. И в крепости можно ощущать себя комфортно, только если это крепость на пол-мира. Наверное, поэтому Россия мыслится только как большая страна, так чтобы "Широка страна моя родная. Много в ней лесов, полей и рек." Иначе развивается национальная клаустрофобия.
Роман Уфимцев. (1.02.2011 16:59)
4
36 универсальных сюжетов
Роман, подскажите где можно прочитать про универсальные сюжеты?
Николай Тулегенов tulegenov.nikolay@gmail.com (17.04.2011 9:21)
5
о новом или хорошо забытом старом?
Роман, вы замечали, что в среде наших т н «либералов» возник миф, как ни странно, просочившийся из фантастики, а именно, давней книжки Стругацких «Обитаемый остров». В высказываниях многих людей в соцсетях то там, то здесь проскальзывает упоминание о «выродках», не поддающихся зомбированию (под которыми они, естественно, подразумевают себя) в противовес «тупому зомбированному большинству». Можете прокомментировать: насколько полезен или хотя бы безопасен такой миф? 
Татьяна (27.01.2015 16:49)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011