Ателье ERСтатьи и урокиКогнитивный уровень
Часть 6
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Когнитивный уровень социальных систем
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
.
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
.
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Когнитивный уровень, часть 6
Последняя редакция: 10.01.2011
Темы:
Мы завершили краткий обзор некоторых типов объектов когнитивного уровня. Несмотря на их разнообразие и видимую разнородность – от геометрических, цветовых и кинетических до эстетических и этических – они все являются источниками самодостаточных смыслов, которые мы накладываем на события и явления реальности.
Существует простой способ говорить о когнитивных объектах – именовать их идеями, хотя тут следует помнить, что мы используем слово "идея" в более строгом значении, нежели обычно. Идея – это источник смысла. Например, источником смысла для набора точек может быть геометрическая идея окружности. Или источником смысла уже упоминавшихся беспорядков в Москве может быть идея национально-освободительного восстания.
Но что общего, скажем, между идеей квадрата, идеей красного цвета и идеей мифа о Прометее? Откуда берётся их смысловая самодостаточность, в чём её причина?
Обозначим эту причину пока так: во всех этих идеях есть какая-то интуитивно переживаемая лаконичность, простота, полнота, завершённость. Именно это качество делает перечисленные идеи самодостаточными. Это подводит нас к следующему рубежу в нашем исследовании.
Тело внимания
Две геометрических фигуры. Понаблюдайте за собой – в чём разница в восприятии этих фигур?
Вы легко заметите, что первая фигура "удобнее" для восприятия, внимание быстрее фиксируется на ней, она буквально "комфортнее" для глаза. Напротив, вторая фигура заставляет наше восприятие чего-то искать, внимание не фиксируется на ней спокойно, а начинает "ворочаться", как кошка в поисках удобной позы.
Первая фигура обладает геометрическим самодостаточным смыслом, а во второй его нет, и вы можете непосредственно наблюдать, как это затрудняет её восприятие. Очевидно, наше внимание предпочитает лаконичные, простые, завершённые формы. Нашему вниманию удобно, когда оно фиксируется на лаконичных формах и благодаря этому такие формы переживаются нами как самодостаточно осмысленные. Это и есть причина самодостаточности композиционных смыслов, о которых мы говорили ли до сих пор. Когнитивные объекты – это удобные, естественные для нашего восприятия конфигурации.
Поясним эту мысль простым сравнением. Вообразим комнату с пустыми стенами и без окон, в центре которой стоит кресло. Если в неё запустить человека и попросить его подождать 20 минут, с большой вероятностью человек усядется в кресло, и большую часть отведённого времени проведёт сидя в кресле. В принципе, он мог бы стоять, сидеть и даже лежать в любой точке комнаты, но в кресле удобнее. При этом никто не станет спрашивать, почему человек выбирает удобное расположение, потому что удобство обладает самодостаточным смыслом ("человек ищет где лучше, а рыба – где глубже").
Далее, какое расположение или поза удобнее для человека, определяется строением его физического тела, конституцией. Тело у разных людей имеет различную конституцию, гибкость, натренированность и это влияет на удобство и неудобство различных поз. Например, женщинам, в отличие от мужчин, неудобно сидеть на корточках из-за другого расположения центра масс. Кроме того, состав удобных поз физического тела меняется с возрастом – детям, в отличие от многих взрослых, удобно сидеть по-турецки.
По аналогии, мы могли бы сказать, что удобство той или иной настройки внимания определяется строением нашего "тела внимания", его конституцией, которая различается от человека к человеку и меняется с возрастом. Иными словами, текущее строение нашего тела внимания, его природа, и определяет текущее содержание нашего когнитивного уровня. Набор удобных поз тела внимания задаёт когнитивный репертуар или когнитивный словарь человека, то есть, определяет предпочтительные смыслы, которыми он сознательно или бессознательно оперирует в своей жизни. Фактически, этот репертуар полностью детерминирует характерное поведение человека, его решения, предпочтения и т.д.
"Тело внимания" – удобная аналогия, но возможно, это больше, чем просто аналогия. В этом можно убедиться на простых опытах со своим восприятием.
Итак, идея квадрата, идея красного цвета и идея Прометея являются самодостаточными когнитивными объектами, поскольку оказываются естественными, удобными позами нашего тела внимания, удобными конфигурациями восприятия. Поэтому наше внимание будет стремиться к этим конфигурациям, также как человек в пустой комнате стремится в кресло.
Когнитивные аттракторы
Вспомним подвешенную на верёвке гирю и аттракторы. У гири только один аттрактор – положение, в котором она висит строго вертикально. У человека в пустой комнате тоже только один аттрактор – кресло посредине. И гиря и наш человек будут стремиться к своему единственному аттрактору, и в конечном итоге большую часть времени будут находиться в его окрестностях.
Аналогично, объекты когнитивного уровня человека, удобные позы для его тела внимания – это тоже аттракторы, постоянно притягивающие внимание и мышление, хотя в отличие от гири на верёвке, у каждого человека не один, а множество аттракторов. И чем шире когнитивный словарь человека, тем их больше, тем сложнее и богаче его когнитивный ландшафт.
В физике часто используют энергетические диаграммы, на которых удобно показывать роль аттракторов. Например, аттрактор гири на верёвке имеет форму перевёрнутого колокола:
Гиря стремится в центр, потому что в этом месте её потенциальная энергия становится минимальной. Любое отклонение требует повышения энергии гири и приводит к возникновению силы, которая тянет гирю обратно к аттрактору.
Аналогичной энергетической диаграммой мы можем условно изобразить и когнитивный ландшафт, в котором имеется множество различных аттракторов различного масштаба и силы:
Тогда мышление человека можно сравнить с шариком, который двигается по этому сложному ландшафту: он будет охотно застревать у сильных аттракторов, неохотно и с затратами энергии задерживаться на перевалах между областями действия различных аттракторов и т.д.
В качестве простого примера возьмём восприятие цвета. Хотя с физической точки зрения различных цветов и оттенков существует бесконечное количество, наше внимание удобно фиксируется только на некоторых из них – их, в зависимости от культуры и возраста, от 3 до нескольких десятков, но обычно это 7 основных цветов. Наше внимание будет охотнее фиксироваться на цветах, соответствующих основным, они являются аттракторами, и мы можем изобразить соответствующую энергетическую диаграмму:
Если мы устроим опыт, в котором испытуемому будут предъявляться различные цвета, он будет склонен неверно узнавать в промежуточных цветах основные, быстрее распознавать и лучше запоминать цвета, соответствующие основным – так проявляется действие когнитивных аттракторов.
Другой известный опыт, демонстрирующий действие когнитивных аттракторов – показ испытуемому линий различного наклона. Выяснилось, что наиболее удобными наклонами для внимания человека являются: строго горизонтальное положение, строго вертикальное положение, и в меньшей степени – угол наклона в 45 градусов, эти наклоны являются когнитивными аттракторами:
При быстром показе люди склонны накладывать "горизонтальный" или "вертикальный" смысл даже на линии, которые отклоняются от горизонтали или вертикали на 10-15 градусов. Вспомним наш пример с неровно висящей картиной: она вызывает дискомфорт и желание выровнять картину точно также, как отклонение гири от вертикального положения порождает силу, стремящуюся вернуть гирю в строго вертикальное положение. В обоих случаях энергетическая диаграмма выглядит одинаково:
Итак, ландшафт когнитивного уровня образован областями притяжения множества различных аттракторов и его можно сравнить с пейзажем обширной горной страны, в которой низины и долины перемежаются вершинами и перевалами. Низины и долины – это области притяжения когнитивных объектов (аттракторы), а вершины и перевалы – области соприкосновения различных когнитивных объектов, в которых нашему вниманию находиться "неудобно":
Вновь обратимся к примеру с восприятием цвета. Пусть мы имеем цвет, спектрально находящийся между чистым жёлтым и чистым зелёным цветом. С учётом энергетической диаграммы, фиксация внимания на таком цвете неустойчива, потому что она требует, чтобы внимание расположилось на перевале между "жёлтым" и "зелёным" аттрактором:
Если мы проведём опыт и станем показывать этот цвет (с короткой экспозицией) разным людям с просьбой назвать цвет, то мы будем получать два основных ответа: "жёлтый" и "зелёный". Причины нам теперь понятны, но мы можем проделать опыт и над своим собственным восприятием и переключать внимание таким образом, чтобы воспринимать этот цвет то как жёлтый, то как зелёный. Конечно, это очень напоминает восприятие неоднозначной картинки "девушка-старуха", когда мы также можем переключать смыслы изображения.
Вспомним, что картинка "девушка-старуха" для нас была примером когнитивного терминала – информационного объекта, не привязанного жёстко к какому-то одному определенному смыслу. Точно также и цвет, находящийся где-то между жёлтым и зелёным является когнитивным терминалом, поскольку он также не привязан жёстко к одному определённому цветовому смыслу.
Мы говорили, что ценность когнитивных терминалов для исследователя в том, что они позволяют яснее наблюдать когнитивный уровень отдельной персоны или целого социума. И теперь, воспользовавшись аналогией когнитивного уровня с горным ландшафтом, мы можем сказать: когнитивные терминалы находятся на вершинах и перевалах этого ландшафта, в которых смыкаются области притяжения различных когнитивных аттракторов.
Если вы хотите обозреть горную страну, вы должны забраться на самую высокую гору или перевал. А если вы хотите обозреть когнитивный уровень, вам следует найти самую "неудобную" точку внимания, в которой пересекается действие нескольких сильных когнитивных аттракторов, область максимальной неоднозначности – именно в таких местах следует искать самые полезные для наблюдения когнитивные терминалы.
Так мы подошли к методам практического исследования когнитивного уровня социума. Хотя до сих пор мы главным образом говорили о когнитивном ландшафте отдельной персоны, те же самые рассуждения приводят нас к представлению о коллективном теле внимания или просто коллективном внимании (Юнг называл его "коллективным бессознательным"). Для каждого социума в каждый момент времени имеется набор предпочтительных, удобных настроек внимания, которые задают содержание его когнитивного уровня. И также, как в случае индивидуального сознания, действующий когнитивный репертуар в виде ряда архетипов и социальных мифов детерминирует коллективное поведение социума, его предпочтения, характерные реакции на события – то есть, фактически, определяет его настоящее и будущее.
1
эстетический опыт
Бродский (поэт) как то сказал: "человек со вкусом... менее восприимчив к повторам и заклинаниям, свойственным любой форме политической демагогии. дело...в том, что зло, особенно политическое, всегда плохой стилист. чем богаче этический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, чем четче его нравственный выбор, тем он свободнее..."
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (1.02.2011 17:08)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011