Ателье ERСтатьи и урокиКогнитивный уровень
Часть 8
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Когнитивный уровень социальных систем
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
.
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
.
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Когнитивный уровень, часть 8
Последняя редакция: 18.01.2011
Темы:
Наше исследование когнитивного уровня не прямолинейное – и вряд ли таковое возможно. Мы плавно и циклически переходим от одного аспекта темы к другой, чтобы позже вернуться к уже затронутым вопросам и добиться их более тонкого понимания (хотя это может быть и нелегко).
Получив первое представление о том, как когнитивные объекты детерминируют поведение и мышление индивидуума или целого общества, мы возвращаемся к вопросу о том, что представляют собой когнитивные объекты и как они взаимодействуют с информационным и материальным уровнем реальности.
До сих пор мы пользовались вспомогательной аналогией, сравнивающей когнитивные феномены с материальными объектами: физический уровень реальности содержит материальные объекты, а когнитивный уровень, по аналогии – "когнитивные объекты". Однако, чтобы двигаться дальше нам придётся отказаться от этой аналогии, поскольку самодостаточные смыслы или идеи, существующие на когнитивном уровне, не являются "объектами".
Вдумаемся, что мы называем "объектами". Во-первых, объекты – это, как правило, предметные сущности, имеющие определенное место в пространстве и времени, имеющие определенные размеры и т. д. Во-вторых, объекты существуют независимо от нашего восприятия, внимания, сознания – они объективны, а не субъективны. Объективность – это независимость от конкретного наблюдателя, отсутствие привязанности к восприятию какого-то конкретного индивидуума, объект могут воспринимать одинаково много разных индивидуумов.
Например, объектом является солнце или лампочка, но не космический вакуум или чьё-то ощущение тепла. Вакуум – потому что он не ограничен, не предметен, а ощущение тепла – потому что оно не объективно, а субъективно.
Идеи или смыслы, которые мы именовали когнитивными объектами не являются "объектами". Во-первых, они не предметны – то есть, не имеют определенного местоположения в пространстве и времени (ни в физическом, ни в каком-либо другом), не имеют размера. Во-вторых, они не объективны, потому что проявляются как смыслы или идеи, которые конкретное воспринимающее и осознающее существо накладывает на явления и события. Нет осознающего индивидуума – нет и когнитивного уровня. Не-объектность когнитивного уровня наделяет его парадоксальными свойствами. Их можно разделить на две группы.
Первая группа: не-локальность
Первая группа – это свойства, связанные с тем, что смыслы и идеи не предметны и к ним не применимы пространственные или временные категории. Или, говоря более высокопарно, смыслы и идеи существуют вне пространства и времени, над потоком видимой, "обычной" реальности. Благодаря этому их соприкосновения с видимой, погруженной в пространство и время реальностью происходят не-локально. Это значит, смыслы и идеи влияют на неё повсюду и нигде конкретно, всегда и никогда конкретно.
Не-локальность когнитивного уровня – серьёзный вызов для привыкшего мыcлить предметно рассудка. Мы привыкли делить мир на локации: вот в этой локации находится стул, а вот в этой – экран монитора с информацией. То есть, и материальные и информационные объекты имеют определённое местоположение. Но нельзя говорить об определенном местоположении того или иного смысла или идеи. Например, накладывая идею квадрата на подходящее изображение, мы одновременно накладываем эту идею на весь воспринимаемый мир.
Вспомним, что самодостаточный смысл или идея – это настройка внимания. И, настраивая внимание на идею квадрата, мы трансформируем не только восприятие данного конкретного изображения, находящегося у нас перед глазами, а одновременно изменяем восприятие всего мира. Образно говоря, когда мы фокусируем внимание на квадрате, для нас весь мир становится квадратным.
Простая иллюстрация на примере геометрических фигур. На следующем рисунке сфокусируйте внимание на треугольнике. Затем перенесите взгляд на фигуру справа. Какой смысл она получит? Повторите опыт с квадратом:
Мы понимаем интеллектуально, что справа фигуры совершенно одинаковы, но смысл на них накладывается разный, в зависимости от того, на какую фигуру было сфокусировано наше внимание – на треугольник или квадрат. В первом случае фигура справа воспринимается как усечённый треугольник, во втором - как упавший квадрат. Таким образом, при фокусе внимания на квадрате, мы склонны и окружающие предметы видеть квадратами. То же самое с треугольником или любым другим смыслом или идеей, на которую настроено наше внимание.
Вернёмся к истории про Василия и Фёдора. Фёдор, восприятие которого обусловлено идеей Героя, не сможет локализовать порождаемые ею сценарии только на своей неудаче с поступлением в лётное училище. Эта идея будет влиять на жизнь Фёдора вообще, она проявится как фоновая настройка его внимания, неявно детерминирующая все его поступки, мысли и решения – относятся ли они к выбору профессии, к отношениям с окружающими или к предпочтениям в еде.
Далее, взаимодействие социального пространства и его когнитивного уровня также не-локально – одни и те же идеи и смыслы могут действовать как на уровне целого государства, так и на уровне поведения одного конкретного гражданина – у них нет определённой общественной или географической локализации. Поэтому социальные мифы и парадигмы, являясь настройками коллективного внимания целого социума, являются одновременно настройками внимания каждого из его представителей, каждой из его социальных групп – хотя проявляются в индивидуумах и группах в разной степени.
Например, упомянутые беспорядки в Москве (или в Кондопоге), опирающиеся на идею национально-освободительного восстания, свидетельствуют не о том, что эта идея становится влиятельной в среде московской (кондопожской) молодежи. Они являются свидетельством, что эта идея усиливает своё влияние в российском обществе вообще – в каждом городе, в каждой семье, в каждом гражданине. Последовавшее за московскими событиями подобные беспорядки в Санкт-Петербурге и некоторых других городах случились не потому, что Москва подала пример, а потому, что одновременно во многих местах России создаются подходящие условия для активной реализации идеи и сценария национально-освободительного восстания. При этом в новостях мы видим только верхушку айсберга, гораздо важнее, то, как эта идея охватывает общество на микро-уровне – на уровне отдельных семей, трудовых коллективов, даже отдельных граждан. На макро-уровне, когда беспорядки выходят на улицы, власть может активно противостоять сценарию восстания полицейскими силами, но у неё нет почти никаких инструментов противостоять ему на микро-уровне.
Противостоять одной парадигме можно только другой парадигмой, и невозможно – только физической силой или информационным контролем – просто потому, что физическая сила и информационный контроль неизбежно локальны, а действие идей и смыслов – нет.
Проблема нынешней ситуации в нашей стране заключается в том, что русскому архетипу Героя сегодня лучше всего соответствует сценарий национально-освободительного восстания. Власть, озабоченная экономическими балансами и "прагматизмом", пока не может предложить альтернатив. России необходима внятная и очень трудная общенародная задача, достойная Героев (или внятный и серьёзный враг, что гораздо хуже, хотя и привычнее) и если власть и народ не будут иметь согласия по поводу того, что это за задача (или кто этот враг), им придётся противостоять друг другу. Спортивные паллиативы вроде зимней олимпиады в Сочи 2014 или чемпионата мира по футболу 2018, очевидно, не годятся на роль общенациональной героической задачи.
России не нужна "национальная идея", об отсутствии которой многие стенают. Она была и есть. России нужна национальная задача, которая была бы понятна всем (а не только кучке придворных чиновников) – и лучше не дожидаться, пока жизнь её сама поставит.
Итак, когнитивные "объекты" актуализируются, то есть, вступают во взаимодействие с физическим и информационным уровнем реальности не-локально. При этом это взаимодействие разворачивается c характерным рисунком, который мы ещё будем далее обсуждать в связи с жизненным циклом когнитивных актуализаций.
Вторая группа: транс-персональность
Вторая группа парадоксальных свойств смыслов и идей связана с тем, что когнитивный уровень лежит вне дихотомии объективное-субъективное. Смыслы одновременно и субъективны, поскольку проявляются только в сознании конкретного воспринимающего существа, но всё-таки они и не являются субъективными переживаниями.
Это ещё один вызов нашему разуму. Мы привыкли считать, что в мире существуют объективные вещи, которые одинаковы для всех и не зависят от восприятия конкретного человека, а есть субъективные вещи, которые существуют только в сознании отдельных людей. Между объективностью и субъективностью мы привыкли проводить такую же границу как между коллективным и индивидуальным: истину, верную для большого коллектива (желательно, для всего человечества) мы считаем объективной, а истину, верную только для одного конкретного человека – субъективной. Но идеи и смыслы одновременно являются и сугубо индивидуальными и коллективными, а потому – субъективными и объективными одновременно. Назовём это свойство когнитивного уровня транс-персональностью.
Транс-персональность означает, что на когнитивном уровне люди не являются изолированными индивидуумами, а образуют коллективное воспринимающее существо, хотя при этом каждый человек не лишается собственной индивидуальности. Только на материальном и информационном уровне люди локальны и разделены между собой границами – телесными и информационными. На когнитивном уровне границы между людьми стираются, так что коллективы начинают себя вести как транс-персональные существа. При этом в зависимости от глубины смыслов и идей эти транс-персональные существа могут охватывать маленькие группы людей (семьи, предприятия) или огромные сообщества (государства или целые культуры).
Изобразим это графически. Когнитивный уровень, как мы уже говорили, можно сравнить с неоднородным ландшафтом:
Теперь этому сравнению мы можем придать ещё один смысл. Отдельные, самые глубокие углубления в этом ландшафте – это сознание отдельных людей. При этом на определённом низком уровне А, сознание отдельных людей изолировано и независимо друг от друга (1, 2, 3). Однако, на более высоком уровне B три отдельных сознания оказываются объединенными в один тран-персональный организм "Группа I". Но на уровне B этот организм оказывается изолированным от организмов "Группа II" и "Группа III". С повышением уровня коллективные организмы укрупняются, вплоть до уровня D, на котором всё человечество является одним единым транс-персональным организмом. Повышение уровня, приводящее к укрупнению транс-персональных организмов – это движение от функциональных, интеллектуальных смыслов отдельной личности – к самым глубоким и универсальным архетипическим смыслам, общим для всех людей
Карл Юнг, который обнаружил существование архетипов, помещал их в "коллективное бессознательное". Однако, мы можем теперь уточнить: архетипы, как и другие глубинные смыслы, одновременно являются частью и коллективного и индивидуального бессознательного, потому для них различие между коллективным и индивидуальным исчезает, они транс-персональны. Таким образом, "коллективное бессознательное" как носитель архетипов и других смыслов одновременно является и "индивидуальным бессознательным" каждого человека.
До сих пор мы параллельно говорили о когнитивных уровнях отдельных людей с одной стороны и целых коллективов – с другой. Теперь мы утверждаем: в действительности, когнитивный уровень не делится на индивидуальный и "общественный", и этот парадокс должен быть принят как важная специфическая особенность когнитивного уровня.
Внимательный читатель наверняка отметил, что не-локальность и транс-персональность когнитивного уровня – это два способа обозначить одни и те же свойства. В реальности не-локальность означает транс-персональность, и наоборот. Одна и та же идея как источник самодостаточного смысла может управлять восприятием двух разных людей или коллективов, которые никак не связаны между собой материально или информационно – с одной стороны это транс-персональность, а с другой – не-локальность.
Наконец, одна и та же идея может управлять восприятием отдельного человека и целого коллектива – и это имеет прямое отношение к практике. Тут отдельный человек может быть социальным аналитиком или инженером, а коллектив – общество, исследованием которого он занимается. Иными словами, главный исследовательский инструмент социального инженера – его собственное восприятие, способность осознавать собственный когнитивный уровень, который парадоксально одновременно является и когнитивным уровнем исследуемого общества. Нужно лишь помнить, что когнитивный уровень содержит не информацию и rationale (обычное содержание нашего интеллекта), а самодостаточные смыслы и идеи.
1
кто?
кто способен поставить ясную задачу?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (1.02.2011 16:36)
2
Лидер страны.
Может поставить задачу народу. Вот кто это сумеет сделать, тот и лидер.
Вместо этого который год показывают министров с умными глазами, которым президент и премьер всё ставят и ставят какие-то цели. А те их достигают, достигают который год...
Роман Уфимцев. (1.02.2011 20:39)
3
давайте перестроим внимание?
...лидеров, извините, так много...все сильные, умные, талантливые, очень самостоятельные лидеры...
какая идея способна их объединить, сладить?
давайте поищем не лидера, но задачу?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (4.02.2011 14:38)
4
Задача или лидер
Это яйцо и курица. Невозможно сказать, что должно появиться раньше - задача для народа или лидер, который эту задачу убедительно озвучит и поставит.
А лидеров у нас много, как и задач – на любой вкус. Но об этом ли речь?
Роман Уфимцев (4.02.2011 14:53)
5
не понимаю
по вашему лидер должен проявиться резко?
как вы выдите процесс проявления лидера-задачи?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (4.02.2011 15:18)
6
История нас учит в этом отношении
Когда страна в критической опасности – лидер находится резко – как Минин и Пожарский или маршал Жуков. Когда страна живет вяло и сонно, лидер тоже появляется внезапно – как Петр Великий или Кеннеди.
Растут они сами где-то постепенно и медленно, но становятся народными лидерами быстро. И при этом подхватывают общую задачу (освобождение страны, победа) или выдвигают свою (выход к морю, полёт на Луну).
Роман Уфимцев (4.02.2011 15:28)
7
в последней схеме скрылся перевертыш
Все очень интересно!, и даже не знаю, будет ли уместно мое примечание, что последняя схема воспринимается сосульками, а не столагмитами, как, мне показалось по тексту, и должно быть. Все дело в замкнутости контура. Достаточно серым залить нижнюю часть, а верхнюю оставить белой, чтобы сосульки перевернулись.
Извиняюсь, если это сделано намеренно.
миша bashmic@mail.ru (22.03.2011 18:13)
8
Трендсеттеры
Недавно прочитал статью про трендсеттеров http://design-union.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1389:2011-03-31-08-39-47&catid=413:theory&Itemid=59.
Они работают на когнитивном уровне? 
Николай Тулегенов tulegenov.nikolay@gmail.com (17.04.2011 9:01)
9
Обратим внимание на продукт трендсеттеров
Это не чёткий список прогнозов в цифрах и фактах. Это альбомы с набором визуальных метафор, который предназначен для направления вдохновения креативщиков. Очевидно, это продукт когнитивного уровня, а не информационного.
Конечно, эти люди работают на когнитивном уровне массовой потребительской культуры и моды, пользуясь тем, что Париж традиционно является местом, в котором формируются модные направления. Их деятельность и роль аналогична работе каких-нибудь кутюрье, которые также регулярно своими новыми коллекциями пытаются одновременно 1) угадывать тенденции и 2) формировать их. Но, поскольку, они занимаются не продажей модной одежды, им даже не нужно шить коллекции, а достаточно выпускать альбомы с визуальными метафорами.
Роман Уфимцев (17.04.2011 9:47)
10
Про трендсеттеров
Знакомый дизайнер задался вопросом "Кто и с каким умыслом создает тенденции". Не секрет, что цветовые сочетания создают определенный настрой и эмоции. Например: в какой-то год появляется модный тренд - серо-оранжевое сочетание. Можно сказать, что это просто мода. А в воздухе витает неопределенность и напряженность 2008 года. Еще чуть-чуть и начнется кризис.
Интересно, это трендсеттеры?
Я не сторонник теории заговора, скорее наоборот. Кто-то пытается управлять процессом, но процесс настолько сложен и непредсказуем, что каждый раз приходится иметь дело с новой самоорганизующейся системой цель, которой состоит из целей всех участников системы.
Трендсеттеры скорее отражение происходящего в обществе, чем умелые манируляторы...
Николай Тулегенов tulegenov.nikolay@gmail.com (30.07.2011 21:13)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011