Ателье ERСтатьи и урокиКогнитивный уровень
Часть 9
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Когнитивный уровень социальных систем
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
.
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
.
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Когнитивный уровень, часть 9
Последняя редакция: 07.02.2011
Темы:
Для того, чтобы когнитивный уровень вступил во взаимодействие с физическим или информационным, требуется посредник – осознающее или воспринимающее существо. Это может быть отдельный человек, но нас больше интересует, когда таким посредником является социальный организм, обладающий коллективным вниманием. Мы уже говорили о том, что чем больше индивидуальных сознаний объединены в коллективный социальный организм, тем меньшую роль в его поведении и решениях играют интеллект, функциональные смыслы – всё то, что мы обозначаем словом rationale. И тем более определяющее значение играет когнитивный уровень, то есть, самодостаточные смыслы и идеи. Поэтому именно социальная жизнь предоставляет удобную, "чистую" площадку для наблюдения за тем, как когнитивный уровень вступает во взаимодействие с физическим и информационным. Этот процесс взаимодействия мы будем именовать актуализацией и развёртыванием.
До сих пор, говоря о том, как смысл или идея накладывается на те или иные информационные факторы, мы считали этот процесс мгновенным: мы бросаем взгляд на набор точек и, кажется, мгновенно накладываем на него геометрическую идею квадрата или треугольника. Действительно, в индивидуальном восприятии наложение, развёртывание смысла (распознавание) происходит очень быстро, особенно если используются простые, привычные идеи или смыслы, вроде геометрических. Однако, даже в этом случае процесс актуализации не мгновенный, а постепенный и в нём есть важные закономерности, характерный рисунок.
Его лучше всего наблюдать на поле социальной жизни, поскольку коллективное сознание гораздо медленнее, нежели индивидуальное, к тому же значимые для социального анализа смыслы – мифы и парадигмы – разворачиваются медленнее, нежели геометрические идеи. Низкая скорость актуализации социальных идей приводит к тому, что в каждый момент времени социальное пространство представляет собой поле столкновения нескольких смыслов, находящихся в той или иной стадии актуализации, развёртывания.
Далее мы обсудим характерный след, который оставляет в социальном пространстве разворачивающийся в нём смысл или идея.
Самоподобные следы
Вспомним о том, что когнитивный уровень находится вне пространства и времени (он "трансцендентен" , как говорят философы). И он взаимодействует с видимой физической и социальной реальностью, которая находится в пространстве и времени. Мы уже знаем, что из-за этого актуализации когнитивного уровня не-локальны. Однако, неверно понимать не-локальность как равномерную размазанность – например, считать, что определенная социальная идея обладает одинаковым влиянием по всему социальному пространству. Да, она присутствует во всём пространстве, потому что невозможно провести границы её влияния. И тем не менее, наблюдаемые результаты действия идеи (видимые изменения поведения участников социума под действием идеи) не происходят одновременно по всему социальному пространству, а проявляются в первую очередь в некоторых его точках. Далее эти точки становятся центрами роста, постепенного развёртывания идеи в социальном пространстве, что приводит к формированию того самого характерного рисунка актуализации.
Чтобы выяснить, что это за рисунок, обратимся к упрощенному примеру. Представим себе, что на большом ровном поле к бою с варварами готовится римский легион в составе 4000 человек. Весь легион во главе с верховным командующим делится на четыре тысячи, во главе которых стоят тысячники. В каждой тысяче – десять сотен во главе с сотенными, далее - десятки во главе с десятниками. Представим теперь, что командующие разных уровней – большие эстеты и, забыв обо всех остальных факторах подготовки к бою, решили расставить свои подразделения в соответствии с простой геометрической идеей фигур с прямыми углами: квадрата и прямоугольника.
Тогда каждый десятник захочет расставить своих бойцов так, чтобы они образовали прямоугольник, а не какую-то другую фигуру. И есть только один способ это сделать:
Далее, естественно, имея по десять десятков, каждый сотенный расставит их также:
Далее, точно также поступит и каждый из тысячников:
Наконец, у командующего легиона будет выбор - расставить ли четыре тысячи в одну линию или выбрать квадратное расположение. Обострённое эстетическое чувство заставит его расположить тысячи квадратом:
Полагаю, внимательный читатель уже догадался: в результате действия эстетической идеи прямых углов на коллектив легиона, он выстроился в форму, которая является типичным фракталом.
Мы уже не раз говорили о фракталах (например, тут), поэтому здесь мы только скажем, что фракталы – это фигуры, обладающие свойством самоподобия – в них маленькие части фигуры по форме подобны более крупным частями или фигуре целиком. Например, в нашем случае строй сотни по форме подобен строю тысячи.
Хотя реальная социальная динамика много сложнее, нежели построение легионеров, и идеи, управляющие общественной жизнью не такие простые, как геометрическая идея прямого угла, результат оказывается таким же: в процессе актуализации, развёртывания в социальном пространстве, идеи и смыслы образуют фрактальные рисунки. "Краска", которой они рисуются – это особое наблюдаемое поведение представителей социума, а также видимые результаты этого поведения. В нашем примере наблюдаемым поведением было упорядоченное построение людей, а результатом – готовый строй.
В интернете по запросу "фрактал" вы найдете множество примеров изображений математических фракталов, построенных на компьютере. Во многих из них принцип самоподобия выполняется очень строго. Но фракталы, которые можно встретить в реальной жизни – в природе или обществе – не являются такими строгими. В них присутствует элемент случайности, так что самоподобие не всегда точное. Тем не менее, при известном навыке, можно научиться легко замечать самоподобные структуры. Для этого, например, воспользуйтесь собранной нами галереей "Фракталы в природе".
Генераторы и сценарии
Вспомним наше обсуждение архетипа и мифа. Архетип – это образ, несущий самодостаточный смысл. Миф – сценарий, в который развёрнут самодостаточный смысл. Архетипы могут разворачиваться в мифы, тогда образ раскрывается в определенном сюжете мифа, в сценарии как последовательности событий. Например, архетип Героя раскрывается в мифах о Прометее и Икаре, в истории Гагарина и Матросова, в мириадах других реальных и вымышленных историй. Тут Герой – образ, а конкретный сюжет – сценарий, в который разворачивается образ Героя.
Найдем наглядную аналогию. Пусть мы имеем сценарий превращения одной линии в две ("сценарий раздвоения"):
Такому сценарию, например, соответствует разделение реки на два одинаковых рукава. Вообразим теперь образ какого-то "Великого Разделителя", который разделяет на двое всё, к чему прикоснётся. Тогда Великий Разделитель – это архетипический образ, подобный образу Героя, а сценарий разделения, который мы изобразили графически – развертывание этого образа в конкретный сюжет.
Представим теперь, что Великий Разделитель получил власть над рекой. Тогда он сначала разделит её надвое, затем каждый из получившихся рукавов – снова надвое, и так до тех пор, пока река не разделится на множество мельчайших неделимых ручейков:
При этом если бы разные случайные помехи мешали бы Разделителю, он не всегда бы делил рукава точно поровну, так что окончательная форма реки выглядела бы примерно так:
И мы получаем классический древовидный стохастический (то есть, с элементом случайности) фрактал, форме которого соответствуют не только реки, но и растения (особенно деревья), а также электрические разряды, сосудистые системы животных и т. д. Обратим внимание, что в основе получившейся фигуры – последовательное применение сценария разделения, повторяющееся преобразование одной линии в две более тонких. В теории фракталов такое преобразование именуется генератором. Генератор фрактала – это преобразование, последовательное применение которого на все более мелких уровнях приводит к созданию фрактала, то есть генератор буквально порождает фрактал.
Точно также идея или смысл задают генерирующее преобразование, которое в результате постепенного развёртывания приводит к развитию в социальном пространстве наблюдаемого стохастического фрактального следа. При этом сама идея или смысл выступают в роли фрактального генератора.
Мы разобрали этот момент подробно, потому что наблюдая единичное действие генератора – например, единичное превращение русла руки в два рукава – мы в самой ясной форме можем распознать, какая идея или смысл стоит за этим преобразованием. Снова вспомним историю про Василия и Фёдора, о том, как они не поступили в лётное училище и какие разные выводы они сделали из этой неудачи. Всилий решил, что быть лётчиком – это не его, и поступил на повара. А Фёдор решил, что неудача – это испытание и его решимость стать лётчиком ещё более укрепилась. Опишем, например, ход мышления Фёдора так:
Смелая эстетичная цель - препятствие на пути к ней - оценка цели как ещё более желанной - усиление стремления к цели.
Эта последовательность – универсальный сценарий, который Фёдору диктуется архетипом Героя (или, иными словами, универсальное преобразование, которое диктуется генератором). Он может применять его для принятия и очень важных и совершенно малозначительных решений в жизни. Например, этот сценарий может привлечь его к девушке со строптивым характером, сформировать его вкус к острой пище и крепким напиткам, он даже оставит отпечаток на его мимике и походке. Так идея Героя превратит жизнь Фёдора в своего рода фрактал, который состоит из повторения базового сценария в различных масштабах и в различных аспектах его жизни.
Заметим, что в своём пределе этот сценарий прямо соответствует мифу о Герое:
Великая цель - смертельно опасные препятствия на пути к ней - решение достичь цели, не взирая на опасность, даже ценой жизни.
В жизни Фёдора этот миф проявляется в смягчённом виде, в форме желания сталкиваться с трудностями и преодолевать их, но при подходящих условиях он может вспыхнуть в полную силу и тогда Фёдор может стать настоящим героем.
1
закономерные вопросы
что значит быть героем в современном контексте?
на ваш взгляд для настоящего героя цель оправдывает средства?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (21.01.2011 11:37)
2
Герой в современном контексте
Думаю, герой в современном контексте – то же самое, что герой в прошлом. Меняются только обстоятельства. Способность рисковать всем ради эстетического или этического смысла.
"Цель оправдывает средства" – это не лозунг героя. Его приписывают иезуитам, которые скорее героям противостояли. Я бы сказал, что лозунг героя "Цель оправдывает риск". Герой берет на себя ответственность, рискует своей жизнью. Иезуит ответственность на себя не берёт, он говорит: "А что я? Я ничего - я ведь ради высокой цели подлостями занимался!" Он не рискует собой, не желает этого.
Понятно ли изложение?
Роман Уфимцев (21.01.2011 12:18)
3
Роман, к вашему изложению у меня вопросов нет
дело в моем восприятии.
я читаю ваши статьи.
почему-то.
воспринимаю их созвучие с открытыми письмами Вячеслава Гусева
http://idi.in.ua/pages.php?key=letter
почему-то.
меня не так волнует образ самоопределения героического подростка, как то, куда нас уже сейчас ведут герои проявленные.
ответственность... риск...слепой риск...
герои, у вас есть ясное видение пути по которому мы за вами идем?
перед кем вы в ответе?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (1.02.2011 16:34)
4
Герои проявленные
Наталия, а назовите хоть кого-то из этих героев. Я вот что-то не вижу их наверху. Во всяком случае, в России. Напротив, одни "менеджеры" – боязливые, скучные, думающие какими бы цифирями перед выборами отсчитаться перед народом-работодателем.
Так выглядит со стороны, во всяком случае ;)
Роман Уфимцев. (1.02.2011 20:48)
5
со стороны
я не вижу героев наверху России или моей родной Украины. и вообще мне на этот "верх" смотреть не очень интересно...
я встречаю героев в свое маленькой обычной жизни. не так давно общалась с полником украинской армии, доктором технических наук Юрием Даником (я увидела в нем проявления истинного офицера, героя).
волхв-радетель Владимир Куровский для меня герой проявленный. я могу говорить только о тех, кого знаю лично. наверняка вы тоже встречаете проявлянных героев в своей жизни?
менеджеры во главе государства...это такая тонкая и в то же время возможная для ясного понимания тема...
вы читали открытые письма Гусева?
что можете о них сказать?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (4.02.2011 14:28)
6
Письма
Впечатление, что писавший их человек ещё слишком молод для того тона, которым эти письма написаны. Напоминает Urbi et Orbi римского папы :) А так, трудно не соглашаться с этим человеком.
Роман Уфимцев (4.02.2011 15:22)
7
возможно
если бы вы встретили Вячеслава Гусева в жизни, у вас сложилось бы иное впечатление...
по моим ощущениям тон этих писем органичен Вячеславу, его психологическому возрасту. поэтому я верю в искренность мотива писем.
поэтому мне особенно грустно видеть нереальность призыва к "первым капиталам".
если я правильно понимаю, то сборка на материальном уровне - результат актуализации некой идеи. таким образом эффективно начинать с желания не материально, но когнитивно сильных людей сладить друг с другом?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (9.02.2011 2:01)
8
в продолжение темы
Здравствуйте, Роман. У меня возникло желание поисследовать образ героя. Вспомнила, наше общение на эту тему. Мне интересно ваше впечатление от образа Христа. Я увидела проявление Христа-героя в образе созданном Микелянжело (Страшный суд). Христос на этой фреске излучает колоссальную Героическую Мощь по моим ощущениям. А что чувствуется вами, Роман? Можно ли причислить Христа к Героям?
Наталия n.b.morozova@gmail.com (22.01.2014 22:19)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011