Ателье ERСтатьи и урокиКогнитивный уровень
Часть 14
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Когнитивный уровень социальных систем
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
.
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
.
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Когнитивный уровень, часть 14
Последняя редакция: 19.02.2011
Темы:
Исследуя динамику развития фрактальных следов идей и парадигм в социальной реальности, мы говорим о «высших» и «низших» структурных уровнях фракталов. Но различение структурных уровней фракталов достаточно очевидно только в случае материальных структур. Например, в дереве как во фрактальной структуре мы легко различаем высший уровень, его ствол, и низшие уровни – его самые тонкие веточки и листья.
Но в социальных фрактальных структурах нет ни стволов ни веточек – какой тогда смысл имеет, например, наше утверждение, что фрактальные следы начинают разрушаться с низших структурных уровней? То есть, что является стволами и веточками во фрактальных структурах, в которые разворачиваются социальные идеи или парадигмы?
Вновь обратимся к нашему историческому примеру. Россия, конец 19-го века. Происходит постепенное разрушение фрактального следа господствующей социальной парадигмы, которую мы обозначила как Православие и самодержавие. Разрушение фрактального следа начинается с нижних структурных уровней. Где в российском обществе того времени пролегали эти уровни?
Прежде всего, ещё раз подчеркнём: ни социальный статус, ни географическое место жительства не определяет структурный уровень. То есть, нельзя сказать, что жители окраин Российской империи или городские нищие находились под влиянием низших уровней фрактального следа господствующей парадигмы, а жители столиц и аристократия – под влиянием высших. Напротив, с началом переворота некоторые окраины империи и бедствующие слои населения дольше всех сохраняли свою верность традиционной парадигме.
Поэтому в когнитивном анализе обычно не целесообразно фокусировать внимание на социальных группах, различимых по каким-либо традиционным характеристикам, вроде социального статуса, величины доходов, места жительства и т. д. Вместо этого анализ должен касаться микро-уровня, когда мы рассматриваем даже отдельного индивидуума как носителя одновременно различных структурных уровней фрактальных следов – при этом не только фрактального следа какой-то одной социальной идеи или парадигмы (например, главенствующей), а нескольких. Иными словами, социальное пространство как поле взаимодействия и столкновения областей влияния различных идей и парадигм – это поле сознания и восприятия каждого конкретного представителя общества. И мерцающие зоны являются одновременно и особыми областями коллективного сознания целого общества и особыми областями индивидуального сознания. Говоря образно, душа каждого человека как капля отражает душу всего народа.
Возьмем в рамках нашего исторического примера некого господина Колодина, мещанина, жителя Твери конца 19-го века. Он ведёт традиционный образ жизни, его жизнь и мышление находится под влиянием главенствующей парадигмы Православия и самодержавия. Однако, даже этот господин не может полностью оградить своё сознание от конфликтующей парадигмы либерализма и свободомыслия. Допустим, Дмитрий, молодой племянник господина Колодина, служащий конторщиком, имел случай познакомиться с заезжим студентом Петровым, который поведал ему о прогрессивных идеях справедливого общественного устройства, прогресса и равенства. На семейном празднике Дмитрий разговорился со своим дядей по поводу бюрократии и мздоимства местных чиновников, и высказал мнение о том, что при другом общественном строе таких проблем бы не было. Далее он вкратце рассказал заинтересованному дяде (как мог, упрощенно и поверхностно) о прогрессивных либеральных идеях, о принципах разумного и справедливого общественного устройства... Дядя, который слушал сперва заинтересованно, вздрогнул, когда его племянник заявил, что в новом обществе религия будет личным делом каждого, и царь будет не самодержцем, а лишь фигурой, подчинённой парламенту. Колодин был возмущен до глубины души, прекратил разговор и посоветовал племяннику больше никогда не распускать язык на эту тему, если он не хочет оказаться на каторге. Обиженный Дмитрий умолк.
Но либеральные идеи, попав в сознание доброго господина Колодина, уже не могли исчезнуть из него навсегда. Сталкиваясь с нелепостями и атавизмами российского социального строя, он вспоминал рассказ племянника и каждый раз снова и снова начинал с ним спорить в своих мыслях: «Как же без царя? А кто тогда будет отвечать за народ?! Как же без веры – люди ведь потеряют совесть, одичают ?!» Так сознание господина Колодина, простого провинциального мещанина и добропорядочного гражданина, превратилось в поле битвы двух конфликтующих парадигм его времени. И в его же сознании пролегла и мерцающая зона между ними.
Заезжий студент, энтузиаст либерализма Петров, молодой конторщик Дмитрий, который был любопытен и интересовался новыми веяниями, и господин Колодин – очень разные люди. Альтернативные парадигмы по-разному влияли на них. Студент руководствовался в своем бытовом поведении либеральными идеями – он не ходил в церковь, вёл вполне свободолюбивый образ жизни, участвовал в политических кружках, почти открыто ругал общественный порядок. И только однажды, когда в мир иной отошла его старуха-мать, он вдруг расчувствовался и стал молиться об упокоении её души (потом ругал себя за эту слабость). Конторщик тоже не был особо верующим, но, находясь под давлением окружения, исполнял религиозные обряды, как и его отсталые родственники, и позволял себе ругать самодержавие и государственный строй только в кругу близких друзей и подруг. Наконец, господин Колодин был глубоко верующим и преданным царю человеком и вёл себя соответствующе.
Но при всём различии этих людей сознание каждого из них одинаково стало ареной противоборства двух социальных парадигм. Именно в их душах они сталкивались и ослабляли друг друга, и именно здесь, в тайниках душ этих людей, тихо вызрела идея коммунизма. Конечно, с первого взгляда господин Колодин оказался к этому менее всего причастным, а студент – более всего. Но в действительности, их роли в первом акте переворота одинаково важны. Не будь на свете студентов Петровых на одном полюсе и мещан Колодиных на другом, конторщики Дмитрии не стали бы рассадником идеи, гораздо более радикальной и опасной для России, нежели модные либеральные учения, с которыми носилось «просвещенное общество» того времени.
Структурные уровни – высшие и низшие
Содержание когнитивного уровня – самодостаточные смыслы, идеи или парадигмы – в общем случае не могут быть полно и исчерпывающе выражены словами. В этом легко убедиться на примере эстетических идей и смыслов. Например, невозможно вполне выразить словами «идею квадратности» или идею «красного». Но можно выразить словами более или менее точное приближение к этим идеям. При этом для каждой идеи может находиться несколько уровней словесной детализации, конкретизации идеи. Проиллюстрируем это примером.
Рассмотрим ту самую парадигму Православия и самодержавия. Само по себе её обозначение как «Православие и самодержавие» уже является словесной детализацией исходной идеи, которая вообще не выражается словами (но может переживаться интуитивно). Обозначим этот уровень вербализации как первый, имея в виду, что нулевой уровень, сама идея, не поддается словесному выражению:
0. Идея
1. Православие и самодержавие
За первым уровнем следует второй, в котором наша парадигма, например, используется для осмысления самого правильного общественного устройства в государстве и отдельной губернии:
2. Самое правильное общественное устройство - наследная монархия. Высшие и авторитетнейшие люди в Тверской губернии – генерал-губернатор, назначенный царём, и епископ, назначенный Синодом.
Далее, исходная идея может быть приложена к семейным отношениям:
3. В семье глава – муж и отец, также как в государстве – царь. Он отвечает за всё и решает всё. Все остальные – жена, дети – должны ему подчиняться. Если не подчиняются – нарушают устои семьи и являются почти преступниками.
Это принцип домостроя, типичный для осмысления семейных отношений в 19-м веке в России. И он, как мы видим, прямо и логично вытекает из высшей идеи самодержавия. Но можно двигаться и дальше. Пусть у господина Колодина есть маленький сын Савва, которому подарили щенка. Наделав лужу в комнате, щенок совершил преступление против «самодержавия» своего маленького хозяина, так что мы можем обозначить ещё один уровень конкретизации исходной идеи:
4. Царь щенка – его маленький хозяин. И если щенок не выполняет его приказов (не важно, по какой причине), он преступник и заслуживает наказания, как государственный преступник. Вместо виселицы, по малости преступления, сгодится и детская плётка.
Но и этот уровень «мельчения» исходной идеи не последний. Пусть Савва увлечённо играет в солдатики, но часы бьют время, когда ему следует оставить игры и заняться уроками. Тут «самодержавный царь», которого Савва должен послушать беспрекословно – обязанность заниматься уроками. И если он под любым предлогом продолжит свои игры, он совершит то же, что совершают мятежники, которые смеют ослушаться самодержавного царя. Таким образом, мы можем обозначить ещё более детальный и конкретный уровень исходной идеи:
5. У тебя, Савва, есть долг и ты должен исполнить его, какие бы твои желания этому не препятствовали.
Приведённые нами пять уровней детализации исходной идеи конечно не являются детализациям друг друга. Скажем, необходимость заниматься уроками для Саввы не является детализацией воспитания щенка. Но последовательность этих уровней описывает всё более узкий круг обстоятельств, в которых применяется исходная идея – от глобальных представлений о принципах справедливого устройства государства до мотивации отдельного мальчика Саввы в конкретных житейских обстоятельствах.
Эти уровни детализации и конкретизации – и есть структурные уровни фрактального следа парадигмы Православия и самодержавия. От высших уровней, словесно выражающихся в философских «глобальных» и мировоззренческих доктринах, до низших, служащих ориентиром для обычных людей в бытовых обстоятельствах и даже детей.
Теперь мы можем прояснить, что значит: «в процессе разрушения фрактального следа первым делом начинают разрушаться низшие уровни». Это выглядит вполне симптоматично: люди продолжают носить по праздникам хоругви и петь «Боже, царя храни», но в своей бытовой жизни, в своих ежеминутных решениях всё реже придерживаются принципа «самодержавия» долга перед желаниями, всё реже слушают голос совести, всё чаще пособствуют своему внутреннему либерализму и вольнодумству. Сначала в сущих мелочах, а потом – во всё более важных темах. Именно это, плавно и незаметно, но неуклонно и необратимо происходило в российском обществе конца 19-го века.
Так происходит первый акт смены парадигмы и в наши дни.
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011