Ателье ERСтатьи и урокиМерцающие зоны
10. Вмешательства
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Анализ сложных социальных систем: мерцающие зоны
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
.
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
.
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Мерцающие зоны: 10. Вмешательства
Последняя редакция: 26.10.2009
Темы:
Факторы, находящиеся в мерцающих зонах - наиболее привлекательные точки вмешательства в социальную реальность. Высокая чувствительность в этих областях одинаково относится к естественным факторам, которые не контролируются кем-то умышленно, так и к намеренно управляемым факторам.
Две основных формы для вмешательств в мерцающие зоны прямо связаны с двумя типов индикаторов, которые мы обсуждали выше:
Языковые (искусственные) метафоры - вмешательство в мерцающую зону производится сознательным внедрением в обиход целенаправленно сконструированных метафор. Если внедрение удачно и они начинают широко использоваться для описания мерцающих факторов социальной реальности, мы можем быть уверены в том, что зависимые от данной мерцающей зоны области социального порядка подвергнутся соответственным изменениям, их когнитивные структуры изменятся.
Пример 1: Знаменитое высказывание В.В.Путина 1999-го года: "...Мы будем преследовать террористов везде. В аэропорту — в аэропорту. Значит, Вы уж меня извините, в туалете поймаем, мы и в сортире их замочим" вероятно не было умышленно использованной метафорической идиомой "мочить в сортире", но она стала поворотной точкой в изменении настроя руководства и российского общества в отношении чеченской войны. (См. это событие на YouTube)
Пример 2: Есть вероятность, что ошибка в подписи к красной символической кнопке "перезагрузки отношений", которую Клинтон и Лавров вместе нажали ("ПЕРЕГРУЗКА" вместо "ПЕРЕЗАГРУЗКА") была не случайностью, а намеренным внедрением метафоры в российско-американские отношения. Если это так, внедрение оказалось успешным - недавно метафора вновь всплыла, уже использованная президентом России по поводу отношений с Украиной.
Событийные (естественные) метафоры - вмешательство в мерцающую зону производится целенаправленной режиссурой событий и фактов, имеющих метафорическое значение.
Пример 1: Террористическая атака 11 сентября. Не имеющая аналогов в истории акция, несущая метафорическое послание всему миру. Многие детали говорят о том, в реальности она была срежиссирована отнюдь не Аль-Каидой - достаточно проанализировать мощную волну социальных последствий в США и во всем мире, которые вызвала акция. Ее влияние даже сумело поколебать такие мощные столпы западного общества (области жесткого социального порядка), как неприкосновенность личной информации и невмешательство государства в частную жизнь. Вообще,  терроризм как социальный феномен в первую очередь ориентирован на генерацию событийных метафор в мерцающих зонах мира , но это отдельная тема.
Пример 2: Российская экспедиция стремительно добралась до Северного полюса и используя уникальные глубоководные аппараты опустила на дно Ледовитого океана титановый российский флаг (кстати, он был сделан в Калининграде). Этот район океана является мерцающей зоной, в которой пересекаются претензии множества стран. Российская акция - это отточенный укол острой булавкой в самое чувствительное место данной мерцающей зоны. Хотя на западе попытались сгладить последствия, упирая на юридическую незначимость события, шумиха в мире вокруг него и нервные комментарии на западе говорит сама за себя - акция достигла своей цели на 100%. Претензии любых других стран на владение точкой Северного полюса теперь кажутся еще более абсурдными, чем раньше - представьте, например, если бы там поставили флаг канадцы.
Для повышения вероятности необходимого эффекта от вмешательств в мерцающие зоны, нужно прибегать к тем же методам повышения их "индикаторной ценности":
Многократное использование языковой или событийной метафоры.
Вариации в конкретных формах языковых или событийных метафор с сохранением их сути.
Широкий разнос контекстов применения языковых или событийных метафор в социальном пространстве.
С этой точки зрения российская акция по установке флага на дно Ледовитого океана - отличный шаг, но не развитый до получения максимальной возможной отдачи - это мощная, но единичная событийная метафора.
В тех случаях, когда организация яркой событийной метафоры невозможна или удобного контекста для разового внедрения языковой метафоры не находится, возможен подход, который называется засевание: многократное использование небольших событийных и языковых метафор по всей целевой мерцающей зоне. Этот подход во многих случаях более надежен и эффективен, нежели разовые акции и вызывает меньшее противодействие, поскольку привлекает к себе меньше сознательного внимания общества. Его недостаток - меньшая скорость получения необходимых изменений в социальных порядках. Преимущества - лучший контроль над результатами вмешательств - можно перестраиваться на ходу, в зависимости от изменения социальной ситуации. Пример: изменение тактики банд-формирований на Кавказе. От крупных разовых атак и терактов, в последнее время акцент очевидно сдвинулся на многочисленные мелкие выступления на территории всех кавказских республик. Ситуация на Кавказе явно умышленно "подогревается на медленном огне".
1
\"реальность социальных систем сложнее и многообразнее, чем ...
 Так можно сказать про любую систему. Конвекция - сложнее и многообразнее, чем ее математическая модель.
Мат. модель должна быть простейшей, но дающей описание изучаемого явления.
А то, о чем Вы пишите скорее слишком вольный метафорический перенос абстрактных математический образов в область социальных систем.
Метафора - это все же образное сравнение, а не математическое моделирование и здесь разумный человек сам должен чувствовать границы сравнения, чтоб не впасть в банальную профанацию математических понятий.
\"Таким же образом мы должны избавиться и от свойственного науке разделения на объект и субъект исследования.\" - а в квантовой механике Вы сможете разделить объект и субъект, ну, например, при построении потенциальной функции?
Борис (23.08.2009 22:15)
2
Конвекция?
Относительно конвекции и ее мат.моделей - тут скорее вопрос к физикам. Но насколько я знаю, у них принято считать, что эти модели передают СУТЬ физических процессов. Я же хочу сказать, что социальные мат.модели НЕ передают суть социальных процессов.
\"то, о чем Вы пишите скорее слишком вольный метафорический перенос абстрактных математический образов в область социальных систем\"... Напротив, я ратую за то, чтобы его не было, мне кажется это понятно из первой страницы статьи.
\"а в квантовой механике Вы сможете разделить объект и субъект, ну, например, при построении потенциальной функции?\"
В уравнениях квантовой механики НЕТ субъекта, поэтому там ничего разделять не приходится, субъект просто отрицается.
PS. Рекомендую вам прочесть статью до конца, а не ограничиваться одной страничкой, многое встанет на свои места.
Роман Уфимцев (23.08.2009 22:30)
3
Левин
 Не подскажите выходила ли книга Левина на русском и если можно где ее найти, может у Вас есть ее исходные данные. Кстати. в США похоже она издана лет 20 назад.
Павел (19.01.2010 20:57)
4
роль эксперта-исследователя
 \"...сочувствие\"...согласна.
\"...социальная реальность не имеет объективных механизмов\"...не уверенна.
по моим ощущениям, личности эксперта-исследователя нужно обладать качествами свидетеля не вовлеченного в драмму жизни при этом оставаясь частью целого.
сочувствие без вовлечения...
считается, что это качество олицетворяет Кришна. есть легенда о нем с интересными метафорами на эту тему.
но как достичь этого идеального для роли эксперта состояния?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (30.11.2010 18:11)
5
синхронизмы
Подскажите пожалуйста какую-нибудь литературу на тему синхронизмов, кроме Юнга.
Не приходилось ли Вам читать книгу Пауля Каммерера про законы серийности?
Анна wasiljeva@yandex.ru (7.04.2011 12:04)
6
Увы, не подскажу
Чего-то действительно интересного...
Хотя вот Руперт Шелдрейк, "Новая наука жизни". Хотя там нет явно о синхронизмах, но Шелдрейк кажется затрагивает тему совпадений, и даёт довольно убедительную гипотезу, которая объясняет их происхождение. Вкратце, это действие неких форм-матриц, "хреод", существующих в "морфогенетическом поле", то есть, в поле, генерирующем формы. Когда в мире складывается комплиментарная для данной хреоды ситуация, она "резонирует" и задает дальнейшее развитие этой ситуации. При этом расстояния в пространстве не имеют значения. То есть, если есть две ситуации, способные вызвать резонанс одной и той же хреоды, то ситуации могут развиваться с точностью до деталей, не имея для этого видимых причин. В частности, Шелдрейк так объяснял сходство деталей жизни разлучённых во младенчестве близнецов, и даже их физическое сходство – конечно, тут он противоречит обычной точке зрения, в соответствии с которой эти сходства объясняются генетическим родством близнецов. Но лично мне трудно представить, какими генами может детерминироваться выбор имени жены или года вступления в брак – а такие совпадения с близнецами не редкость. В общем, есть о чем призадуматься.
Нет, Каммерера не читал.
Роман Уфимцев (7.04.2011 21:05)
7
Обзорная статья о Законе серийности Пауля Каммерера
http://www.metaphor.ru/er/misc/kammerer_01.xml
Роман Уфимцев (12.04.2011 15:56)
8
Поломался агрегат
Статья 2009 года, это просто супер, что тут еще сказать. Вот мы и узнали (или почти узнали), к чему были совпадения и метафоры про перегрузку и зашкаливание.
Сова (27.01.2016 16:35)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011