Ателье ERСтатьи и урокиМерцающие зоны
7. Нелокальность
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Анализ сложных социальных систем: мерцающие зоны
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
.
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
.
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Мерцающие зоны: 7. Нелокальность
Последняя редакция: 26.10.2009
Темы:
Сложно-системный подход к изучению социальной реальности требует сознательного отказа от жесткого проецирования социальных явлений на географические ландшафты и другие физические пространства. Первая причина - изменение условий жизни современного общества.
Еще недавно, когда люди жили главным образом оседло, мало и медленно путешествовали, а средства коммуникаций были не развиты, социальная реальность определенно дробилась по географическому признаку. Область действия тех или иных идей и концепций часто совпадала или ограничивалась географическими границами территорий. Иными словами, социальная реальность имела важную пространственно-географическую составляющую.
Однако, сегодня, когда люди за десяток часов перелетают на другой конец земного шара, а идеи и концепции способны распространяться со скоростью света, ситуация изменилась. Возник феномен распределенных коллективов, которые связаны тесными коммуникациями, являются носителями общих концепций, но при этом не находятся в одном определенном географическом месте, а рассеяны по всей Земле. Интернет, СМИ, мобильная связь, транспорт - все это лишает социальную реальность однозначной пространственно-географической проекции, нивелирует её.
Вторая, и основная причина необходимости отказа от географических проекций - внепространственная и вневременная природа когнитивных структур, из которых сложена социальная реальность. Знания, идеи, концепции не имеют физического размера и их динамика не синхронизирована с ходом времени. Хотя они могут проявляться в явлениях общественной жизни, которые происходят в определенном месте и в определенный момент времени, сами когнитивные структуры не подвержены пространственным и временным ограничениям, как физические предметы и процессы. Иными словами, одна и та же когнитивная структура, один и тот же лоскут социальной реальности может охватывать явления, которые географически разнесены в пространстве, а часто - и во времени.
Аналогично, и  мерцающие зоны как особые места социальной реальности в общем случае не соответствуют каким-то определенным локальным областям и точкам в физическом пространстве и времени мира . Две вещи или события, разнесенные в географическом пространстве, зачастую входят в одну и ту же мерцающую зону социальной реальности.
Социальная реальность и физическая реальность не имеют между собой прямого пространственного соответствия. Например, явления и события, принадлежащие одной и той же мерцающей социальной зоне, могут возникать в разнесенных и не имеющих между собой прямых связей географических пунктах.
Несмотря на очевидность этого соображения (действительно, ведь никто же не будет, например, говорить, что у наркомании как социального явления есть физический размер или определенное местоположение), оно часто является большим препятствием для попыток практического применения парадигмы сложных систем в социальных науках. Наше мышление с трудом отказывается от однозначных пространственных и временных проекций. Нам бывает трудно признать наличие прямой связи между событиями или явлениями, если они разнесены в пространстве и времени и при этом не связаны между собой какими-то явными физическими причинными связями. Однако, чтобы выделять в социальной реальности мерцающие зоны, это иногда бывает необходимо.
В этом отношении социальные исследователи часто не могут определиться со своей позицией.
Когда по России проносятся волны пожаров в домах престарелых с многочисленными жертвами, никто не сомневается, что такие пожары имеют одни и те же социальные причины. При этом есть вопрос, который не принято задавать - почему пожары происходят такими зловещими короткими сериями, будто огонь перекидывается с дома на дом через тысячи километров, ведь социальные предпосылки пожаров не меняются настолько быстро?
Еще одна наглядная история - изобретение телефона. Его практически одновременно сделали два человека - Рейс в Германии и Белл в США. Между ними не было прямых коммуникаций и историки науки до сих пор спорят о приоритете в этом изобретении. Однако, совершенно ясно, что и Рейс и Белл действовали под влиянием одной и той же развивающейся системы знаний, которая направила изобретателей по одному и тому же пути.
Эти и множество других примеров определенно говорят о том, что  отсутствие физического контакта и видимых причинных связей не может служить препятствием для объединения двух явлений или событий как принадлежащих одной устойчивой или мерцающей области социальной реальности . Особенно этот принцип важен для анализа естественных метафор (см. далее)
1
\"реальность социальных систем сложнее и многообразнее, чем ...
 Так можно сказать про любую систему. Конвекция - сложнее и многообразнее, чем ее математическая модель.
Мат. модель должна быть простейшей, но дающей описание изучаемого явления.
А то, о чем Вы пишите скорее слишком вольный метафорический перенос абстрактных математический образов в область социальных систем.
Метафора - это все же образное сравнение, а не математическое моделирование и здесь разумный человек сам должен чувствовать границы сравнения, чтоб не впасть в банальную профанацию математических понятий.
\"Таким же образом мы должны избавиться и от свойственного науке разделения на объект и субъект исследования.\" - а в квантовой механике Вы сможете разделить объект и субъект, ну, например, при построении потенциальной функции?
Борис (23.08.2009 22:15)
2
Конвекция?
Относительно конвекции и ее мат.моделей - тут скорее вопрос к физикам. Но насколько я знаю, у них принято считать, что эти модели передают СУТЬ физических процессов. Я же хочу сказать, что социальные мат.модели НЕ передают суть социальных процессов.
\"то, о чем Вы пишите скорее слишком вольный метафорический перенос абстрактных математический образов в область социальных систем\"... Напротив, я ратую за то, чтобы его не было, мне кажется это понятно из первой страницы статьи.
\"а в квантовой механике Вы сможете разделить объект и субъект, ну, например, при построении потенциальной функции?\"
В уравнениях квантовой механики НЕТ субъекта, поэтому там ничего разделять не приходится, субъект просто отрицается.
PS. Рекомендую вам прочесть статью до конца, а не ограничиваться одной страничкой, многое встанет на свои места.
Роман Уфимцев (23.08.2009 22:30)
3
Левин
 Не подскажите выходила ли книга Левина на русском и если можно где ее найти, может у Вас есть ее исходные данные. Кстати. в США похоже она издана лет 20 назад.
Павел (19.01.2010 20:57)
4
роль эксперта-исследователя
 \"...сочувствие\"...согласна.
\"...социальная реальность не имеет объективных механизмов\"...не уверенна.
по моим ощущениям, личности эксперта-исследователя нужно обладать качествами свидетеля не вовлеченного в драмму жизни при этом оставаясь частью целого.
сочувствие без вовлечения...
считается, что это качество олицетворяет Кришна. есть легенда о нем с интересными метафорами на эту тему.
но как достичь этого идеального для роли эксперта состояния?
Наталия Морозова jhiiiva@gmail.com (30.11.2010 18:11)
5
синхронизмы
Подскажите пожалуйста какую-нибудь литературу на тему синхронизмов, кроме Юнга.
Не приходилось ли Вам читать книгу Пауля Каммерера про законы серийности?
Анна wasiljeva@yandex.ru (7.04.2011 12:04)
6
Увы, не подскажу
Чего-то действительно интересного...
Хотя вот Руперт Шелдрейк, "Новая наука жизни". Хотя там нет явно о синхронизмах, но Шелдрейк кажется затрагивает тему совпадений, и даёт довольно убедительную гипотезу, которая объясняет их происхождение. Вкратце, это действие неких форм-матриц, "хреод", существующих в "морфогенетическом поле", то есть, в поле, генерирующем формы. Когда в мире складывается комплиментарная для данной хреоды ситуация, она "резонирует" и задает дальнейшее развитие этой ситуации. При этом расстояния в пространстве не имеют значения. То есть, если есть две ситуации, способные вызвать резонанс одной и той же хреоды, то ситуации могут развиваться с точностью до деталей, не имея для этого видимых причин. В частности, Шелдрейк так объяснял сходство деталей жизни разлучённых во младенчестве близнецов, и даже их физическое сходство – конечно, тут он противоречит обычной точке зрения, в соответствии с которой эти сходства объясняются генетическим родством близнецов. Но лично мне трудно представить, какими генами может детерминироваться выбор имени жены или года вступления в брак – а такие совпадения с близнецами не редкость. В общем, есть о чем призадуматься.
Нет, Каммерера не читал.
Роман Уфимцев (7.04.2011 21:05)
7
Обзорная статья о Законе серийности Пауля Каммерера
http://www.metaphor.ru/er/misc/kammerer_01.xml
Роман Уфимцев (12.04.2011 15:56)
8
Поломался агрегат
Статья 2009 года, это просто супер, что тут еще сказать. Вот мы и узнали (или почти узнали), к чему были совпадения и метафоры про перегрузку и зашкаливание.
Сова (27.01.2016 16:35)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011