Ателье ERСтатьи и урокиСтруктура управления знаниями
Метафора управления знаниями
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Структура управления знаниями
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
.
Когнитивный уровень
.
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
.
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
.
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Рекомендуем
Управление знаниями: суть да дело
Метафора управления знаниями
Последняя редакция: 09.10.2008
Темы:
Неверная метафора приводит к неверному пониманию. Ситуация в управлении знаниями - тому наглядный пример.
Томас Кун (автор хрестоматийной книги "Структура научных революций") писал "Нельзя понять новый предмет, пока не появится подходящая метафора". Стремясь понять что-то новое или сложное, люди всегда опираются на подходящую аналогию или метафору. Неверная метафора приводит к неверному пониманию. Ситуация в управлении знаниями - тому наглядный пример. Уже на самых подступах к этой новой дисциплине нам следует избавиться от неверной метафоры и найти другую, более пригодную для нашей задачи.
Неверная метафора
До последнего времени у нас в России царила невероятная путаница между "управлением знаниями" и "управлением информацией". Причина же в крепко засевшей в головах деловых людей аналогии. Это сравнение организации с компьютерной системой. Действительно, в компьютере принято разделять железо и софт. По аналогии и в организациях выделяется два аспекта:
Сравнение организации с компьютерной системой
"Железо""Софт"
В компьютереПроцессор, чипы, жесткие диски и другие устройстваПрограммное обеспечение, которое загружается в память компьютера и заставляет его работать
В организацииСовокупность материальных и технологических процессов и активов.Совокупность информационных процессов и активов.
Во множестве ситуаций эта аналогия удобна и полезна, поэтому она стала привычной, даже автоматической в деловом дискурсе. Например, говоря о "бизнес-процессах", неявно опираются на эту аналогию, ведь бизнес-процесс - это прямой аналог вычислительного процесса в компьютере.
Но управлению знаниями она сослужила плохую службу. С точки зрения этой аналогии между управлением информацией и управлением знаниями нет никакой разницы: при таком раскладе знания относятся к "софту" организации, так же, как и информация. Эта аналогия размывает грань между ними.  Знания неверно представляются лишь особой разновидностью информации, которой можно управлять так же, как любой другой информацией  - в частности, с помощью систем управления информационными ресурсами.
Кто виноват? Вероятно, никто, но в смешении знаний и информации определенно заинтересованы производители делового программного обеспечения, а также сопровождающее их облако бизнес- и ИТ-консультантов. На фоне насыщения рынка средствами управления информацией и растущего интереса к проблематике знаний, производители ПО в массовом порядке переименовали свои разработки в "системы управления знаниями". Впрочем, они могут заблуждаться искренне, ведь лежащая в основе этой ошибки компьютерная аналогия для них понятна и неотразимо привлекательна.
Вариация неверной метафоры
Та же неверная компьютерная аналогия 10 лет назад применялась и на Западе. Но с тех пор множество экспериментов и разочарований заставили практиков внимательней отнестись к своеобразию знаний как объекта управления, осознать принципиальное отличие знаний и информации.
Однако, даже сегодня компьютерная аналогия в сфере KM не сдается окончательно. Лет пять назад появилась вариация компьютерной аналогии, которая базируется на том же разделении между железом и софтом. Вот как она выглядит:
Существует два полюса знаний. На одном полюсе - ясно структурированные, доступные для кодификации и переноса в базы данных "hard"-знания. Эти знания по свойствам похожи на обычную информацию. Есть противоположный полюс, на котором находятся не поддающиеся "извлечению из людей" и кодификации "soft"-знания. Реальные знания организации находятся где-то в середине континуума - то есть, реальные знания состоят из неравномерной смеси "hard" и "soft"-знаний. Говорят, что 80%-90% важных для организации знаний относятся к "soft"-типу.
Но это не выход. У этой вариации те же недостатки: знания по-прежнему всего лишь разновидность информации.
Другая метафора
Для понимания истинной сути управления знаниями необходима совершенно другая база, другая аналогия.
 Я предлагаю сравнивать организацию не с компьютером, а с нейронной сетью, в которой каждый сотрудник является нейроном, узлом организационной сети . Как вы увидите, эта аналогия своеобразна и содержательна. А для простоты мы возьмем для сравнения простейший тип нейронных сетей, персептрон.
Если вы не желаете вникать в кибернетические принципы, на которых устроены нейронные сети и персептроны, пропустите следующий раздел и переходите сразу к разделу Организация как нейронная сеть. Однако, я могу советовать это лишь тем, кто хочет только бегло познакомиться с темой Knowledge Management, суть может ускользнуть от вас.
1
 Очень нужную информацию разместили на сайте Елена и Роман! Спасибо!
Лариса (14.12.2008 17:01)
2
Браво!
 Спасибо за статью... очень уж она хорошая и полезная...
Петр petr.valing@gmail.com (14.05.2009 5:40)
3
Спасибо!
Очень интересно и полезно! 
Андрей andrenosov@yandex.ru (28.04.2010 19:35)
4
Приглашение в группу КМ-сообщества
Ознакомился со статьей. На мой взгляд очень интересная! Приглашаю вас в группу KM-Alliance на LinkedIn - http://www.linkedin.com/groups?gid=6508868&trk=vsrp_groups_res_name&trkInfo=VSRPsearchId%3A1169787051392287873368%2CVSRPtargetId%3A6508868%2CVSRPcmpt%3Aprimary
Михаил (26.05.2014 12:28)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011