Ателье ERСтатьи и урокиКороли и изотопы
Часть 3
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Короли и изотопы
Уважаемый(ая) клиент!
.
Короли и изотопы
Когнитивный уровень
.
Простой учебник хорошей рекламы
.
Хвост ящерки. Метафизика метафоры.
Мерцающие зоны
.
Ранние признаки критических переходов
.
Опус 1/F
.
Продуктив vs креатив
.
Фотогалерея: фракталы в природе
Магия когнитивного маркетинга
.
Аутсорсинг маркетинга
.
Жертвы рекламы
Фазовый анализ организаций в четырех примерах
.
Структура управления знаниями
.
15 уроков маркетинга услуг
.
Некондиция
.
Коммуникационный спектр маркетинга
.
Холистическая парадигма в маркетинге
.
Правда о латеральном маркетинге
.
Как начать свой бизнес? История в письмах
.
Калининград: город парадоксов
.
Рекламная мина
Кризис классического маркетинга
PIX.METAPHOR.RU
Короли и изотопы, часть 3
Последняя редакция: 18.04.2012
 
Готовим инструменты
Прежде, чем мы вплотную займёмся королями разных времён и народов (и не только королями), "заточим" наш инструмент анализа до рабочего состояния.
Мы будем строить ранговые распределения и проверять, соответствует ли их форма обращению кривой экспоненциального распада (когда мы меняем местами оси). Если кривая распада имеет уравнение
то обращение этой кривой имеет уравнение
Его можно записать так:
Тут:
H - параметр, по которому мы ранжируем королей - у нас это длительность правления
A - это, условно, точка, соответствующая предельно возможному сроку правления
В - параметр, обратный коэффициенту k из исходного экспоненциального уравнения. С его помощью мы будем вычислять соответствующие вероятности и периоды полураспада
rank - ранг короля
Это так называемая логарифмическая функция. Если ранговое распределение сроков правления будет ей хорошо соответствовать, мы можем утверждать, что вероятность потери трона для королей остается постоянной на протяжении всего срока правления.
Практически нам вполне достаточно Экселя. Мы будем вбивать длительности по срокам правления в столбик, потом сортировать их от больших значений к меньшим, затем строить график, и наконец, будем добавлять на график "линию тренда". Эксель подберет нам кривую, которая лучше всего ложится на наше ранговое распределение. При этом в Экселе есть возможность выбирать разные функции для линии тренда, нам следует выбрать логарифмическую, которая соответствует приведенному выше уравнению. Эксель предложит нам значения А и B в логарифмической функции, при которых совпадение между фактическими данными и линией логарифмического приближения максимально.
Например, проведя такую операцию с ранговым распределением королей Англии мы получим что-то вроде:
Мы попросили Эксель вывести уравнение линии тренда на графике и видим, что он предлагает следующие значения: А = 71,228, В = 16,78.
Хорошо ли совпадает логарифмическая кривая с ранговым распределением? Об этом можно судить по показателю отклонения - идеальное совпадение достигается при = 1. У нас 0,98 - тоже весьма неплохо для небольшого количества данных, подверженных случайным вариациям.
И всё, же есть способ лучше, нагляднее оценивать точность совпадения рангового распределения и логарифмической кривой. Нам нужно взять ось рангов не линейную, а логарифмическую (в Экселе для этого нужно кликнуть на ось рангов и выбрать "Логарифмическая шкала"). Свойства логарифмической кривой таковы, что в таким образом преобразованном графике она будет выглядеть прямой линией, вот так:
Теперь нам гораздо проще зрительно оценивать точность совпадения - и мы видим, что в среднем совпадение хорошее и мы вроде бы можем считать, что короли "распадаются" как изотопы.
Но не будем делать поспешных выводов.
Возьмем ранговое распределение длительностей правления русских царей и представим также:
Как мы видим, совпадение с прямой линией уже не такое хорошее - об этом говорит и более низкий показатель отклонения 0,96. Неужели, закономерность, которую мы нашли верной для королей Англии, для русских царей не выполняется?
Разбираемся в деле внимательнее
Возьмем королей Франции для контроля:
Видно, что кривая распределения неплохо ложится на прямую линию. Но мы замечаем кое-что интересное: линейность очень хорошо выполняется для королей, которые правили меньше 40 лет. А вот те короли, которые правили больше, начинают отклоняться от этой линии, они оказывают ниже неё. Используя возможность Экселя задавать начальную точку линии тренда, настроим её так, чтобы она хорошо легла на точки "основной линии":
Вспомним, что для старого короля вступают в действие неумолимые биологические законы и даже если бы король мог бы спокойно править 100 лет, ему бы не позволила природа. Для старого короля вероятность потерять трон начинает естественно расти со временем - и в результате этого распределение для королей, правивших более 40 лет начинает отклоняться вниз от основной линии. Действительно, возьмем Людовика XIV, который правил 72 года. Мы видим по линии тренда, что теоретически он мог бы править 85 лет - но ему просто не хватило жизни для этого. Или дело в другом?
Гипотезу как-то требуется проверить. Для этого воспользуемся численным моделированием. Создадим простую модель – мы воспользовались для этого пакетом MATLAB, но сгодится даже ручка с бумагой.
Модель простая. Пусть у нас есть 56 королей - как было во Франции. Пусть вероятность потери трона для каждого из них остается постоянной и составляет ровно 5% в год. Дополнительно, введем ограничение по максимальному времени правления, скажем в 70 лет. Вопрос: какой формы ранговое распределение мы получим?
Вот характерный результат:
Мы видим нечто очень похожее на реальное ранговое распределение королей Франции - имеется даже отклонение вниз для долго правящих королей. Обратите внимание также, насколько близки параметры A и B для линий тренда.
Значение B для результатов работы модели примерно равно 22. Это даёт k = 0,045 (вспомним, что k = 1/B). Теперь воспользуемся формулой вычисления вероятности потери трона в зависимости от k и получим вероятность потери трона в течение любого года примерно 4,5%. Это хорошо соответствует вероятности, которую мы прямо заложили в числовую модель: 5%.
Приятная находка для нас состоит в том, что хотя теоретически мы должны получать прямую линию в таких распределениях, практически в результате случайностей долго правящие короли обычно правят "меньше, чем положено". Дело в том, что чем дольше правит король, тем сильнее на длительность его правления влияет случай - и как мы видим в результатах работы модели, обычно это приводит к отклонению вниз от "правильной" основной линии - причём ни один король даже не достиг установленный нами предельный рубеж в 70 лет.
Отклонение от основной прямой линии в модели начинается при длительности правления в 30-40 лет, и теперь мы можем пересмотреть результаты для королей Англии, русских царей и добавим ещё каких-нибудь королей для контроля.
Королевская ревизия
Вновь берем ранговое распределение длительностей правления русских царей. Мы ищем теперь линию, на которую хорошо укладываются цари, правившие меньше 30-40 лет:
Результат вполне удовлетворительный - хотя мы видим, что теоретически максимальный срок правления для русских царей составляет 75 лет, а не 85, как у королей Франции, и отклонение от основной линии начинается при сроке правления около 30 лет, а не 40 как у королей Франции. Видимо, это результат суровости нашей земли - короли жили и правили меньше, чем во Франции. Но обратим внимание на сходство параметра B: для русских царей он равен 21,18, для королей Франции - 20,96. Это говорит о том, что вероятности потери трона для тех и других очень близки и составляют те самые 5% в течение года (точнее - около 4,6%).
Вернёмся к королям Англии:
Они оказываются где-то посредине между королями Франции и русскими царями с максимальной теоретической длительностью правления в 80 лет и началом отклонения от основной линии при 35 годах правления. При этом показатель B для них несколько меньше - около 19,3. Это соответствует ежегодной вероятности потери трона в 5,1%. Чуть выше, чем для русских и французов.
Возьмем Германию. В ней не было такой устойчивой королевской власти, как в Англии или России. Там были мелкие княжества, они объединялись, распадались и т.д. Но мы возьмем одно из таких княжеств - Баварию:
Результат красноречивый - отличная линейность вплоть до сроков правления в 40 лет. Вероятность потери трона - 5,2%.
Итак, мы, пожалуй, достаточно убедительно доказали нашу основную гипотезу (для "не-научной" статьи довольно ;). Действительно,  вероятность потери трона для королей разных времен и стран оказывается не только постоянной, но и удивительно близкой - около 5% в течение любого года правления :
Россия: 4,6%
Франция: 4,6%
Англия: 5,1%
Бавария: 5,2%
Посчитаем также из любопытства "период полураспада королевской власти" по известной нам формуле. Получится, что он в среднем составляет примерно 14 лет. Именно за такой срок ровно половина королей остается без трона - а значит, средний король имеет шансы просидеть на троне 14 лет "50 на 50".
Между прочим, среди настоящих изотопов наиболее близкий период полураспада имеет Плутоний-241, который также имеет период полураспада в 14 лет. Может быть, верховная власть и радиоактивность имеют между собой больше общего, чем нам кажется?
Но прежде, чем мы начнём делать из этого выводы (а они напрашиваются), попробуем подвергнуть анализу не королей, а других правителей - например, президентов или императоров. И вообще, не руководителей стран, а, например, руководителей каких-то организаций. Что мы увидим там?
1
Хм... :)
Ждем продолжения:) 
Кузнец тувинский (28.08.2011 8:18)
2
доказательств хотим )
И еще, полгода жду продолжения статьи "Властелин Афганистана",
когда же будет продолжение банкета? )
Denis (30.08.2011 8:41)
3
Доказательства на руках
Постепенно с ними знакомимся.
"Властелин Афганистана" - да, обещал :( но Афганистан пока не дается не только американцам и прочим... Дело оказалось сложнее, чем казалось - как это вообще с Афганистаном бывает. Но доберемся и до него - уж очень интересная страна, уникальное сочетание исторических и географических факторов, в результате - буквально место соприкосновения нашего мира с параллельной реальностью, Мордор, одним словом. Понемногу собираю идеи и привожу их в систему, чтобы описать это. А пока остается наблюдать схватки между доблестными беспилотниками и "повстанцами", и провожать бравых американцев, безуслово, хорошо там проведших время.
Роман Уфимцев (30.08.2011 14:51)
4
совпадения или...
Пелевин в своей последней книге целый рассказ написал про Афганистан и беспилотники
Юрий (1.09.2011 9:52)
5
спасибо!
хорошая работа... :)
Юрий (10.09.2011 10:18)
6
Спасибо,
Пока объясняли, сами поняли, как говорится... ;)
Роман Уфимцев (10.09.2011 17:11)
7
Стив Джобс
Я полагаю, что Стив Джобс был типичным параноиком только от IT индустрии.
Павел (22.10.2011 22:12)
8
Меткое наблюдение
Согласен с вами. Джобс бы параноиком в хорошем смысле этого слова. У этого слова есть хороший смысл.
Думаю, он до последнего дыхания не был удовлетворен тем, что сделал и чего достиг. И потому сделал многое. И конечно, дело не в Айфонах и в Айпадах, а дело в особой философии ИТ.
Роман Уфимцев (22.10.2011 23:30)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011