Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингуНаши дальние родственники: Системный анализ и чувствительные точки
4. Самоорганизация
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Наши дальние родственники: Системный анализ и чувствительные точки
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Наши дальние родственники: Закон серийности Пауля Каммерера
.
Власть над умами
Anschauung, научный метод Гёте
.
Наши дальние родственники: Системный анализ и чувствительные точки
Наши дальние родственники: Слабые сигналы
.
Наши дальние родственники: Меметика
.
Наши дальние родственники: Спиральная динамика
.
Когнитивные технологии - это просто
.
Интрамаркетинг не для всех
.
Метафора and Beyond
.
Что же такое идентичность
Субстанциональные модели маркетинга
.
Управление знаниями: суть да дело
.
Методическая система Cynefin
.
Первый кит интрамаркетинга: кибернетика
.
Второй кит интрамаркетинга: когнитивная психология
.
Рецепты времен кризиса
Прогнозирование как неточная наука
.
Школа когнитивного бойца
.
4. Самоорганизация
Последняя редакция: 26.10.2009
Темы:
Способность добавлять, изменять, развивать и само-организовывать структуру системы.
Самое изумительное, что могут делать биологические и социальные системы – это радикально изменять себя, создавая совершенно новые структуры и программы поведения. В биологии эта способность называется эволюцией. В человеческом обществе этот процесс именуется технологическим развитием или социальной революцией. А на системном жаргоне это называется самоорганизацией.
Самоорганизация означает изменение всех аспектов системы, находящихся ниже в этом списке: добавление совершенно новых физических структур, таких как мозг, крылья или компьютеры; добавление новых положительных или отрицательных обратных связей; создание новых правил. Самоорганизация это сильнейшая форма сопротивляемости системы. Система, которая способна эволюционировать, может выжить почти при любых переменах – для этого она изменяет саму себя. Иммунная система человека способна вырабатывать новые реакции к некоторым видам воздействий, с которыми она никогда раньше не сталкивалась. Человеческий мозг может принять новую информацию и преобразовать её в совершенно новые мысли.
Способность к самоорганизации кажется настолько поразительной, что мы склонны считать её чем-то таинственным, чудесным, манной с небес. Экономисты часто изображают новые технологии буквально как манну, которая приходит ниоткуда, ничего не стоит, и увеличивает продуктивность экономики на приличный процент каждый год. Веками люди относились к поразительному многообразию природы с тем же самым трепетом. Только божественный Создатель мог сотворить такое.
Дальнейшие исследования самоорганизующихся систем обнаружили, что Создатель не должен сотворять все эволюционное многообразие. Он должен лишь задать невероятно умные правила самоорганизации. Эти правила определяют, как, где и что система может добавить к соей структуре или отнять от неё, при каких условиях. Как продемонстрировали сотни компьютерных моделей самоорганизации, восхитительно сложные конфигурации могут развиваться на основе очень простых эволюционных механизмов (это не значит, что алгоритмы реального мира просты, это значит, что они могут быть простыми). Генетический код ДНК, основа всей биологической эволюции, состоит всего из четырех различных "букв", которые комбинируются в трехбуквенные "слова". Эта конфигурация, а также правила её воспроизводства и перестройки, были неизменными около трех миллиардов лет, в течение которых она породила фантастическое многообразие неудачных и успешных самоорганизующихся созданий.
Самоорганизация в своей основе это комбинация исходного эволюционного материала – очень разнообразного хранилища информации, из которого можно выбирать возможные конфигурации – и средство эксперимента, в котором происходит отбор и проверка новых конфигураций. Для биологической эволюции исходным материалом является ДНК, источником разнообразия – спонтанные мутации, а тестирующим механизмом – дарвинский естественный отбор. Для технологии исходным материалом являются знания, которые накоплены людьми и хранятся в мозгах и библиотеках. Источник разнообразия – человеческая креативность (что бы она из себя не представляла), а отбирающим механизмом может быть реакция рынка, отношение правительств или фондов, которые могут поддержать или не поддержать технологию, сами люди, которые судят о том, удовлетворяет ли она какие-то нужды, решает ли текущую проблему.
Осознав силу системной самоорганизации, начинаешь понимать, почему биологи почитают биологическое разнообразие даже больше, чем экономисты почитают технологии. Очень богатое по разнообразию хранилище ДНК, эволюционировавшее и накапливавшееся миллиарды лет, является источником эволюционного потенциала, точно также, как научные библиотеки, лаборатории и университеты, где готовятся ученые, являются источником технологического потенциала. Допуская исчезновение биологических видов, мы совершаем системное преступление, аналогичное случайному уничтожению всех копий какого-нибудь научного журнала или ученых определенной специализации.
Разумеется, то же самое можно сказать о человеческих культурах, которые являются хранилищем программ поведения, формировавшимся не миллиарды, но сотни тысяч лет. Только на их основе может происходить социальная эволюция. К сожалению, люди осознают драгоценность эволюционного потенциала культур даже в меньшей степени, чем драгоценность каждой генетической вариации в мире сусликов. Полагаю, так происходит потому, что типичным аспектом каждой культуры является убеждение в ее абсолютном превосходстве над другими.
Снижение разнообразия до одной-единственной культуры ставит непреодолимую помеху процессу обучения. Наносит удар по сопротивляемости. Любая система – биологическая, экономическая или социальная, которая становится настолько жесткой, что не может больше эволюционировать, система, которая систематически пренебрегает экспериментированием и отбрасывает исходный материал для инноваций, в долгосрочной перспективе обречена на гибель на этой высоко вариабельной планете.
1
Границы предметной области парадигмы
Каким образом определяются границы предметной области парадигмы и ее содержание?
Юрий Николаевич jm28@mail.ru (6.11.2013 13:58)
2
Хороший вопрос
Парадигмы - не предметы и у них нет четких границ. Но обычно определить границы парадигмы все же можно. Механически это выгляди так: мы рисуем сеть узлов, в которой каждый узел - некоторое понятие, закон или принцип парадигмы. Узлы соединяются смысловыми связями, образуя клубок. Этот клубок и есть парадигма. Естественно, узлы внутри парадигмы имеют связи и с другими клубками, но таких связей гораздо меньше, чем связей внутри клубка, внутри парадигмы. Вот плотность связей между узлами и является критерием парадигмы. Связей внутри парадигмы много, а связей между разными парадигмами гораздо меньше. Тут подходит аналогия: транспортная сеть. Внутри городов она очень густа, а между городами более разряжена. Это позволяет достаточно точно определять границы городов и различать их между собой. Естественно, иногда с долей условности.
Роман Уфимцев (6.11.2013 14:05)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011