Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингуНаши дальние родственники: Системный анализ и чувствительные точки
Комментарий: Кибернетический потолок
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Наши дальние родственники: Системный анализ и чувствительные точки
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Наши дальние родственники: Закон серийности Пауля Каммерера
.
Власть над умами
Anschauung, научный метод Гёте
.
Наши дальние родственники: Системный анализ и чувствительные точки
Наши дальние родственники: Слабые сигналы
.
Наши дальние родственники: Меметика
.
Наши дальние родственники: Спиральная динамика
.
Когнитивные технологии - это просто
.
Интрамаркетинг не для всех
.
Метафора and Beyond
.
Что же такое идентичность
Субстанциональные модели маркетинга
.
Управление знаниями: суть да дело
.
Методическая система Cynefin
.
Первый кит интрамаркетинга: кибернетика
.
Второй кит интрамаркетинга: когнитивная психология
.
Рецепты времен кризиса
Прогнозирование как неточная наука
.
Школа когнитивного бойца
.
Комментарий: Кибернетический потолок
Последняя редакция: 04.05.2009
Темы:
Мы начнем комментарий с простого, но важного вопроса: Сколько самостоятельных уровней может быть выделено в социальных системах?
С точки зрения кибернетики, а значит, и системного анализа – два уровня. Первый уровень образован материальными, физическими частями системы - материальными накопителями, потоками и т.д. Второй уровень – информационный, он образован информационными и управляющими потоками. Одна из ключевых идей Донеллы Мидоуз состоит в том, что вмешательства в системы предпочтительнее делать не на материальном уровне, где они затратны, требуют много времени и не всегда возможны, а на информационном, то есть на более высоком уровне. С этой совершенно верной идеей невозможно спорить, однако, является ли информационный уровень последним?
Последние и главные пункты списка Мидоуз касаются парадигм системы. Но парадигмы не относятся к информационному уровню. Парадигмы, убеждения, представления о мире, интеллектуальный шаблоны – все это не является информацией в кибернетическом смысле слова. Информация может транслироваться по каналам связи без потерь и искажений, в виде последовательности знаков, поскольку она дискретна. Напротив,  парадигмы – не дискретные, целостные системы идей и представлений, это клубки, которые не разматываются в одну последовательную и дискретную нить . Два потока информации могут взаимодействовать используя ясные логические механизмы и схемы и порождать новый поток информации. Напротив, взаимодействие парадигм сложно и нелинейно, нелогично. Две взаимодействующие парадигмы могут породить, а могут и не породить третью парадигму. Иногда одна из них "побеждает", впитывая какие-то черты проигравшей. Чаще они сосуществуют рядом, активно взаимодействуя, но не растворяясь друг в друге (возьмем историю взаимодействия парадигм коммунизма и фашизма). Это совершенно не похоже на честное и равнозначное взаимодействие информационных потоков, которые порождают новый поток.
Безусловно, в социальных системах существует третий, парадигматический или когнитивный уровень, содержащий не только парадигмы, но и восприятия, убеждения, эмоции, ценности, культуру (подробнее об этом). Информационный уровень, являясь более высоким по сравнению с материальным управляет им. Но когнитивный уровень является более высоким по сравнению с информационным и определяет смысл происходящего в системе. И это более значимо, чем управление, потому что  само управление производится на основе смысла, накладываемого на систему когнитивным уровнем . Донелла Мидоуз об этом пишет в пункте "Парадигмы системы":
"Парадигмы – это питательные источники систем. Именно из них, из разделяемых обществом соглашений об устройстве мира, происходят цели и информационные потоки, обратные связи, рынки и все остальные звенья систем."
Когнитивный уровень – самый значимый, высший уровень социальных систем. Наиболее экономичные, фундаментально влияющие на системы вмешательства происходят именно на этом уровне – это признает и сама Мидоуз. Однако, в кибернетической картине мира этот уровень отсутствует как нечто самостоятельное. Это характерно проявляется и в статье - чем ближе к высшим, парадигматическим пунктам списка, тем менее четкими, более общими и размытыми становятся рассуждения и примеры Донеллы. Её наглядный пример с ванной куда-то исчезает.  Кибернетика достигает тут своего потолка в исследовании чувствительных точек социальных систем .
Обозревая источники идей, на основе которых был разработан интрамаркетинг, мы называем кибернетику "первым китом" интрамаркетинга. Но  кибернетика – великолепный инструмент исследования систем, в которых нет когнитивного уровня  – технических, компьютерных, иногда биологических. Но социальные системы образованы людьми, для которых их идеи, мысли, восприятия, эмоции – причина всего, что они делают. Социальные системы невозможно изучать не ставя во главу угла когнитивный уровень, который слабо подчиняется кибернетическим механизмам управления и обратных связей. Кибернетика должна быть обогащена знаниями из сферы когнитивной психологии, и это "второй кит интрамаркетинга". При этом и сама когнитивная психология должна рассматриваться не как приложение идей кибернетики к человеческому сознанию (иногда её понимают именно так), а как самостоятельная область знаний.
Когнитивный ландшафт социальных систем
Если корни социальных систем лежат на когнитивном уровне, если на нем располагаются самые чувствительные точки, нам нужно знать, каковы свойства этого уровня. Именно так мы формулировали свою задачу, развивая интрамаркетинг – набор моделей, облегчающий разработку целенаправленных вмешательств в рыночные и организационные системы. И подобно Донелле Мидоуз, мы могли бы сказать, что окончательных ответов нет, что работа не завершена. Но даже то, что известно уже сейчас, может заполнить пробелы и навести порядок в списке чувствительных точек системного анализа. Далее я попробую это показать.
Прежде всего, нужно отметить уникальное своеобразие когнитивного уровня, он отличается от материального и информационного в своих самых фундаментальных свойствах, "законах сохранения":
Материальный уровень
На нем действуют законы сохранения вещества и энергии (наряду с прочими известными физике законами сохранения). Это значит, что если в одном месте убудет, в другом столько же прибавится. Материя не исчезает и не появляется ниоткуда.
Информационный уровень
На нем действует закон сохранения тождественности: кусок информации остается тождественным сам себе. Это основа логики, которая оперирует именно с информацией. Однако, законы материальные сохранения тут уже не действуют: информация может копироваться почти без затрат вещества и энергии, она может исчезать бесследно и иногда возникать из ниоткуда.
Когнитивный уровень
На этом уровне не действуют ни информационные, ни тем более, материальные законы сохранения: идеи, эмоции, восприятия не тождественны сами себе. В любой момент времени любое содержание нашего сознания уникально. Нельзя ни увидеть, ни вспомнить, ни подумать ничего совершенно одинаково два раза. Однако, тут действует  закон сохранения симметрий или гештальт-качеств . Например, устойчивые социальные парадигмы – это комплексы идей, восприятий, шаблонов мышления и поведения, информационное наполнение которых постоянно меняется – от человека к человеку, от одного момента времени – к другому. Однако, при этом сохраняется общая структура симметрии этого комплекса идей, или его гештальт.
Когнитивный ландшафт социальной реальности можно представить огромной и сложной мозаикой парадигм различного уровня – от фундаментальных архетипических парадигм человеческой культуры до поведенческих и мыслительных шаблонов низкого уровня, вроде навыка ездить на велосипеде или умения строить причино-следственные силлогизмы. Каждый из них образован когнитивным ядром, уникальным типом симметрии или гештальтом, а информационное содержание легко варьирует. Навык езды на велосипеде распространяется на все формы и размеры велосипедов, умение строить логические цепочки не зависит от того, какая именно информация логически обрабатывается, представление о темных силах зла присутствует практически во всех человеческих культурах, хотя конкретные легенды различаются.
Иногда, социальная система находится "под покровом" одной определенной парадигмы, одного определенного когнитивного ядра. Он придает смысл всему информационному наполнению системы, а информация, в свою очередь, управляет материальными процессами в системе. Однако, как мы видели выше,  когнитивные ядра мало зависят от конкретного информационного или материального содержания, поэтому системы, будучи внешне материальными и информационными структурами, могут подпадать под действие разных парадигм. Новая парадигма может вытеснить предыдущую и охватить систему, адаптировавшись к её информационным и материальным структурам.  Именно так происходит смена социальных парадигм. Хотя именно парадигмы определяют будущее системы, их смена вначале не приводит к немедленным изменениям ни в информационном, ни в материальном уровне систем. Первый признак смены парадигмы - изменение смысла информационных потоков. Далее, новый смысл информации приводит к изменению управляющих механизмов и начинается перестройка системы, в том числе и изменение её целей и правил. Смена целей и правил - это не причина изменений системы, это одно из автоматических следствий смены парадигмы.
Гораздо чаще социальные системы находятся в сфере влияния сразу нескольких социальных парадигм и вот здесь возникает возможность тех самых тончайших вмешательств, которые несоизмеримы с теми большими последствиями для всей системы, которые они способны произвести. Каждая соперничающая парадигма подчиняет себе определенный информационный и материальный сегмент системы. Существуют и области стыка, где информация и управляемые ею материальные объекты находятся под соперничающим влиянием нескольких парадигм, образуются области или точки "мерцающего смысла" или "мерцающие точки".
 Мерцающие точки - это наиболее чувствительные точки социальных систем . И далее мы обсудим их признаки, свойства и методы работы с ними.
1
Границы предметной области парадигмы
Каким образом определяются границы предметной области парадигмы и ее содержание?
Юрий Николаевич jm28@mail.ru (6.11.2013 13:58)
2
Хороший вопрос
Парадигмы - не предметы и у них нет четких границ. Но обычно определить границы парадигмы все же можно. Механически это выгляди так: мы рисуем сеть узлов, в которой каждый узел - некоторое понятие, закон или принцип парадигмы. Узлы соединяются смысловыми связями, образуя клубок. Этот клубок и есть парадигма. Естественно, узлы внутри парадигмы имеют связи и с другими клубками, но таких связей гораздо меньше, чем связей внутри клубка, внутри парадигмы. Вот плотность связей между узлами и является критерием парадигмы. Связей внутри парадигмы много, а связей между разными парадигмами гораздо меньше. Тут подходит аналогия: транспортная сеть. Внутри городов она очень густа, а между городами более разряжена. Это позволяет достаточно точно определять границы городов и различать их между собой. Естественно, иногда с долей условности.
Роман Уфимцев (6.11.2013 14:05)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011