Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингуНаши дальние родственники: Системный анализ и чувствительные точки
Cписок чувствительных точек
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Наши дальние родственники: Системный анализ и чувствительные точки
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Наши дальние родственники: Закон серийности Пауля Каммерера
.
Власть над умами
Anschauung, научный метод Гёте
.
Наши дальние родственники: Системный анализ и чувствительные точки
Наши дальние родственники: Слабые сигналы
.
Наши дальние родственники: Меметика
.
Наши дальние родственники: Спиральная динамика
.
Когнитивные технологии - это просто
.
Интрамаркетинг не для всех
.
Метафора and Beyond
.
Что же такое идентичность
Субстанциональные модели маркетинга
.
Управление знаниями: суть да дело
.
Методическая система Cynefin
.
Первый кит интрамаркетинга: кибернетика
.
Второй кит интрамаркетинга: когнитивная психология
.
Рецепты времен кризиса
Прогнозирование как неточная наука
.
Школа когнитивного бойца
.
Cписок чувствительных точек
Последняя редакция: 04.05.2009
Темы:
Сообщество системных аналитиков накопило немало знаний о чувствительных точках. Те из нас, кто учился у великого Джея Форрестера в Массачусетском технологическом институте прониклись одним из его любимых рассказов. Он говорил: "Люди интуитивно знают, где находятся чувствительные точки. Время от времени я провожу анализ компаний и обнаруживаю какую-нибудь чувствительную точку – может быть, это складская политика, взаимоотношения между отделом продаж и производством, или кадровая политика. И когда я прихожу в компанию, то обнаруживаю, что этой точке и так уже уделяется много внимания. Все пытаются давить на неё, но не в том направлении!"
С классическим примером подобных ошибок интуиции я познакомилась еще во времена своего знакомства с системным анализом, это была разработанная Форрестером модель мира. Римский Клуб попросил его продемонстрировать, как основные глобальные проблемы – нищета и голод, разрушение окружающей среды, истощение природных ресурсов, ухудшение ситуации в городах, безработица – связаны между собой и как они могут быть решены. Форрестер создал компьютерную модель и выявил ясную чувствительную точку – Рост. Не только рост населения, но и рост экономики. Рост имеет как свои преимущества, так и свою цену, но мы обычно не принимаем во внимание цену, а ведь это нищета и голод, разрушение среды и т.д. – целый список проблем, которые вроде бы должны решаться ростом! Но оказалось, человечеству нужен гораздо более медленный рост, а в некоторых случаях нулевой или негативный рост.
Мировые лидеры совершенно правильно фиксируют свое внимание на экономическом росте как на ответе почти на все проблемы, но они, опираясь на всю свою власть, воздействуют на эту точку в ложном направлении.
Другой классический пример работы Форрестера – исследование городской динамики, опубликованное в 1969 году. В нем было показано, что субсидируемое жилье для малоимущих является чувствительной точкой. Чем меньше такого жилья, тем лучше городу – даже жителям с низкими доходами. Причина в том, что умножение субсидируемого жилья без приложения эквивалентных усилий в создании рабочих мест для жителей ломает пропорцию рабочие места/жилье, интенсивно увеличивает безработицу и расходы на социальное обеспечение, приводит к моральному упадку города. Эта модель была разработана в то время, когда государственная политика состояла в реализации большой программы строительства жилья для малоимущих. Форрестера высмеивали. Сегодня эти районы городов закрываются один за другим. Форрестер был прав.
«Контр-интуитивные» – так Форрестер характеризовал сложные системы. Чувствительные точки не интуитивны. А если и интуитивны, наша интуиция подсказывает неверные движения, приводит к системному ухудшению проблемы, которую мы стараемся решить.
Я знаю, что системные аналитики не нашли простых и легких в применении формул для поиска чувствительных точек. Когда мы изучаем систему, мы обычно знаем, где находятся её чувствительные точки. Но если мы имеем дело с новой системой, с которой никогда раньше не сталкивались? Наша контр-интуиция не слишком хорошо развита. В этом случае иногда нужно несколько месяцев или лет компьютерного моделирования, чтобы найти чувствительные точки. Но по своему горькому опыту мы знаем, что из-за их контр-интуитивности, даже когда мы находим чувствительные точки системы, нам почти никто не верит.
Это очень грустно, особенно для тех из нас, кто не просто хочет понять сложные системы, а желает сделать мир лучше.
Однажды я сидела на встрече, посвященной вопросу, как сделать мир лучше – точнее, это была встреча, посвященная обсуждению, как новый глобальный торговый режим, NAFTA (Североамериканская зона свободной торговли), GATT (Генеральное соглашение по таможенным тарифам и торговле стран Атлантического союза) и Всемирная торговая организация, скорее всего, сделают мир хуже. Чем больше я слушала, тем больше начинала закипать: «Люди изобретают огромную новую систему..." – подумала я, – "И у них нет ни малейшего представления, как эта сложная структура себя поведет! И наверняка она будет нацелена на ложное направление – только на рост, на рост любой ценой!! А те предохранительные контрольные показатели, о которых болтают эти симпатичные либеральные парни – маленькие подкручивания параметров, слабые отрицательные обратные связи – это просто ничто!!!"
Внезапно, даже не понимая, что происходит, я встала, промаршировала к перекидным листам, открыла чистый лист и написала:
Места для вмешательств в систему
(в порядке нарастания эффективности):
9. Константы, параметры, числа (субсидии, ставки налогообложения, стандарты)
8. Регулирующие отрицательные обратные связи.
7. Управление положительными обратными связи.
6. Материальные потоки и узлы материальных пересечений.
5. Информационные потоки.
4. Правила системы (штрафы, поощрения, ограничения).
3. Распределение влияния по правилам системы.
2. Цели системы.
1. Установки или парадигма, из которой возникла система - ее цели, силовая структура, правила, её культура.
Все участники встречи удивленно заморгали, включая и меня саму. "Это великолепно!" – выдохнул кто-то. "Да?" – сказал кто-то другой.
Я поняла: мне теперь придется много объяснять.
И много еще о чем подумать. Как и всё остальное, что мне приходит в голову в перевозбужденном состоянии, этот список не был как следует обоснован. Когда я начала делиться им с окружающими, особенно с системными аналитиками, у которых были свои собственные списки, и с активистами, которые хотели начать немедленно применять его на практике, их вопросы и комментарии заставили меня его пересмотреть, некоторые пункты добавить, некоторые удалить, и снабдить разъяснениями.
Скоро я приведу окончательный вариант списка, объясню жаргон, дам примеры и покажу исключения. Задача этого предисловия – указать на скромную роль этого списка, открыть пространство для его развития. То, что всплыло в моем сознании в тот день, было результатом десятилетий строгого анализа различных типов систем, который проводился многими умными людьми. Но сложные системы сложны. Опасно делать обобщения на их счет.
Таким образом, вы знакомитесь с работой, которая еще не завершена. Это не простой рецепт, не абсолютно надежная инструкция по поиску чувствительных точек. Скорее, это призыв взглянуть шире на те многочисленные способы, которыми можно изменить систему.
Вот пересмотренный список, который был составлен, когда страсти поутихли:
Места для вмешательств в систему
(в порядке нарастания эффективности):
12. Константы, параметры, числа (субсидии, ставки налогообложения, стандарты).
11. Размер буферов и других стабилизирующих накопителей по сравнению с проходящими через них потоками.
10. Структура материальных накопителей и потоков (таких, как транспортные сети, возрастное распределение населения).
9. Длительность задержек относительно темпов изменения системы.
8. Сила отрицательных обратных связей относительно изменений, которые они стремятся компенсировать.
6. Структура информационных потоков (у кого есть и у кого нет доступа к тому или иному виду информации).
5. Правила системы (поощрения и наказания, ограничения).
2. Установки или парадигма, из которой возникла система – ее цели, силовая структура, правила, культура.
1
Границы предметной области парадигмы
Каким образом определяются границы предметной области парадигмы и ее содержание?
Юрий Николаевич jm28@mail.ru (6.11.2013 13:58)
2
Хороший вопрос
Парадигмы - не предметы и у них нет четких границ. Но обычно определить границы парадигмы все же можно. Механически это выгляди так: мы рисуем сеть узлов, в которой каждый узел - некоторое понятие, закон или принцип парадигмы. Узлы соединяются смысловыми связями, образуя клубок. Этот клубок и есть парадигма. Естественно, узлы внутри парадигмы имеют связи и с другими клубками, но таких связей гораздо меньше, чем связей внутри клубка, внутри парадигмы. Вот плотность связей между узлами и является критерием парадигмы. Связей внутри парадигмы много, а связей между разными парадигмами гораздо меньше. Тут подходит аналогия: транспортная сеть. Внутри городов она очень густа, а между городами более разряжена. Это позволяет достаточно точно определять границы городов и различать их между собой. Естественно, иногда с долей условности.
Роман Уфимцев (6.11.2013 14:05)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011