Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингуНаши дальние родственники: Меметика
2. Начало меметики
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Наши дальние родственники: Меметика
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Наши дальние родственники: Закон серийности Пауля Каммерера
.
Власть над умами
Anschauung, научный метод Гёте
.
Наши дальние родственники: Системный анализ и чувствительные точки
.
Наши дальние родственники: Слабые сигналы
.
Наши дальние родственники: Меметика
Наши дальние родственники: Спиральная динамика
.
Когнитивные технологии - это просто
.
Интрамаркетинг не для всех
.
Метафора and Beyond
.
Что же такое идентичность
Субстанциональные модели маркетинга
.
Управление знаниями: суть да дело
.
Методическая система Cynefin
.
Первый кит интрамаркетинга: кибернетика
.
Второй кит интрамаркетинга: когнитивная психология
.
Рецепты времен кризиса
Прогнозирование как неточная наука
.
Школа когнитивного бойца
.
2. Начало меметики
Последняя редакция: 11.01.2009
Темы:
В 90-х годах 20-го века мемы Докинса оказались востребованными. Развитие сетевых и коммуникационных технологий сделало тиражирование и распространение информации хорошо наблюдаемым процессом. Стало появляться множество книг, посвященных анализу процесса распространения идей в обществе. Вновь возник интерес к аналогичным теориям, забытым до времени, например, к теории диффузии инноваций Эверетта Роджерса. Естественно, что мем Докинса оказался тут удобным термином, поскольку давал наукообразную эволюционную базу этим исследованиям. Тогда же заговорили и о "меметике". По аналогии с тем, как генетика изучает генетические механизмы развития жизни, меметика обозначила свою область интересов как исследование меметических механизмов развития человеческой культуры.
В ряду книг по меметике, опубликованных в последующих годы, заметное место занимает книга британского психолога Сюзан Блэкмор "Меметическая машина". Меметической машиной Блэкмор назвала человека - по аналогии с генетическими машинами, которыми являются все живые существа. Генетические машины нужны для репликации генам, а люди как меметические машины нужны для репликации мемам, которые настолько же "эгоистичны", как и гены, потому что являются аналогичными репликаторами.
Изложенную в этой книге систему взглядов называют "радикальной меметикой", поскольку Блэкмор утверждает: мемы - это не просто удобная аналогия, а реальный механизм, который по своей значимости уже превысил значимость генов и биологической эволюции. Из-за того, что человеческая цивилизация остановила действие биологического естественного отбора, биологическая эволюция на человека более не действует. Мемы и их "эгоизм" стали важнее генов как для человеческой цивилизации, так и для Земли в целом, именно меметическая, а не генетическая эволюция сегодня задает векторы развития человечество и мира. Более того, утверждает Блэкмор, эгоизм мемов и их стремление к репликации привело к появлению на Земле особого биологического вида, обладающего самам развитым мозгом, который нужен им как механизм репликации, то есть, человека.
Блэкмор считает, что меметика позволяет объяснить то, что не могла объяснить обычная генетическая эволюционная теория. В качестве примера она приводит распространенную в некоторых культурах практику отказа от сексуальных связей - такой обет, например, берут на себя монахи. С точки зрения обычной эволюционной теории это нонсенс, поскольку закрывает такому человеку - как правило, достаточно успешному члену своего общества - возможность продолжения рода и репликации своих генов. Тем не менее, обет о безбрачии и аналогичные формы воздержания - распространенная во многих культурах практика, от которой нельзя отмахнуться как от тупиковой ветки развития человека. Меметика, говорит Блэкмор, все расставляет на свои места. Да, принявший обет безбрачия священник больше не служит первому репликатору, генам. Зато он все силы направляет на службу второму репликатору. Он полностью посвящает себя тиражированию и распространению мемов, связанных с религией. Это, говорит, Блэкмор, доказывает, что вторые репликаторы мощнее и еще более эгоистичны, чем первые. К слову, современные меметики вообще увлеченно рассуждают о религии как об агрессивном меметическом вирусе (сам Докинс написал об этом уже не одну книгу), видимо, по каким-то "конъюнктурным" соображениям.
Далее, говорит Блэкмор, мемы объединяются в комплексы, "мемплексы", такие как религия, отдельные ремесла, виды искусств, науки, социальные представления. Даже сознание человека, является, по мнению Блэкмор, всего лишь сложным комплексом мемов, мемплексом. Эта радикальная точка зрения дает представление о том, какие амбиции у меметики как дисциплины - ни много, ни мало, сыграть роль новой эволюционной теории, способной объяснить развитие человеческой цивилизации и само сознание человека - как это пытается сделать другой известный меметик Дэниел Деннет в книге "Объяснение сознания".
Сегодня меметика - весьма популярная на Западе тема (благодаря, например, книге знаменитого эссеиста Сэта Година "Разоблачение идеавируса"), интерес к ней нарастает и у нас. Ее привлекают для описания механизмов "вирусного маркетинга", особенностей распространения информации в электронных социальных сетях и т.д. Однако, не все так гладко с меметикой. У нее есть очень слабое место, в которое не устают бить критики. И приходится признать - несмотря на привлекательность меметики как идеи, пока она остается лишь красивой аналогией.
1
Удивительная аналогия
Когнитивное ядро в реальности никогда не раскроется ВО ВСЕХ внутренних и внешних проявлениях компании подобно фракталу из примера... подумалось мне сначала. Но потом в памяти всплыли картинки других фракталов, которые видел раньше... с виду не таких уж упорядоченных. И тут я улыбнулся:)
Кузнец v.ilyasov@gmail.com (23.01.2009 6:00)
2
Конечно, пример с кривой Коха не идеален
 Кривая Коха - фрактал не слишком интересный, слишком схематичный. Действительно, имеются гораздо более выразительные примеры, то же самое множество Мандельброта. В нем самоподобие не так тривиально.
На мой взгляд, самый наглядный пример - это живое дерево. Живые деревья обладают фрактальной структурой, но не геометрически-строгой, как кривая Коха. Они также последовательно развертываются в процессе роста, как эта кривая, но подвергаясь случайным отклонениям от изначальной схемы, так что каждое дерево индивидуально, уникально.
Наверное, это более удачная метафора того, как в разворачивается в реальности когнитивные ядра, гештальты.
Роман (24.01.2009 10:25)
3
\"\"\"
 дерево в человеке-нерв,кровеносная система,
облако себя копирует до седьмого порядка...
VALER val1506@ya.ru (14.02.2010 11:08)
4
мои впечатления от текста
очень интересно. я давно любуюсь и удивляюсь деревьям. Определённой породы все они схожи и одновременно индивидуальны и гармонично построены. Попробуйте сделать портрет дерева /конкретного/ Получится дисгармония. Ветки и листья не уложатся так гармонично, а если уложатся, то это будет уже другое дерево.
валя.
научились выращивать с\\х растения и животных абсолютно идентичными. Это продуктивно, но вызывает тоску, неестественно и печально смотрится.
валентина walentuna@gmail.com (28.01.2012 21:31)
5
Что такое мем...
"Ген", условно, единица биологической информации. Без электронного микроскопа никто не увидел бы те "гены" о которых идёт речь. На самом деле это длинные белковые молекулы, редупликацию которых можно увидеть под микроскопом. Т.о. мы знаем (догадываемся) как этот процесс происходит.
К примеру, единицей электронной информации считается бит, и есть специалисты, которые знают о нём всё.
"Мем", опять таки, условно, можно считать единицей смысла. Вероятно такими единицами, а, скорее набором множества таких единиц оперирует сознание.
Не зная механизма формирования смысла и не говоря уже о том, как выглядит, что из себя представляет и как передаётся единица смысла, мы не можем однозначно сказать как происходит редупликация смыслов. Именно по-этому тяжело себе представить как передаются мемы.
Но наука не стоит на месте, и, возможно, скоро станет известно что из себя представляет единица смысла, передающаяся в сознании и как происходит сие действо...
Вероятнее всего это передача образной информации, т.к. мозг биологических систем до возникновения сознания мыслил исключительно образами. И только человек сумел трансформировать набор образов в набор символов и передавать от одно го индивида к другому именно таким способом.
Юрий zsz@ukr.net (28.03.2013 21:11)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011