Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингуНаши дальние родственники: Спиральная динамика
2. Спиральная динамика: цвета и уровни
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Наши дальние родственники: Спиральная динамика
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Школа когнитивного бойца
.
2. Спиральная динамика: цвета и уровни
Последняя редакция: 27.01.2009
 
Как говорят Бек и Коуэн, каждый уровень характеризуется своим v-мемом, который, в частности, влияет на 1) восприятие внешнего мира, 2) характерные методы реагирования на проблемы, то есть, на направление мышления, и 3) на осознанные устремления представителей сообщества. В этих трех срезах мы и представляем уровни спирали:
Уровень/цветОтношение к мируНаправление мышленияЧто ищет человек
БежевыйФизические чувства диктуют условия жизни.Естественные инстинкты и рефлексы, автоматическое существование.Выживание, удовлетворение биологических и инстинктивных нужд, репродукция.
ФиолетовыйМир полон опасных и таинственных сил и духовных существ, которых нужно умиротворять, которым нужно поклоняться.Анимистическое мышление, направляется традициями и ритуалами группы.Поклонение миру духов, прославление предков, защита от порчи, укрепление семьи.
КрасныйМир - джунгли, в которых побеждают сильные, а слабые им служат. Природа - противник, который должен быть побежден.Мышление эгоцентричное, утверждение собственного доминирования, эксплуатация.Сила и власть. Доминирование и контроль над другими. Чувственные наслаждения.
СинийМир управляется Высшей силой, которая наказывает зло и в конечном итоге вознаграждает хорошую работу и правильную жизнь.Мышление абсолютистское, покорность высшим авторитетам и правилам, чувство вины.Стабильность и порядок. Повиновение ради предстоящей награды. Смысл, значение, определенность.
ОранжевыйМножество ресурсов и возможностей для развития, для того, чтобы сделать жизнь лучше и достичь процветания.Прагматическое мышление, направленное на достижение целей и результатов, на проверку вариантов, на маневрирование.Новые возможности, успех. Соревнование ради достижения успеха. Влияние, автономия.
ЗеленыйЗемля, где гуманность приносит любовь, где общая польза достигается через сопричастность и разделение благ.Релятивистское мышление, реагирующее на человеческое нужды, сопричастное, ситуационное, договорное, текучее.Гармония, любовь. Воссоединение ради взаимного развития. Осознание, принадлежность.
ЖелтыйМир - хаотический организм, в котором изменения - норма, а неопределенность - приемлемое состояние жизни.Систематическое мышление, функциональное, интегративное, экзистенциональное, гибкое, вопрошающее, принимающее.Независимость, самодостаточность. Встроенность в жизненную систему. Знание.
БирюзовыйМир - тонко сбалансированная система переплетающихся сил, равновесие в ответственных руках человека.Холистическое мышление, трансперсональное, коллективное сознание, сотрудничество и взаимосвязанность.Глабальное сообщество, выживание людей на Земле, глобальное осознание.
Коралловый (гипотетический)Пока не проявлено, но скорее всего, ориентированное на контролирующую, консолидирующую роль личности.Возможно, направляется еще неизвестными возможностями мозга... ??
После некоторых интеллектуальных упражнений, понять особенный "характер" некоторых из перечисленных уровней становится несложно. Облегчает дело и такая занятная картинка:
В руках у героя каждого уровня - то, что занимает его ум, а белыми символами изображены предпочтения относительно общественного устройства. Например, герой синего уровня склонен к иерархически организованным обществам, герой оранжевого уровня - к древовидно-организованным обществам и т.д.
Для удобства и простоты мы бы предложили еще один способ зафиксировать особенности уровней - связать с каждым из них образ определенного героя, наделенного характерным мировоззрением и ценностями, например, так:
Бежевый уровень, Дикарь
"Физические чувства диктуют условия жизни."
Фиолетовый уровень, Колдун
"Мир полон опасных и таинственных сил и духовных существ, которых нужно умиротворять, которым нужно поклоняться."
Красный уровень, Воин
"Мир - джунгли, в которых побеждают сильные, а слабые им служат. Природа - противник, который должен быть побежден."
Синий уровень, Монах
"Мир управляется Высшей силой, которая наказывает зло и в конечном итоге вознаграждает хорошую работу и правильную жизнь."
Оранжевый уровень, Предприниматель/Инженер
"Множество ресурсов и возможностей для развития, для того, чтобы сделать жизнь лучше и достичь процветания."
Зеленый уровень, Брат
"Земля, где гуманность приносит любовь, где общая польза достигается через сопричастность и разделение благ."
Желтый уровень, Разведчик/Исследователь
"Мир - хаотический организм, в котором изменения - норма, а неопределенность - приемлемое состояние жизни."
Бирюзовый уровень, Мудрец
"Мир - тонко сбалансированная система переплетающихся сил, равновесие в ответственных руках человека."
Динамика
Важный элемент теории Грейвса и спиральной динамики - описание механизма, причин, по которым один уровень сменяется другим. Смена происходит, когда перед обществом накапливаются задачи, которые не могут быть решены в рамках действующего уровня. Тогда появляются носители нового супермема и он постепенно вытесняет старый с доминирующих позиций. Вот так вкратце выглядит мотивация перехода с одного уровня на следующий:
Дикарь осознает себя как личность, постигает причинно-следственные связи, понимает, что выживание требует группового взаимодействия и возможности как-то влиять на неведомые силы мира. Он становится Колдуном.
В обществе появляется доминантная личность, которая становится сильнее группы, она начинает силой подчинять себе реальность, не опасаясь неведомых сил. Колдун превращается в Воина.
Воин, устав от завоеваний, смотрит в далекое будущее, ищет смысл жизни, признает власть морали. Воин становится Монахом.
Монах ищет счастья в этой жизни, видит множество привлекательных альтернатив, сталкивается с возможностью уйти от догмы и немедленно улучшить жизнь, не ждать, а сконструировать свое благополучие. Он становится Предпринимателем/Инженером.
Предприниматель обнаруживает, что успех в реализации планов и материальное благосостояние не приносит счастья, он меняет точку зрения на общество в котором живет, понимая важность коллективизма, недовольство конкуренцией и неравенство превращает его в Брата.
Брат осознает высокую стоимость коллективных решений, он сталкивается с необходимостью конкурировать с теми, кто не обременен социальными обязательствами. Он вынужден искать новые решения и пути в сложной реальности. Брат становится Разведчиком/Исследователем.
Исследователь ищет порядок в хаосе, ищет синтезирующего соединения физического и духовного. Он становится Мудрецом.
Вот так, от уровня к уровню и происходит развитие "взрослых биопсихосоциальных систем". Если верить создателям спиральной динамики, это 7 универсальных во все времена сюжетов. Однако, позвольте мне в этом серьезно усомниться...
Пример: современное западное общество
Прежде, чем мы возьмемся за суровую критику и препарирование спиральной динамики, познакомимся с примером анализа в рамках этой теории.
Как можно было бы классифицировать современное западное общество, представленное "развитыми демокартиями"? Какой уровень для них является доминирующим? Вот какой расклад дает эта теория.
Чем выше уровень развития общества, тем более сложную смесь различных супермемов оно представляет - ведь один супермем не вытесняет предыдущие полностью. Не считая единичных бирюзовых проявлений, высшим уровнем для современного западного общества является желтый (все остальные общества - арабский мир, Юго-Восточная Азия, Южная Америка, Россия и тем более Африка находятся, естественно, ниже по уровню...). То есть, развитые демократии находятся на желтом уровне, который обозначился где-то в середине 20-го века. Остальные уровни также присутствуют в западной культуре, но занимают свои ниши:
Бежевый уровень, Дикарь
Люмпены, бомжи, асоциальный андерграунд.
Фиолетовый уровень, Колдун
Необразованные социальные низы. Мистические маргинальные секты и течения.
Красный уровень, Воин
Уличная молодежь, криминальный мир, цветные кварталы.
Синий уровень, Монах
Пуританские сообщества, официальные религиозные образования.
Оранжевый уровень, Предприниматель/Инженер
Мир бизнеса, средний класс.
Зеленый уровень, Брат
Социальные и левые течения, официальная правительственная пропаганда, знаменитости и культурные идолы.
Желтый уровень, Разведчик/Исследователь
Научное сообщество, прогрессивные политики, высокотехнологичные сектора экономики.
В качестве упражнения я предоставляю читателю самостоятельно классифицировать таким же образом и наше российское общество.
1
Замечательно!
Большое спасибо, Роман, за статью! Прошу Вашего разрешения опубликовать ее на ресурсе, который посвящен спиральной динамике. Со всеми возможными ссылками на источники и авторство.
С уважением,
Анатолий Баляев
get.metalevel.net
Анатолий pochtabbe@gmail.com (16.03.2009 10:29)
2
Небольшой ответ на дискуссии вокруг статьи
Уважаемые читатели,
1. Ни в коем случае эта статья не претендует на то, чтобы дать «окончательную» оценку СД и вполне возможно, она не перекрывает всех важных с точки зрения энтузиастов СД моментов. Так, последовательность индивидуального и коллективного акцентов на каждом следующем уровне - как это было еще у Грейвса - была сознательно опущена, потому что с нашей точки зрения это различие достаточно отражено в самих описаниях уровней.
2. Приписывание США к желтому уровню - не идея автора, а идея самих авторов СД сегодня. Естественно, что это вызывает много вопросов, но я лишь тут привел их собственное мнение. Уровень ведь назначается по самому высшему представленному в обществе? Тогда все в порядке.
3. Идея образов героев - моя, это верно. Но она нужна лишь для того, чтобы читатель, не очень знакомый с СД мог не путаться в цветах.
4. Я не считаю людей ресурсами для обогащения. Это противоречит моему мировоззрению. Это вредное отношение даже с оранжевых позиций :). Люди - личности и наделены свободой воли. Если ты можешь принести им пользу, то есть шансы, что и они принесут тебе пользу. Или, если хотите, заметите слово \"польза\" на слово \"благо\". Бизнес - это вечный поиск баланса между любовью и корыстью. И хорошо, если этот баланс не лжив и уродлив, а честен и красив. Это задача хорошего маркетинга, сделать так.
Роман Уфимцев (19.03.2009 9:52)
3
спасибо!
Кратко и доходчиво, а главное - автор, описывая чужие труды, не утратил способности мыслить самостоятельно и иметь собственное мнение. Был бы рад и дальше читать подобные статьи.
Мальцев Игорь igormaltsev2009@yandex.ru (26.12.2012 13:26)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011