Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингу
Наши дальние родственники: Спиральная динамика
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Наши дальние родственники: Спиральная динамика
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Школа когнитивного бойца
.
Наши дальние родственники: Спиральная динамика
Последняя редакция: 27.01.2009
 
Мы продолжаем обзор течений в социальных науках, которые в большей или меньшей степени созвучны идеям интрамаркетинга. Тема этой статьи - спиральная динамика.
Если набрать этот термин в поисковике, обнаружится немало веб-страниц, в том числе и на русском языке, посвященных спиральной динамике. К сожалению, по большей части спиральная динамика упоминается на веб-сайтах, посвященных "личностному росту" и манипулятивной психологии. Описания спиральной динамики на таких сайтах помещаются среди текстов по оккультизму, астрологии, гипнозу и прочему популярному квазипсихологическому хламу. И, как мы увидим из дальнейшего, адепты спиральной динамики в этом отчасти виноваты сами.
Однако, мы можем отделить зерна от плевел и критически, но не претенциозно взглянуть на идеи, которые лежат в основе теории спиральной динамики. И оказывается, под кучей интеллектуального мусора обнаруживается нечто любопытное и даже полезное с точки зрения практики маркетинга и organization development.
Истоки спиральной динамики
Спиральная динамика вдохновлена трудами не слишком известного американского психолога и философа 60-х годов Клера В. Грейвса. Он исследовал "эмерджентные циклические уровни существования", которым подвержены "взрослые биопсихосоциальные системы".
Звучит сложно, но суть проста. Грейвс выдвинул гипотезу, что  человеческие сообщества проходят уровни развития, которые проявляются как различные подходы к решению проблем, которые перед ними ставит реальность. Каждая стадия характеризуется особой системой ценностей, различным интеллектуальным настроем . Важный момент теории Грейвса, которая ее отличает от других циклических теорий развития - он считал, что  каждый следующий уровень не вытесняет предыдущий, а наслаивается на него, так что все предыдущие уровни развития продолжают существовать в обществе наряду с самым последним появившимся .
И далее Грейвс, выдвинул описание примерной последовательности таких уровней, числом восемь. Каждой из них он дал не очень четкую характеристику и разместил их на двух витках некой "спирали развития".
Работа Грейвса в середине 60-х годов не получила резонанса, вероятно потому, что в то время в моде были количественные и структурные подходы в социальных науках. Теория же доктора Грейвса была слишком туманна и, пожалуй, спекулятивна.
Второе дыхание
Второе дыхание теория Грейвса получила в 1996 году, когда вышла книга Дона Бека и Криса Коуэна "Спиральная динамика: основание ценностей, лидерства и перемен", в которой они популяризировали исходную теорию, ввели цветовые обозначения для 8 уровней доктора Грейвса (тот обозначал их малопонятными комбинациями букв) и, наконец, внедрили в теорию понятия другой модной дисциплины, меметики (о ней мы уже говорили).
Подобные пафосные иллюстрации немало послужили тому, что спиральная динамика воспринимается скорее как оккультно-мистическая догма, а не как полезная для практики модель.
Вот что у них получилось:
Сообщества людей являются носителями мемов, среди которых особую, определяющую роль играют "ценностные мемы" - в их обозначении, vMemes, где "v" означает "values", ценности. Эти "супермемы" (будем их так именовать для простоты) становятся точкой притяжения для мемов более низкого порядка, которые определяют интеллектуальные привычки, методы решения жизненных задач и возникающих проблем, принятых в данном сообществе. В конечном итоге, супермемы формируют все проявления культуры сообщества - от искусства до общественного устройства.
В результате естественных процессов развития в "биопсихосоциальном" пространстве общества, превалирующий супермем порождает новый супермем, который постепенно вытесняет предыдущий. С виду это выглядит как постепенная или, реже, внезапная смена ценностей в обществе, в результате которой трансформируются и все подчиненные мемы - шаблоны мышления и поведения, общественные установления и т.д.
На сегодняшний день всего просматривается 8 супермемов и соответствующих уровней существования общества. Каждый последующий диалектически вытекает из предыдущего, все вместе они могут быть представлены спиралью из двух витков, на каждом из которых располагается по четыре уровня. Однако, теория не ставит точку на этих 8 уровнях, вероятно могут возникнуть и новые уровни, так, якобы угадывается и 9 уровень.
Когда один супермем сменяется другим, предыдущий не исчезает полностью из культурного пространства сообщества, а продолжает в нем существовать, перемещаясь в его "теневые" или маргинальные области. Таким образом, сообщество одновременно подвержено влиянию нескольких супермемов и соответствующих ценностных установок. Тем не менее, обычно современное сообщество - от государств до организаций и семей - может быть условно размещено на двухвитковой спирали в соответствии с превалирующим в нем в данный момент времени супермемом. Сообщество также может находиться в переходном состоянии от одного супермема к другому.
Общая закономерность - движение от одного уровня к следующему, расположенному выше на спирали. Однако, возможно и нисходящее движение, то есть, "деградация" общества к ценностям более низкого уровня.
Это и есть базовые принципы спиральной динамики в ее исходном виде. Теперь мы готовы познакомиться и с самими разноцветными уровнями...
1
Замечательно!
Большое спасибо, Роман, за статью! Прошу Вашего разрешения опубликовать ее на ресурсе, который посвящен спиральной динамике. Со всеми возможными ссылками на источники и авторство.
С уважением,
Анатолий Баляев
get.metalevel.net
Анатолий pochtabbe@gmail.com (16.03.2009 10:29)
2
Небольшой ответ на дискуссии вокруг статьи
Уважаемые читатели,
1. Ни в коем случае эта статья не претендует на то, чтобы дать «окончательную» оценку СД и вполне возможно, она не перекрывает всех важных с точки зрения энтузиастов СД моментов. Так, последовательность индивидуального и коллективного акцентов на каждом следующем уровне - как это было еще у Грейвса - была сознательно опущена, потому что с нашей точки зрения это различие достаточно отражено в самих описаниях уровней.
2. Приписывание США к желтому уровню - не идея автора, а идея самих авторов СД сегодня. Естественно, что это вызывает много вопросов, но я лишь тут привел их собственное мнение. Уровень ведь назначается по самому высшему представленному в обществе? Тогда все в порядке.
3. Идея образов героев - моя, это верно. Но она нужна лишь для того, чтобы читатель, не очень знакомый с СД мог не путаться в цветах.
4. Я не считаю людей ресурсами для обогащения. Это противоречит моему мировоззрению. Это вредное отношение даже с оранжевых позиций :). Люди - личности и наделены свободой воли. Если ты можешь принести им пользу, то есть шансы, что и они принесут тебе пользу. Или, если хотите, заметите слово \"польза\" на слово \"благо\". Бизнес - это вечный поиск баланса между любовью и корыстью. И хорошо, если этот баланс не лжив и уродлив, а честен и красив. Это задача хорошего маркетинга, сделать так.
Роман Уфимцев (19.03.2009 9:52)
3
спасибо!
Кратко и доходчиво, а главное - автор, описывая чужие труды, не утратил способности мыслить самостоятельно и иметь собственное мнение. Был бы рад и дальше читать подобные статьи.
Мальцев Игорь igormaltsev2009@yandex.ru (26.12.2012 13:26)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011