Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингуНаши дальние родственники: Слабые сигналы
4. Идентификация слабых сигналов
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Наши дальние родственники: Слабые сигналы
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Наши дальние родственники: Закон серийности Пауля Каммерера
.
Власть над умами
Anschauung, научный метод Гёте
.
Наши дальние родственники: Системный анализ и чувствительные точки
.
Наши дальние родственники: Слабые сигналы
Наши дальние родственники: Меметика
.
Наши дальние родственники: Спиральная динамика
.
Когнитивные технологии - это просто
.
Интрамаркетинг не для всех
.
Метафора and Beyond
.
Что же такое идентичность
Субстанциональные модели маркетинга
.
Управление знаниями: суть да дело
.
Методическая система Cynefin
.
Первый кит интрамаркетинга: кибернетика
.
Второй кит интрамаркетинга: когнитивная психология
.
Рецепты времен кризиса
Прогнозирование как неточная наука
.
Школа когнитивного бойца
.
4. Слабые сигналы: Идентификация слабых сигналов
Последняя редакция: 26.10.2009
Темы:
Хотя может быть довольно легко найти примеры слабых сигналов в прошлом, гораздо труднее идентифицировать их в настоящем и оценить их потенциальное влияние на будущее. Куда нам нужно смотреть? Как мы их узнаем? Каковы их характеристики? Очевидно, на этот вопрос не может быть одного простого ответа. Но мы можем начать с применения некоторых общих принципов, чтобы активно искать слабые сигналы, а не случайно набредать на них. Даже это уже может дополнить традиционные методы, которые используются в большинстве организаций.
Вспомним, что слабые сигналы могут усилиться лишь в том случае, если они являются частью сложной адаптивной системы. Таким образом, стартовая точка - определить, находится ли среда, в которой мы ищем слабые сигналы на границе хаоса САС. Если да, тогда идентифицированные сигналы могут усилиться непропорционально их изначальным масштабам. Если нет, тогда сигналы не имеют шанса стать факторами, изменяющими условия игры.
Во-первых, каждую САС нужно видеть на континууме от чисто детерминистских систем (отпустите кофейную чашку и она упадет на пол) до полностью случайных (счастливые числа лотереи или другие события, происходящие почти полностью случайно). Спектр между этими двумя крайностями - различные степени смешения порядка и беспорядка.
Однако, этот континуум не совершенно линеен. На нем есть область, хотя и плохо определенная, которую популярно именуют границей хаоса (название было предложено Митчеллом Вальдропом в книге "Сложное: новая наука на границе порядка и хаоса"). Слабые сигналы проявляются в первую очередь именно в этой периферийной области. Слабые сигналы, которые в конечном итоге приводят к прорывам в разработке новых продуктов, бизнес-схемах, услугах, процессах, решениях и прочем чаще всего находятся на границе хаоса.
Слишком большой сдвиг в одну сторону - и уже жесткость системы позволяет "пробиться к поверхности" лишь сильным факторам, количественно измеримым и укладывающимся в царящую парадигму тенденциям. В частности, перегиб в сторону бюрократических процедур и линейных, количественно представимых процессов (к примеру, в системе "тотального менеджмента качества" или методе "6 сигма") может в конечном итоге привести к недооценке значимости вариаций, задушить слабые сигналы, указывающие на инновационные подходы, продукты и решения. В последние годы компании, которые сделали значительные инвестиции в подобного рода детерминистские методы, включая Дюпон, Моторолу и Дженерал Электрик, потеряли необходимую степень инновационности, хотя и продемонстрировали рост качества своих товаров и услуг.
Слишком большой сдвиг в другую сторону - и уже организационные принципы становятся неотличимы от шума, события происходят чаще по простой случайности, нежели по намерению. Лопнувший пузырь дот-комов - хорошая иллюстрация компаний, которые не сумели усвоить необходимую степень структурности, пренебрегли процессами и практиками, которые являются частью необходимого системного подхода.
А вот колебания на границе хаоса - богатая среда, в которой слабые сигналы чаще всего и обнаруживаются. Люди и компании, которые научились смотреть на эту границу - иногда ближе к области порядка и структурности, иногда ближе к области случайности и неопределенности, получают преимущества от возможности видеть и учитывать слабые сигналы.
Далее, граница хаоса показывает вам общую перспективу. Чтобы погрузиться в детали, необходимы некоторые инструменты и методы. Чтобы обнаружить слабые рыночные сигналы, вам нужно глядеть не только на своих текущих клиентов. Расширение поля зрения повышает шансы, что вы заметите слабые сигналы, которые предваряют появление больших инноваций. В поле зрения нужно включить и клиентов ваших клиентов, учитывать не только прямых участников вашей цепи поставок, но всю сеть создания ценностей. Что за неясные и туманные вещи содержатся в жалобах ваших клиентов? Перепашите источники информации и места развлечений, которые предпочитаются вашими будущими клиентами. Добейтесь, чтобы ваши источники информации были достаточно разнообразны и не ограничивались традиционным, доминантным языком вашей индустрии.
Внимание не только к своему собственному рынку, но и к другим также помогает обнаружить слабые сигналы. Где происходят технологические сдвиги? - и не важно, относятся ли эти рынки и индустрии к той, в которой работаете вы. Какие именно? Где происходят сдвиги в распределении богатства или в распространении информации? Кто становится новым “царем горы” с точки зрения экономики или информации? Где происходит изменение расклада сил и где появляются новые модели бизнеса? Слушайте то, что говорят эксперты о сильных тенденциях, а потом принимайте во внимание и другую сторону медали - находите слабые сигналы, которые указывают на противоположные тенденции. Примите во внимание новые слова или необычное использование старых слов, которое распространяется неформальными группами (например, "аватар"). То же самое относится к новым или изменившим вид символам ("стремительные" логотипы) и мифам (миф "героев-разбойников", миф о “хороших парнях").
Другой богатый источник слабых сигналов - периферия культуры, например, клубная жизнь. Кого и что осмеивают юмористы в комедийных клубах? Вспомним, как комик Ленни Брюс предугадал ограничение гражданских прав в США, а Энди Кауфман предсказал массовую популярность рестлинга и "хаотического" телевидения. (о своей странной способности предвидеть в своих произведениях будущее полушутливо говорит российский юморист Михаил Задорнов - Р.У.) Какие тенденции существуют в искусстве? Платон считал, что перемены в искусствах предваряют важные перемены в политике и социальной жизни.
Целенаправленный поиск слабых сигналов, особенно на границе хаоса, в конечном итоге приводит к богатому урожаю. Но это первый шаг. Следующий шаг - оценка слабых сигналов. И тут важно избежать анализа слабых сигналов методами, которыми мы привыкли оценивать сильные тенденции. Их нельзя сводить к числовым показателям, аналитически сортировать и т.д. Так мы их только потеряем. Необходим совершенно другой метод оценки.
1
Григорий, вы даете! :)
Статья была только про слабые сигналы. Чтобы так все написать в одном материале! Объять необъятное.
Некоторые из перечисленных вами вещей освещены в других статьях на нашем сайте - скейлинг структур и параметров в САС, самоорганизующаяся критичность, степенная статистика, эволюционные циклы. И конечно, много у нас по недостаточности системно-динамического и общего системного подходов при попытке анализа поведения таких систем. Это, пожалуй, главная тема наша :)
Роман Уфимцев (11.09.2009 15:23)
2
Необходимо
http://blinioladi.ru http://osupe.ru http://salatiki.net
admin dimonbams@yandex.ru (2.06.2014 9:19)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011