Ателье ERИнтрамаркетингСтатьи по интрамаркетингу
Наши дальние родственники: Слабые сигналы
Ателье маркетинга ER
Просто и понятно о том, как организуется аутсорсинг маркетингаХвост ящерки. Метафизика метафоры. Бесплатно скачать книгу
Наши дальние родственники: Слабые сигналы
Об интрамаркетинге для маркетологов
Основы интрамаркетинга
Когнитивный эфир
Идентичность
Когнитивные детерминанты
Аморфные каналы
Перекрестная проекция
Стратегия развития
Органическая логика
Карта органической логики
Статьи по интрамаркетингу
Школа когнитивного бойца
.
Слабые сигналы - приметы больших перемен
Последняя редакция: 26.10.2009
Темы:
В цикле Дальние родственники мы делаем обзор моделей и подходов, которые в большей или меньшей степени пересекаются с интрамаркетингом и лежащей в его основе органической логикой. Одно из наиболее интересных направлений - попытки применить для исследования социальных систем новые идеи, которыми нас обогатила теория хаоса. Подобные попытки делаются многими исследователями, но законченной теории тут пока не существует - если она вообще возможна. Однако, характерно, что почти все, кто применяют понятия сложных систем, аттракторов, бифуркаций и другие специфические термины теории хаоса для изучения феноменов социальной реальности, подчеркивают важность изменения самой логики исследования.  Изучение и работа со сложными системами требует не столько какой-то новой теории, сколько новой логики, другого способа мыслить.  И если этот способ усвоен, становится очевидно, что разные исследователи, порой говорящие на разных понятийных языках, говорят об одних и тех же свойствах сложной реальности.
В этом материале мы хотим познакомить вас с одной из наиболее интересных работ последнего времени, статьей американцев С. Дайера Харриса и Стивена Цейслера "Слабые сигналы - приметы больших перемен", которая была опубликована в конце 2002 года в журнале "The Futurist". В ней исследователи обсуждают новый подход к прогнозированию, основанный на представлении социальной реальности как сложной адаптивной системы, в которой проявляются так называемые слабые сигналы. Эти сигналы - зерна грядущих больших перемен в состоянии общества, рынков и т.д. Харрис и Цейслер предлагают процедуру "усилителя слабых сигналов", которая может служить ориентиром для практического использования слабых сигналов в прогнозировании и планировании.
Идеи, отраженные в этой работе имеют самое прямое отношение к принципам интрамаркетинга, практически, в статье излагается один и его аспектов. Мы нашли это совпадение (порой детальное) интригующим. С другой стороны, интармаркетинг способен уточнить и дополнить метод слабых сигналов некоторыми важными для практики эвристиками.
Мы приводим эту статью полностью, а затем сопоставим заложенные в нее идеи с тем, как на тот же круг вопросов (прогнозирование и влияние на сложные социальные системы) смотрит интрамаркетинг.
С. Дайер Харрис и Стивен Цейслер
Перевод и комментарий Романа Уфимцева
Фундаментальная предпосылка футуристов, стратегов и планировщиков состоит в том, что будущее может быть предугадано с достаточной степенью точности. Однако, даже беглое сопоставление прогнозов с реальными событиями недавнего прошлого показывает, насколько неверными обычно оказываются прогнозы.
Даже краткосрочные прогнозы становятся все более трудным делом. Причина в том, что вопреки нашим убеждениям, практически ни одна социальная, политическая или рыночная система не развиваются по линейным предсказуемым тропам. Они ведут себя нелинейным образом, потому что являются сложными адаптивными системами (САС).
О теории хаоса было написано много разного - от научных трудов до популярных эссе. Обычно в этих работах авторы предлагают воспринимать окружающий мир как "хаотический". Но оказывается, этой метафоры недостаточно. Если мы хотим улучшить свои способности в прогнозировании и планировании будущего, мы должны признать, что реальность не является хаосом, а образована сложными адаптивными системами - по крайней мере, социальная реальность. Такие системы имеют пять основных характеристик:
Чувствительность к небольшим изменениям,
Адаптируемость к изменениям среды,
В них действует детерминизм, а не случай,
Они сложны,
В них возможны краткосрочные, но не долгосрочные прогнозы.
Из-за этих свойств и их взаимодействий не только неблагоразумно полагаться на инструменты и методы, разработанные для прогнозирования линейных систем, оказывается все менее полезным пытаться предсказывать будущее, например, экстраполируя текущие тенденции. Сложные адаптивные системы, с которыми нам приходится иметь дело, ведут себя совершенно не так, как мы привыкли думать. Поэтому, мы должны освоить новые методы мышления и предвидения будущего.
Учет пяти важных характеристик сложных адаптивных систем может помочь тем, кто занят исследованием будущего, увидеть более широкий спектр возможностей и сценариев, улучшить способности к успешному предвидению.
Предвидение будущего сложных адаптивных систем
Мы все - умные и образованные люди. Мы усвоили несколько непреложных истин: прогнозы погоды точны и заслуживают доверия. Биологические виды эволюционируют, чтобы прийти в равновесие со своей средой. Геополитическое противостояние между Востоком и Западом неизбежно и вечно. Рыночные тенденции направлены на достижение равновесия между спросом и предложением. Свойства природы могут быть смоделированы с помощью законов Ньютона. Клиенты знают, чего они захотят в будущем. Угрозы проистекают от хорошо известных врагов.
Однако, почему в разгар пикника внезапно может пойти дождь? Почему биологические виды, которые благополучно существовали миллионы лет - судя по их следам в отложениях - внезапно исчезают? Почему в одну ночь рухнула Берлинская стена? Почему биржевые индексы скачут на сотни пунктов от эксцентричного заявления представителя властей? Почему мы проглядели последствия применения ДДТ, его влияние на птиц, а фреона - на озоновый слой? Почему персональные компьютеры, Интернет, службы экспресс-доставки, компакт-диски, стикерсы и CNN не возникли в результате анализа требований клиентов? Почему мы не предугадали трагедию в Руанде и 11 сентября?
Потому что мы думали неправильно. Наши модели слишком просты. Мир сложен. Он адаптируется. Он чувствителен к небольшим изменениям. Каждый из приведенных примеров является примером взаимодействий в САС. Исследования хаоса и сложных систем показали, как отдельные объекты, такие как биологические организмы или участники рынка, самоорганизуются в сложные и нелинейные структуры, такие как экосистемы и экономики, отдельные звезды - в галактики, снежинки - в лавины. Предсказание будущего нелинейных систем с помощью методов, предназначенных для прогнозирования линейных систем в лучшем случае бесполезно. Нам необходимы новые инструменты для эффективного взаимодействия с ними.
1
Григорий, вы даете! :)
Статья была только про слабые сигналы. Чтобы так все написать в одном материале! Объять необъятное.
Некоторые из перечисленных вами вещей освещены в других статьях на нашем сайте - скейлинг структур и параметров в САС, самоорганизующаяся критичность, степенная статистика, эволюционные циклы. И конечно, много у нас по недостаточности системно-динамического и общего системного подходов при попытке анализа поведения таких систем. Это, пожалуй, главная тема наша :)
Роман Уфимцев (11.09.2009 15:23)
2
Необходимо
http://blinioladi.ru http://osupe.ru http://salatiki.net
admin dimonbams@yandex.ru (2.06.2014 9:19)
Скажите своё слово!
Если вас возмутило, позабавило или заинтересовало то, что вы прочли, обязательно оставьте комментарий. Это лучшая гарантия, что авторам захочется писать ещё, чтобы вас возмущать, забавлять или заинтересовывать. Всё просто.
image Поля, отмеченные звездочкой, нужно обязательно заполнить
Заголовок комментария:
image Текст комментария: (не более 2000 символов, HTML-разметка удаляется)
image Ваше имя:
Ваш E-mail:
image Сколько будет дважды два? (ответьте цифрой, это проверка от спам-рассылок)
Отправить комментарий
Главные темы
Аутсорсинг маркетинга (11)Брендинг (10)Гештальт (31)Идентичность (10)Инновации (5)Интрамаркетинг (34)Информация и знания (6)Калининград (10)Кибернетика (21)Клиент и его роль (8)Когнитивный подход (80)Креатив и его роль (8)Латеральный маркетинг (10)Маркетинг отношений (6)Маркетинг услуг (16)Маркетинг-микс 4P-7P (6)Маркетинговые исследования (4)Маркетолог и его роль (8)Метафора (18)Мифология бизнеса (13)Начало своего бизнеса (11)Новая экономика (6)Новый маркетинг (5)Органическая логика (16)Политика и общество (19)Постиндустриальный мир (6)Принятие решений (4)Проблемы организаций (15)Прогнозирование (22)Реклама и ее роль (16)Рынок (5)Сбор и анализ данных (12)Сегментация (3)Сложные динамические системы (43)Социальные сети (4)Стратегия развития (9)Творческое мышление (10)Термины маркетинга (13)Управление знаниями (30)Управление персоналом (8)Фракталы (11)Холистическая парадигма (11)Цели и планирование (10)Циклы развития (12)Чего избегать (6)Эксперт и его роль (5)
Подписаться на ленту RSS
ООО "Ателье маркетинга ER", Роман и Елена Уфимцевы © 2003-2011